Библиографическое описание:

Зухов А. С. Влияние тренировочной нагрузки плиометрической направленности на коэффициент мощности в тесте plyometry // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 939-941.



В статье рассмотрен вопрос влияния плиометрических упражнений на показатель коэффициент мощности отталкиваний в тесте plyometry. Результаты исследования показали, что у спортсменов, принимавших участие в исследовании, после выполнения плиометрических упражнений, наблюдалось снижение коэффициента. Спустя 24 часа после выполнения плиометрических упражнений наблюдалось увеличение коэффициента, которое при этом не вернулось к исходному уровню ни у одного испытуемого.

Ключевые слова: коэффициент мощности, тест plyometry, плиометрические упражнения, контроль

При тестировании двигательной подготовленности спортсменов, наиболее широко применяемым и наиболее изученным является прыжок с места вверх. Поэтому, по мнению В. Г. Медведева, разновидности этого упражнения целесообразно использовать в качестве модели для отработки и совершенствования методов оценки технической и физической подготовленности спортсменов в разных видах спорта [2, с. 3]. В тоже время результаты исследований H. Makaruk, T. Sacewicz свидетельствуют о том, что выполнение плиометрических упражнений в течение 6 недель с установкой на минимальное время контакта с опорой не привело к изменениям результатов ни в прыжке с места вверх, ни в пятикратном прыжке с места [5]. Изменения наблюдались лишь при выполнении прыжка в глубину по показателю времени отталкивания, которое сократилось, а также мощности отталкивания, которая возрасла. Это подтверждает данные В. В. Бойко о том, что применяемые тесты должны отвечать специфике тренировочных нагрузок и соответствовать этапу подготовки [3].

В связи с перечисленным выше, можно рекомендовать использовать тестplyometry для выявления изменений в организме занимающихся, вызванных выполнением упражнений в плиометрическом режиме работы. Отметим, что данный тест используется в тренировочном процессе и в научных исследованиях, но в меньшей степени, чем различные вариации прыжка с места вверх.

В исследовании, проведенном L. Šmída, R. Rozim, E. Bendíková, авторы оценивали эффективность отобранных упражнений, направленных на увеличение взрывной силы при помощи теста plyometry, используя прибор Myotest [4]. После проведения исследования авторы отмечали, что у одних испытуемых высота прыжка в тесте plyometry значительно улучшилась (так, у ученика M. J. она возросла на 10,6 см), а у других ухудшилась. Самое большое снижение наблюдалось у ученика K. L., уменьшение высоты прыжка составило 7 см. Среднее улучшение времени контакта с опорой уменьшилось на 2,7 мс, но не являлось статистически достоверным при P ≥ 0,05. Такие различия в приростах результатов авторы связывали не с тем, что тест является неинформативным либо ненадежным, а с тем, что некоторые занимающиеся пропускали учебные занятия в связи с получением травм.

Отметим, что выполняемые прыжковые тесты зачастую используются для выявления уровня развития взрывной силы, либо для оценки эффективности применяемых тренировочных программ, направленных на увеличение взрывной силы. Это свидетельствует о том, что контроль при таком способе построения тренировочного процесса осуществляется на уровне кумулятивного тренировочного эффекта. В связи с этим возникает вопрос о возможности использования данных тестов для контроля отставленного и срочного тренировочного эффектов.

В нашем исследовании рассматривается возможность использования теста plyometry для выявления отставленного тренировочного эффекта плиометрических упражнений.

Организация исследования. Исследование проводилось в период с 23.03.2016 по 24.03.2016 гг. на 3-х студентах, занимающихся в секции легкой атлетики ФГБОУ ВО «СибАДИ». Студенты были разного уровня подготовленности и показывали спортивные результаты в беге на короткие дистанции соответствующие 1-му, 2-му и 3-му спортивному разряду. В начале тренировочного занятия, после его окончания и перед началом следующего занятия, проводимого на следующий день, выполнялся тест plyometry с вычислением показателя коэффициент мощности отталкиваний [1]. В тренировочном занятии, проводимом 23.03.2016 г., выполнялось два прыжковых упражнения в плиометрическом режиме работы. Дозировка в упражнении прыжок с места вверх с подтягиванием коленей к груди (нужно прыгать максимально высоко и максимально быстро отталкиваться от опоры) составляла пять подходов по 20 повторений, а в упражнении прыжки со скамейки (высота 40 см) на пол на скамейку (рис.1) — один подход длительностью 60 сек (с заданием выполнить как можно больше прыжков при минимальном времени отталкивания от опоры).

Рис.1. Прыжки со скамейки на пол, на скамейку

Выполнение теста plyometry и упражнений в тренировочном занятии осуществлялось на тензометрической платформе, габаритные размеры которой составляли: по ширине 600 мм, по длине 800 мм, по высоте 80 мм. Погрешность измерительного устройства ± 0,5 %, диапазон измерения нагрузки от 0 до 800 кг, предельная пиковая нагрузка 1000 кг, частота измерений нагрузки от 1 до 500 Гц, измерения проводились с частотой 100 Гц.

Тест plyometry заключался в выполнении 4–6 прыжков непосредственно на тензометрической платформе из неподвижного положения, с заданием выпрыгнуть максимально высоко при минимальном времени контакта с опорой. Руки при выполнении всех прыжков должны находиться на талии, а колени не должны были сгибаться. Расчет коэффициента мощности отталкиваний осуществлялся как среднее число трех лучших попыток, рассчитанных путем деления времени полетной фазы на время опорной фазы.

Результаты исследования иих обсуждение. Результаты выполнения тестаplyometry (рис. 2.) свидетельствуют о том, что у спортсменов разного уровня подготовленности величина коэффициента мощности отталкиваний различается. Чем выше уровень спортивной квалификации, тем выше значения коэффициента.

Рис. 2. Динамика изменения показателя индекс мощности отталкиваний в тесте plyometry

У всех спортсменов после выполнения плиометрических упражнений в тренировочном занятии, проведенном 23.03.2016 г., наблюдалось снижение коэффициента мощности отталкиваний. Это снижение может свидетельствовать об утомлении мышц, принимающих участие в выполнении тестового упражнения. Спустя 24 часа после окончания тренировочного занятия у всех спортсменов наблюдается увеличение коэффициента, при этом ни у кого из них данный показатель не превысил значений, зафиксированных днем ранее. Это свидетельствует о том, что взрывные способности мышц нижних конечностей, в частности мышц, обеспечивающих сгибание голеностопного сустава, могут оказаться не готовы к выполнению упражнений в плиометрическом режиме на рекордных уровнях.

На основании результатов исследования можно предположить, что тест plyometry может быть использован не только для оценки кумулятивного тренировочного эффекта, но и для оценки отставленного тренировочного эффекта, что особенно актуально при использовании в тренировочном процессе плиометрических упражнений. Это связано с тем, что при выполнении данного вида упражнений зачастую достаточно сложно оценить результативность их выполнения, но в тоже время можно оценить получаемые тренировочные эффекты на основании результатов, полученных в тесте после завершения тренировочного занятия. Однако из-за небольшого размера выборки представленные результаты нельзя рассматривать как убедительное доказательство целесообразности использования теста plyometry в тренировочном процессе для оценки отставленного тренировочного эффекта. Для будущих исследований мы намереваемся увеличить выборку, а также обосновать возможность использования теста plyometry для оценки срочного тренировочного эффекта после использования плиометрических упражнений. Это позволит начать разработку методики, направленной на увеличение коэффициента мощности отталкиваний в тесте plyometry и других упражнениях, выполняемых в плиометрическом режиме работы.

Выводы.

  1. Чем выше спортивная квалификация, тем выше значения коэффициента мощности отталкиваний в тесте plyometry.
  2. После выполнения плиометрических упражнений в тренировочном занятии наблюдается снижение коэффициента мощности отталкиваний в тесте plyometry.
  3. Показана возможность использования теста plyometry для оценки отставленного тренировочного эффекта после выполнения плиометрических упражнений.

Литература:

  1. Самойлов, Г.В.Особенности специальной скоростно-силовой подготовки женщин в тройном прыжке: автореф. … канд. дис. пед. наук / Г.В. Самойлов. — М., 2002. — 24 с.
  2. Медведев, В. Г. Интегративный подход к изучению и оценке технического мастерства спортсменов: автореф. … канд. дис. пед. наук / В. Г. Медведев. — М., 2013. — 23 с.
  3. Бойко, В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В. В. Бойко. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 144 с.
  4. Šmída, L. The influence of selected exercises on level of explosive strength of lower limbs of pupils in volleyball preparation / L. Šmída, R. Rozim, E. Bendíková // European researcher. Series A. — 2014. — Vol. (85), № 10–2. — P. 1858–1864.
  5. Makaruk, H. Effects of plyometric training on maximal power output and jumping ability / H. Makaruk, T. Sacewicz // Human Movement. — 2010. — Vol. 11, Issue 1. — P. 17–22.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle