Библиографическое описание:

Филатова С. Э. Единая система оценки удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинской помощи (Красноярск) // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1492-1496.



В статье с помощью социального опроса дана оценка удовлетворенности качеством и доступности медицинской помощи в городе Красноярске. Рассмотрены текущие проблемы медицинского обслуживания, а также возможные причины такого обслуживания.

Ключевые слова: медицина, медицинское обслуживание, нанотехнологии, медицинская помощь, здравоохранение

В указе Президента РФ «О совершенствованной политики в сфере здравоохранения» (от 7 мая 2012 года, указ № 598) президент постановляет снизить смертность по всем показателям к 2018 году, разработать комплекс мер к усовершенствованию оказания медицинской помощи, обеспечить дальнейшую работу направленную на формирование здорового образа жизни, разработать до 1 мая 2013г. Комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения РФ медицинскими кадрами, повышение квалификаций медицинских кадров, а также органам исполнительной власти субъектов РФ ежегодно, в 1 квартале, представлять в Правительство РФ доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности за отчетный год.

Программа «Развитие здравоохранения Красноярского края на 2013–2020 годы» предусматривает внедрение трехуровневой системы оказания медицинской помощи, по которой:

На первом уровне (подразделения центральных районных и городских больниц и поликлиник) выявление патологии, осуществление профилактической помощи, а также осуществление динамического диспансерного наблюдения за пациентами в амбулаторных и стационарных условиях. На первом уровне оказывается медицинская помощь в условиях центральных районных больниц и стационаров небольших городских больниц, а также в городских поликлиниках и врачебных амбулаториях. Количество медицинских организаций в 2011 году составило 126, в 2013 году — 124, в 2020 году -79.

На втором, межмуниципальном, уровне — детализация диагноза, определение возможности для проведения лечебных мероприятий на данном уровне либо установление показаний для направления в краевые учреждения здравоохранения. Количество медицинских организаций в 2011 году- 28; в 2013 году — 30; в 2020 году — 33.

На третьем уровне (медицинские организации краевого уровня) будет оказываться медицинская помощь пациентам, которым необходимо оказание высокозатратной технологичной медицинской помощи с использованием современной диагностической техники и высокотехнологичных методов исследования и лечения по узким профилям. Количество медицинских организаций в 2011 году составляло 23, в том числе в 2 медицинских организациях оказывалась высокотехнологичная медицинская помощь, в 2013 году — 23, в том числе в 2 медицинских организациях — высокотехнологичная медицинская помощь, в 2020 году — 16, в том числе в 5 медицинских организациях будет оказываться высокотехнологичная медицинская помощь. Кроме этого, на территории Красноярского края высокотехнологичная помощь оказывается в 2 федеральных медицинских организациях.

Разделение потоков больных позволит рационально использовать дорогостоящее медицинское оборудование и кадровые ресурсы, снизить длительность пребывания в стационарах. Но, из вышесказанного наблюдается динамика снижения медицинских организаций, что может быть связано с сокращением кадрового персонала, в связи с увеличением круга должностных обязанностей врача.

В день в городе Красноярск умирает 20 человек (12 из них от рака). Половина людей умирают из-за несвоевременного обращения в медицинскую службу, ошибки врачей, или небрежного отношения людей к лечению своего здоровья.

Для выявления оценки текущего состояние здравоохранения среди граждан города Красноярск был проведен социальный опрос. Для начала в документе «Стратегия 2020» был найден опрос, который показал неутешительные данные: шок с оной стороны, а с другой констатировал факт. Людям задавали вопрос «По Вашему мнению, в каком состоянии находятся сегодня в нашей стране перечисленные отрасли социальной сферы?» (% опрошенных).

Рис.1. Социальный опрос граждан

Как видно, здравоохранение находится на втором месте по неудовлетворенности людей в социальных сферах.

Далее оппонентам автором статьи было предложено ответить на следующие вопросы:

Вы довольны качеством и доступностью медицинской помощью?

Рис.2. Оценка качества доступности

Большинство оппонентов оказалось недовольными (53 %), ответ да дало 23 %, ответ нет 24 % среди опрошенных.

Следующий вопрос был такой: какова потребность в скорой медицинской помощи (т. е. как часто вы вызываете скорую помощь?)

Рис 3. Потребность в скорой помощи

Большинство (49,1 %) вызывают скорую помощь один раз в месяц, 35,8 %- несколько раз в год, 7,5 %- несколько раз в месяц, 3,8 %- реже 1 раза в год, а также не вызывали более трех лет 3,8 % оппонентов.

На какую оценку вы оцениваете медицинскую помощь? (по 5-ти бальной шкале)

Рис. 4. Оценка качества медицинской помощи

Большинство людей оценивают на оценку 4.

Так же оппонентам было предложено выделить плюсы и минусы в медицинской помощи. Ответы показали следующее:

Минусы:

‒ недостаточная квалифицированность медицинских работников

‒ огромные очереди

‒ низкое качество обслуживания пациентов

‒ несвоевременное оказание помощи

‒ грубое отношение со стороны персонала

‒ старые помещения больниц, поликлиник

‒ нехватка специалистов

‒ большинство медицинских услуг платное, а если бесплатное, то огромные очереди по полгода.

Плюсы:

‒ начали проводить операции на сердце по новой технологии

‒ заработали два детских диагностических центра

‒ материнский капитал

‒ большое количество аптек

‒ огромное количество частных клиник нового оборудования

Немаловажным критерием эффективности медицинской помощи является КАЧЕСТВО медицинской помощи — свойство процесса оказания медицинской помощи определяемое состоянием его существенных признаков:

‒ правильностью выполнения медицинских технологий,

‒ риском прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и/или возникновения нового патологического процесса,

‒ оптимальностью использования ресурсов медицины,

‒ удовлетворенностью потребителей медицинской помощи.

Критерии оценки эффективности медицинской помощи определяются на основе:

‒ действующих в системе здравоохранения законодательных и иных нормативных правовых актов;

‒ стандартов, утвержденных органами управления здравоохранением;

‒ отчетов объектов аудита эффективности о проделанной работе и планов их работы по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью;

‒ общепринятых норм, которыми руководствуются проверяемые объекты в практической деятельности;

‒ материалов предыдущих проверок.

Медицинские услуги являются качественными только тогда, когда они эффективны, существенны, адекватны и рациональны — то есть экономичны.

Показатели оценки качества медицинской помощи

1. Медицинский эффект (динамика показателей):

1.1. летальность в больничных учреждениях

1.2. смертность на дому от управляемых причин

1.3. уровень расхождения диагнозов клинических и патологоанатомических; установленных в поликлинике, скорой помощи и стационаре

1.4. запущенность патологии (активная форма туберкулеза, онкологических заболеваний, венерических заболеваний и пр.)

1.5. количество удовлетворенных судебных исков на некачественную медицинскую помощь и уровень материального возмещения нанесенного ущерба здоровью граждан

2. Социальный эффект (динамика показателей):

2.1. средняя продолжительность предстоящей жизни

2.2. уровень естественного прироста населения (депопуляции)

2.3. младенческая смертность

2.4. материнская смертность

2.5. инвалидность (первичный выход и контингенты)

2.6. смертность лиц трудоспособного возраста и средний возраст умерших в трудоспособном возрасте (потери трудового потенциала за счет преждевременной смертности)

2.7. заболеваемость важнейшими социально-значимыми болезнями и контингенты (туберкулез, алкоголизм, наркомания, венерические, психические заболевания и пр.)

Доступность медицинской помощи — это свободный доступ к службам здравоохранения вне зависимости от географических, экономических, социальных, культурных, организационных или языковых барьеров.

Продвижение медицины вперед показывает положительные результаты. Внедрение нано-процессов позволит людям быстро и качественно лечить болезнь. Например, такие продвижения в технологии, как:

  1. Биологические наночипы, помогающие проводить диагностику соматических и инфекционных заболеваний, в том числе видовую идентификацию возбудителей особо опасных инфекций и токсинов.
  2. Наночастицы, использующиеся как лекарственные препараты нового поколения, а также как контейнеры для адресной доставки медикаментов в клетки-мишени.
  3. Медицинские нанороботы, устраняющие дефекты в организме больного человека путем управляемых нанохирургических вмешательств.
  4. Создание искусственных органов.
  5. Создание принципиально новых типов перевязочных материалов с антимикробной, противовирусной и противовоспалительной активностью.
  6. Бессмертие или устранение такого свойственного каждому человеку «ограничения», как время жизни.

Подводя итог на основе социального опроса и критериев оценивания вывод можно сделать такой — наша медицина должна стать более доступней. Если ученые внедряют нанотехнологии, выпускают новые лекарства, проводят сложнейшие операции, то очереди на это громадные, не говоря уже о сумме этих операций, что оставляет желать лучшего. Стоит посмотреть на стенды, объявления, баннеры, где просят отправить ту или иную смску на операцию детей, по пересадке органов или еще чего-нибудь, почему внедренные технологии, ультра современная техника не позволяет проводить такие операции? Когда будет перешагнут барьер и хоть немного приблизится медицина к Израильской, которая считается наилучшей, это огромный минус существующей медицины, ведь люди копят деньги, ограничивают себя в чем-то, чтоб поправить здоровье за границей. На медицину отводиться от ВВП всего 3,5 %, а в Германии, например, 9 %. Это очень малый процент, для такой большой державы как Россия. Почему пожилые люди, стоят часами, неделями, месяцами, годами чтоб попасть на ту или иную операцию, да и не только пожилые, обычные жители Красноярска жалуются на недоступность. А качество вообще оставляет желать лучшего, ведь перед каждой операцией пациент пишет данные своих родственников, и записку, что был предупрежден о последствиях? А сколько умирают на врачебных столах, по врачебным ошибкам. Разве это нормально? Разве это и есть наилучшее качество? Такого не должно быть! Врачи должны давать больше гарантии человеку на жизнь! Отечественные медикаменты сейчас уже не котируются, зато импортные медикаменты стоят бешеных денег, которые ничем не отличаются от отечественных. Возможная причина всех этих недостатков медицины может быть не достойная квалификация врачей, которые не совсем умеют обращаться с нано техникой, низкая заработная плата, большая загруженность. Плюсы в современной медицине тоже есть, например то, что ежегодно открываются новые центры для проведения сложнейших операций. Средняя оценка такова существующей медицины — удовлетворительно.

Литература:

  1. Программа «Развитие здравоохранения Красноярского края на 2013–2020 годы».
  2. Министерство здравоохранения Красноярского края, http://www.kraszdrav.ru/
  3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 26.04.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle