Поиск оптимальных контрактов в модели добровольного страхования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Голубев, Р. И. Поиск оптимальных контрактов в модели добровольного страхования / Р. И. Голубев, Д. О. Чернышов, К. С. Медведев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31716/ (дата обращения: 24.04.2024).



Рассматривается модель вертикальной дифференциации на рынке страхования, предложенная и исследованная в работах [4], [5], [6], [7], [8]. Фирма монополист предлагает потребителям услуги различного качества и цен, при этом каждый потребитель выбирает страховую услугу, максимизируя собственную функцию потребительского излишка, и единственный параметр неоднородности потребителей — вероятность наступления страхового случая.

Ключевые слова: страхование, вертикальная дифференциация, монополия, задача нелинейного программирования

Неотъемлемой частью современной экономики является сфера страхования. Человеческая жизнь устроена так, что невозможно исключить возникновение непредвиденных ситуаций, вызванных явлениями природы или обстоятельствами, которые не зависят от воли и желания человека. Эти неблагоприятные события, среди которых наиболее распространены стихийные бедствия и несчастные случаи, могут привести к значительным материальным убыткам, ущербу здоровья или потере трудоспособности. Отсюда возникает необходимость поиска путей минимизации указанных потерь, что и обусловило появление и развитие страхования.

Базовые предпосылки модели.

  1. Потребители формируют собственные оценки качества предлагаемых им услуг, которые играют роль как в определении верхней границы цены , приемлемой для данных потребителей, так и в выборе конкретной услуги из качества доступных или отказаться от всех.
  2. Потребители в разной степени готовы платить большую цену за повышение качества предлагаемых услуг. Обозначим за параметр, определяющий вероятность страхового случая потребителя:

  1. Множество стратегий фирмы — это всевозможные вектора , где — качество предлагаемых услуг, — цена

На первом этапе фирма выбирает уровни качества . При этом

.....................................................(1)

C точки зрения потребителей услуги являются заменителями, и в рассматриваемый промежуток времени потребитель может приобрести не более одной услуги.

На втором шаге фирма, назначает цены на свои услуги соответственно.

Каждый потребитель из числа S (далее будем считать, что ) стремится максимизировать свою функцию потребительского излишка следующего вида:

где — параметр, который показывает вероятность страхового случая потребителя. Чем больше вероятность страхового случая, тем большую цену готов заплатить потребитель за услуги страхования. t — случайная величина, равномерно распределённая на отрезке . Цель фирмы — максимизация прибыли от реализации своих услуг за рассматриваемый период.

Рис. 1. График самоотбора потребителей

Точки и на Рис. 1. отвечает потребителям, которым покупка услуги с той или иной ценой в равной степени привлекательна.

Все потребители, для которых параметр , выберут услуги по цене , все потребители, для которых параметр , выберут услуги по цене , а все потребители, для которых параметр , выберут услуги по цене . Так как доли рынка должны быть неотрицательны, необходимо ввести ограничение:

.......................................................(2)

Функция ожидаемой прибыли фирмы будет выглядеть:

.....................................................(3)

учитывая (2).

Где — средний размер страхового возмещения, а — ожидаемые затраты по сопровождению страхового случая потребителя с параметром (costoftheclaimshandingprocedure).

Поиск оптимальных контрактов.

Чтобы максимизировать функцию прибыли (3), используем попятно-рекуррентную процедуру, начиная со второго шага (нахождения вектора оптимальных цен).

Составим и решим систему

Эта система имеет единственное решение:

которое является точкой максимума функции ожидаемой прибыли при условиях (1) и .

Теперь рассмотрим первый этап (поиск оптимальных качеств). Функция ожидаемой прибыли ,), может быть записана в виде:

Как можно заметить, не зависит от . Производная

строго отрицательна, а производная

строго положительна. Следовательно, оптимальный уровень качества есть а оптимальный уровень качества есть.

Таким образом, функция прибыли будет выглядеть следующим образом

.....................................................(4)

что является результатом при рассматривании двух контрактов, полученное в [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что фирме не имеет смысла предлагать три контракта.

Рассмотрим альтернативное решение задачи максимизации функции прибыли . Обозначим ограничения следующим образом:

и воспользуемся теоремой Куна-Таккера.

Рассмотрим ЗНП:

.......................................................(5)

Условие регулярности в ЗНП считается выполненным. Пусть — оптимальное решение (19). Следовательно, удовлетворяет условиям Куна-Таккера:

  1. — условие допустимости.
  2. — условие оптимальности.
  3. — условие дополняющей нежесткости.

Составим функцию Лагранжа для данной задачи:

Решая задачу нелинейного программирования было получено решение (4).

Заключение.

Был изучен вопрос о целесообразности применения фирмой монополистом трёх различных контрактов в условиях добровольного страхования. Задача была решена двумя способами: с помощью попятно-рекуррентной процедуры [2], и используя теорему Куна-Таккера [1]. Из приведённых решений можно сделать вывод, что такое поведение не принесет фирме больше прибыли, чем при использовании фирмой двух контрактов.

Литература:

  1. Васильев Ф. П. Методы оптимизации. М.: Факториал Пресс, Гл. ред. ФИЗМАТЛИТ, 2002. 824 c.
  2. Петросян Л. А., Кузютин Д. В. Устойчивые решения позиционных игр. СПб.: Издательство СПбГУ, 2008. 326 c.
  3. Kuzyutin D. V., Nikitina M. V., Smirnova N. V., Razgulyaeva L. N. The vertical differentiation model in the insurance market: costs structure and equilibria analysis // Contributions to Game Theory and Management, 2015. P. 176–186
  4. Okura M. The vertical differentiation model in the insurance market // International Journal of Economics and Business Modeling, 2010. № 1(2). P. 12–14.
  5. Schlesinger H., Schulenburg J. Search costs, switching cost and product heterogeneity in an insurance market // M. G. V. D. Journal of Risk and Insurance, 1991. № 58. P. 109–119.
  6. Schlesinger H., Schulenburg J. Consumer information and decisions to switch Insurers. // M. G. V. D. Journal of Risk and Insurance, 1993. № 60. P. 591–615.
  7. Tirole J. The theory of industrial organization. Cambridge: The MIT Press, MA. 1988. 943 p.
Основные термины (генерируются автоматически): потребитель, услуга, цена, вертикальная дифференциация, нелинейное программирование, ожидаемая прибыль, оптимальный уровень качества, попятно-рекуррентная процедура, потребительский излишек, функция прибыли.


Ключевые слова

страхование, монополия, вертикальная дифференциация, задача нелинейного программирования

Похожие статьи

Поиск равновесных решений в модели страхования

фирма, SPE, потребитель, функция, услуга, ценовая конкуренция, двухшаговая игра, вертикальная дифференциация, потребительский излишек, оптимальный уровень качества фирмы.

Геометрические приложения определенного интеграла в задачах...

Потребительский излишек (добавочная выгода потребителя) ‒ это превышение общей стоимости, которую потребитель готов

Рассмотрим кривую спроса ([4], с.33–34) некоторого товара, заданную как функцию , где ‒ цена единицы товара, а ‒ количество купленного товара.

Исследование показателей поведения потребителей...

Ключевые слова: бренд, поведение потребителей.

1. Повышение цен поставщиков. 2.Уровень доходов населения.

Ценовая политика фирмы строится на принципе высокое качество - средняя цена, что создает необходимый спрос на услуги во время работы...

Приложения определенного интеграла к решению задач экономики

Геометрические приложения определенного интеграла в задачах о добавочной выгоде производителя и потребителя и при нахождении коэффициента Джини.

Применение методов нелинейного программирования к решению экстремальных геометрических задач.

Множество Парето в задачи максимизации функции полезности

Ключевые слова: теория потребления, функция полезности, штрафные функции, нелинейное программирование, метод штрафных функций, множество Парето.

Учитывая структуру цен, доход и собственные предпочтения, потребитель приобретает определенные количества благ...

Влияние дифференциации продукта на конкурентоспособность...

Дифференциация предполагает достижение конкурентного преимущества путем создания продуктов или услуг, которые воспринимаются потребителями как уникальные. При этом компании могут назначать премиальную цену. Стратегия реализуется, когда потребительские...

Особенности поведения потребителей при совершении покупки...

Среди общих факторов наиболее важны для потребителей: цена, бренд, компания-производитель, возможность опробовать на себе, расположение торговой точки, отзывы друзей и знакомых, наличие сертификата качества продукта.

Роль формирования лояльности потребителей к компании...

Так, исходя из уровня лояльности, можно определить степень устойчивости потребителей к действиям конкурентов, а также вероятность их

Лояльность клиентов выявляется через их отношение к товарам или услугам компании, качеству сервиса, внешнему виду упаковки...

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Предприятие, имеющее более низкие издержки производства, получает большую величину прибыли, что позволяет расширять масштабы производства, повышать его технический уровень, экономическую эффективность и качество продукции, а также совершенствовать...

Похожие статьи

Поиск равновесных решений в модели страхования

фирма, SPE, потребитель, функция, услуга, ценовая конкуренция, двухшаговая игра, вертикальная дифференциация, потребительский излишек, оптимальный уровень качества фирмы.

Геометрические приложения определенного интеграла в задачах...

Потребительский излишек (добавочная выгода потребителя) ‒ это превышение общей стоимости, которую потребитель готов

Рассмотрим кривую спроса ([4], с.33–34) некоторого товара, заданную как функцию , где ‒ цена единицы товара, а ‒ количество купленного товара.

Исследование показателей поведения потребителей...

Ключевые слова: бренд, поведение потребителей.

1. Повышение цен поставщиков. 2.Уровень доходов населения.

Ценовая политика фирмы строится на принципе высокое качество - средняя цена, что создает необходимый спрос на услуги во время работы...

Приложения определенного интеграла к решению задач экономики

Геометрические приложения определенного интеграла в задачах о добавочной выгоде производителя и потребителя и при нахождении коэффициента Джини.

Применение методов нелинейного программирования к решению экстремальных геометрических задач.

Множество Парето в задачи максимизации функции полезности

Ключевые слова: теория потребления, функция полезности, штрафные функции, нелинейное программирование, метод штрафных функций, множество Парето.

Учитывая структуру цен, доход и собственные предпочтения, потребитель приобретает определенные количества благ...

Влияние дифференциации продукта на конкурентоспособность...

Дифференциация предполагает достижение конкурентного преимущества путем создания продуктов или услуг, которые воспринимаются потребителями как уникальные. При этом компании могут назначать премиальную цену. Стратегия реализуется, когда потребительские...

Особенности поведения потребителей при совершении покупки...

Среди общих факторов наиболее важны для потребителей: цена, бренд, компания-производитель, возможность опробовать на себе, расположение торговой точки, отзывы друзей и знакомых, наличие сертификата качества продукта.

Роль формирования лояльности потребителей к компании...

Так, исходя из уровня лояльности, можно определить степень устойчивости потребителей к действиям конкурентов, а также вероятность их

Лояльность клиентов выявляется через их отношение к товарам или услугам компании, качеству сервиса, внешнему виду упаковки...

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Предприятие, имеющее более низкие издержки производства, получает большую величину прибыли, что позволяет расширять масштабы производства, повышать его технический уровень, экономическую эффективность и качество продукции, а также совершенствовать...

Задать вопрос