Библиографическое описание:

Сионский А. В. Государственная конкурентоспособность России в условиях кризиса // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1446-1460.



Настоящая статья посвящена исследованию некоторых аспектов проблемы конкуренции на уровне государства и оценке возможности оптимизации действий для достижения успехов в конкурентной борьбе в условиях кризиса. Дано понятие конкурентоспособности и проанализирован уровень конкурентоспособности по сравнению с другими странами. Представлены факторы, которые влияют на конкурентоспособность государства. Предложены рекомендации по повышению эффективности конкурентоспособности экономики России. Дана методика сравнения конкурентоспособности государства на основе расчётов и сравнения их рейтингов. В конце статьи сделан вывод по уровню развития конкурентоспособности в России.

Ключевые слова: конкурентоспособность, ВВП, финансовые ресурсы, индекс ОПОРА, налоги

Настоящая статья посвящена исследованию некоторых аспектов проблемы конкуренции на уровне государства и оценке возможности оптимизации действий для достижения успехов в конкурентной борьбе в условиях кризиса.

Конкурентоспособность — это способность определённого объекта или субъекта отвечать запросам заинтересованных лиц в сравнении с другими аналогичными субъектами и/или объектами. Объектами могут быть товары, предприятия, отрасли, регионы (страны, области, районы). Субъектами могут выступать потребители, производители, государство, инвесторы. (1)

В сегодняшних рыночных условиях России достаточно сложно конкурировать с другими странами по ряду причин:

1) Тяжёлая внутренняя экономическая ситуация (Высокий уровень скрытой инфляции, низкий уровень ВВП, высокий уровень безработицы)

2) Тяжёлые входные барьеры на рынок:

а) Наличие монополий, которые захватывают ресурсы и единолично управляют ими.

б) Разные финансовые возможности участников рынка

в) Труднодоступность рекламы, в связи с её высокой стоимостью.

г) Эффект масштаба.

3) Законодательная база, содержащая ряд барьеров для развития всех видов бизнеса.

Конкурентоспособность товара или услуги зависит от поведения, предпочтений и платёжеспособности потребителя. Как следует из официальных источников (РБК), на сегодняшний день платёжеспособность россиян очень низкая (снижение реальных доходов россиян на 6,9 % в феврале (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года). В среднем, доходы работающих людей за год выросли на 0,5 процента и составили 28 тысяч рублей. Средняя заработная плата увеличилась на 5,3 процента в номинальном значении, но в реальном уменьшилась на 2,6 процента и составила 32,9 тысяч рублей. Снизились и макроэкономические показатели России, такие как: ВВП, продукция промышленности, продукция сельского хозяйства, инвестиции в основной капитал и т. д.

Конкурентоспособность российского государства в целом существенно не меняется, потому что основной доход государства составляет выручка от реализации за рубеж минерального сырья. В физическом отношении ВВП России продолжает падать, но темпы падения уменьшились за счёт существенной девальвации рубля, см. рисунок 1. В денежном выражении ВВП растёт, см. рисунок 1.

ВВП РФ в физическом выражении в первом квартале 2015 года снизился относительно соответствующего периода 2014 года на 1,9 %. Такую предварительную оценку дал 16 мая 2015 г. Росстат.

Конкурентоспособность страны зависит от таких факторов, как:

1) Уровень жизни населения;

2) ВВП;

3) Эффективность государственного управления;

4) Уровень развития ВПК и т. д.

На рисунке 1 представлены значения ВВП России за период 2014–2015 годы.

image131752126.jpg (600×435)

На сегодняшний день экономика России мало конкурентоспособна по сравнению с другими странами. На такое положение дел оказали влияние такие факторы, как:

1. Низкая доступность финансовых ресурсов.

Чтобы оценить доступность финансовых ресурсов для МСБ, можно обратиться к результатам опроса «Индекс ОПОРА 2012», проводимого Евразийским институтом конкурентоспособности [5]. Согласно результатам данного опроса, финансовые ресурсы скорее недоступны малым и средним производственным компаниям. Если краткосрочное финансирование еще возможно получить без особых проблем, то финансирование на период более трех лет найти гораздо труднее. Лишь 30 % опрошенных заявили о том, что получение кредита на длительный срок прошло без затруднений, остальные же считают это большой проблемой современного бизнеса. Кроме того, около 83 % респондентов считают, что получение финансирования из венчурных фондов является очень трудным процессом, а порой и невозможным. Если же говорить непосредственно о ставках по кредитам, то в России она составляет приблизительно 17–19 %, в то время как в Южной Корее процентная ставка составила около 7 %, а в Канаде — 5 %.

2. Труднодоступность недвижимости.

Фактор доступности недвижимости и земли, а, вернее, их малодоступность являются существенным препятствием на пути создания благоприятной экономической среды в России. При приобретении или аренде земельного участка или производственного помещения каждый второй бизнесмен, согласно результатам опросов, испытывает значительные трудности. Существует значительный дефицит приспособленных для осуществления предпринимательской деятельности нежилых помещений. Что касается складских помещений, то здесь о возникших проблемах заявили 30 % опрошенных. Интересно, что каждый пятый предприниматель отмечает сложности в поиске офисных помещений. Таким образом, труднодоступность приобретения или аренды земли, производственного складского помещения значительно затрудняет ведение бизнеса в России.

3. Малоразвитая энергетическая инфраструктура.

По опросам предпринимателей, вопрос электрификации стоит достаточно остро на сегодняшний день. Для значительного количества предприятий процесс подключения к энергосети является практически недоступным, требуя, по результатам опроса Союза Российских Предпринимателей, около года, в течение которого необходимо собрать огромное количество документов и преодолеть различные административные барьеры. Кроме того, 24 % опрошенных, согласно данным Евразийского института конкурентоспособности, считают, что тарифы на электроэнергию весьма высоки и «существенно ограничивают развитие бизнеса». В Doing Business Индексе 2012 Россия занимает последнее 183-е место по сложности подключения к электросетям [4].

4. Нехватка квалифицированных кадров.

На сегодняшний день квалифицированные инженеры и технические специалисты являются очень ценным товаров на рынке труда. Для большинства компаний эта проблема является очень серьезной. Около 75 % опрошенных предпринимателей заявили, что регулярно сталкиваются с этой проблемой, при этом труднодоступными являются квалифицированные кадры, как для производственных подразделений, так и для непроизводственных. Асимметричность спроса на рынке труда и предложения — на образовательном рынке проявляется с каждым годом все больше.

5. Неразвитость транспортной инфраструктуры.

Что касается транспортной инфраструктуры, то здесь, по мнению 30 % предпринимателей также имеются значительные недостатки, а именно, качество автомобильных дорог оставляет желать лучшего. Также отсутствие особой конкуренции на рынке авиакомпаний приводит к достаточно высокой цена авиаперелетов внутри страны, также нет удобных и экономичных лоукостеров. Если говорить о железнодорожном сообщении, то оно между некоторыми городами, принадлежащими разным регионам, и вовсе отсутствует.

Кроме того, предпринимателям зачастую приходится сталкиваться с проблемой нахождения логистических услуг на аутсорсинге, что широко распространено за рубежом (компания FedEx).

6. Высокое налогообложение.

Тяжелое налоговое бремя отпугивает от ведения бизнеса в России как отечественных, так и иностранных предпринимателей. Достаточно вспомнить удвоение ставки по страховым взносам в 2013 году, когда в результате этого нововведения за первый месяц закрылось около 100 тыс. ИП. Размер выплат тогда составил 30 тыс. рублей, при этом нужно отметить, что за последние пять лет налоговое бремя постоянно увеличивается. Это является чрезвычайной нагрузкой для новичков в бизнесе. В таких странах, как Сингапур, Гонконг от таких выплат предприниматели и вовсе освобождены или же имеют облегченный режим оплаты. Также к недостаткам налоговой системы РФ относят непостоянство налоговой политики, высокую вероятность внесения негативных изменений.

7. Некомпетентность управленческих кадров.

В российских университетах ежегодно выпускаются тысячи экономистов и менеджеров. Однако уровень управленческих компетенций достаточно низок по сравнению с ведущими вузами Великобритании или США. Довольно слабые представления имеются в сфере маркетинга, бизнес–идеи же зачастую просто заимствуются из Запада. Как заявил Сергей Борисов, Вице-президент по развитию малого бизнеса ОАО «Сбербанк России» на всемирном конгрессе предпринимателей 2014, «главная проблема — это отсутствие знаний и навыков. Виноваты не чиновники, а неумение составить бизнес-план, оценить объем рынка и найти свой сегмент на нем, незнание, как защитить свою интеллектуальную собственность, как составить налоговую декларацию». Это в целом говорит о значительных пробелах в системе образования РФ.

8. Низкая платежеспособность населения.

Другой немаловажной проблемой для ведения бизнеса в России является низкая платежеспособность населения. Как сказал Президент Союза предпринимателей и товаропроизводителей Валерий Сергиенко, «зачем производить, если не можем продать?». В качестве примера депутат привел ситуацию с заводом холодильников «Бирюса». «Раньше там 850 тыс. холодильников выпускали — очередь была, теперь половину делают, а девать некуда». То же самое происходит и с другой продукцией. Действительно, кроме центральных регионов и отдельных городов с достаточно высоким уровнем жизни, в среднем по стране доход населения низкий. Низкие доходы ведут к малому спросу, что также препятствует развитию бизнеса в стране.

9. Административные барьеры.

«Развитию российской экономики мешает, в первую очередь, избыточный уровень административных барьеров», — об этом говорится в докладе «На пути к росту» Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). «В России, Китае, ЮАР и Турции, несмотря на некоторое улучшение ситуации, сохранятся высокий уровень административных барьеров, оказывающих негативное влияние на конкурентную среду, и малоэффективный уровень управления госкомпаниями» говорится в документе. Кроме того, если мы вспомним 1119 лицензий, необходимых для получения разрешения на строительство, а также срок, приближающийся к 300 дням, обременительность административных барьеров в России станет более очевидной.

10. Отсутствие единых «правил игры».

По данным опроса РСПП, 82 % компаний полагают, что единых правил ведения бизнеса нет или скорее нет. «Под правилами подразумеваются также и менее формализованные, но оттого не менее важные элементы взаимодействия бизнеса и власти, например, обязательность или необязательность включения жестких показателей создания рабочих мест при заключении инвестиционного соглашения между региональной властью и компанией».

11. Политическая нестабильность в стране.

Учитывая последние события в Крыму и нарастание политической напряженности в мире, вызванной присоединением Крымского полуострова к России, экономическая стабильность страны значительно пошатнулась. Прекращены частично транзакции определенных российских банков (Банк Россия), также наблюдается значительное ослабление курса рубля, под угрозы поставлены энергетические контракты, которые являются основной статьей доходов государства. Настоящие события достаточно негативно повлияли на привлекательность предпринимательской среды России для зарубежных инвесторов.

12. Коррумпированность чиновников.

Согласно данным, представленным Евразийским Институтов конкурентоспособности, 13 % опрошенных предпринимателей откровенно признают, что их компании практикуют неформальные выплаты чиновникам [7]. Около 25 % респондентов считают коррупцию обычным явлением в их регионе в таких сферах, как доступ к госзаказу, прохождение проверок, получение земли, подключение к инфраструктуре, получение господдержки. Нужно отметить, что в разных регионах предприниматели отмечают разную степень коррумпированности. Так, в Татарстане, к примеру, бизнесмены заявляют о значительной прозрачности работы чиновников.

13. Слабая защищенность частной собственности.

По мнению президента РСПП Александра Шохина, уровень защищенности частной собственности на сегодняшний день является одним из наиболее тревожных показателей.

При и без того низких значениях данного показателя (в 2007 году 65 % опрошенных уже оценивали уровень защищенности частной собственности как низкий), более половины опрошенных в 2014–2015 годах не видят значимых улучшений в данной сфере, 20 % полагают, что ситуация ухудшилась.

Существуют методы сравнения конкурентоспособности государств на основе расчётов и сравнения их рейтингов (например, Doing Business Индекс).

В таблице 1 представлены результаты расчётов указанных рейтингов для десяти ведущих экономик мира и России).

Анализ приведенных в таблице 1 данных показывает, что конкурентоспособности экономики России существенно ниже, чем десяти ведущих странах. По суммарному рейтингу Российская Федерация занимает пятьдесят первое место. Исследуя данные таблицы 1 можно предложить следующие рекомендации по повышению конкурентоспособности экономики России:

1) Облегчить ведения бизнеса за счёт уменьшения налогов для стартапов, малых и средних предприятий. Со стороны правительства следует расширить субсидирование для стартапов и малых предприятий, с условием, что эти стартапы будут создавать рабочие места и тем самым будет снижаться уровень безработицы в России. Например, в Сингапуре, который занимает первой место в данном рейтинге, размер уставного капитала — 1 доллар, предельно простая процедура оформления бизнеса в Сингапуре, Освобождение от уплаты налогов на первые три года (со 100 000 долларов), Сингапур — один из крупнейших финансовых центров мира, там огромное количество фирм и международных представительств, перспектив и возможностей.

2) Облегчить получение разрешения на строительство путём внесения поправок в градостроительный кодекс, в части срока действия разрешения, т. е. его пролонгации и количестве выдаваемых разрешений. Например, в Новой Зеландии количество разрешений увеличивается.

Число разрешения на строительство в Новой Зеландии в ноябре выросло на 1,8 % после роста на 5,4 % в октябре. Значение октября было пересмотрено в сторону повышения с 5,1 %.

Разрешение на строительство, публикуемые Бюро статистики Новой Зеландии, оценивает число выданных разрешений на запуск новых строительных проектов. Считается опережающим индикатором рынка жилья. Чем больше число разрешений, тем более позитивным фактором это является для новозеландского, и наоборот.

Менеджер статистического агентства Новой Зеландии Клара Итерли:

Число разрешений на строительство растет десятый месяц подряд.

Рост числа разрешений к уровню прошлого года составил 17 % за счет домов и объектов в поселениях для пенсионеров.

Необычно большое число разрешений на строительство было выдано в региона Веллингтона. С сезонной коррекцией, число разрешений на строительство домов в ноябре выросло на 1,8 %. Индикатор, который дает более долгосрочную картину изменений, вырос на 0,6 % до максимального уровня с июля 2004 года.

В таких странах, как Сингапур, Дания, Корейская Республика и США с каждым годом растёт количество выдаваемых разрешений, что говорит о подъёме экономике и росте потенциальных инвестиций.

3) Снизить налоговую нагрузку на бизнес за счёт внесения поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации. В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов, вне зависимости от того, в бюджет какого уровня или в какой внебюджетный фонд они поступают, к объему полученного валового внутреннего продукта (ВВП).

Данные о степени налоговых изъятий по отношению к ВВП в различных странах [таблица 2]. Из этих данных можно сделать несколько важных выводов [таблица 2].

Во-первых, большинство экономически развитых стран мира к настоящему времени практически достигли максимально возможного уровня перераспределения через налоговую систему ВВП и национального дохода. Поэтому обеспечение дальнейшего роста поступлений доходов в бюджеты этих стран возможно в основном за счет изменения структуры налоговых изъятий и обеспечения на этой основе прямой зависимости роста налогов от роста ВВП [13].

Во-вторых, напрашивается вывод о том, что налоговое бремя для российских налогоплательщиков не столь велико, как это постоянно трактуется в экономической литературе. Действительно, уровень налогового изъятия в России в последние годы не превышал 32 % ВВП [13].

Между тем, те положения, которые абсолютно ясны и понятны для других стран, в отношении российской налоговой системы и ее нагрузки на налогоплательщиков должны рассматриваться через призму чрезвычайных особенностей развития российской экономики на современном этапе [13].

Налоговые системы развитых зарубежных стран современную структуру приобрели в результате налоговых реформ, проведенных после окончания Второй мировой войны и в 80-е гг. прошлого века. Преобразования налоговых систем проходили по принципу «лучше низкие ставки и мало льгот, чем высокие ставки и множество исключений». Налоговые системы западноевропейских стран и Соединенных Штатов Америки весьма различаются между собой. В то же время проводимые с конца 80-х годов налоговые реформы несколько сближают их [13].

Тенденция к экономическому объединению, расширение международных хозяйственных связей, стремление избежать двойного налогообложения способствуют этому процессу. В то же время в каждой стране есть особенности, которые иногда можно перенимать, а иногда полезно просто знать, порой с целью избежать уже выявленных другими ошибок [13].

Эффективная налоговая система должна выполнять ряд функций, а именно:

1) формирование фискально-доходной части государственного бюджета;

2) производственно-стимулирующая функция;

3) социальная [1].

Проведем сравнительный анализ систем налогообложения таких развитых стран, как США, Великобритания, Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Япония. (Выбор исследуемых стран обусловлен показателями их ВВП на душу населения.)

Фискальная функция присуща всем налогам, без выполнения этой функции система налогообложения теряет всякий смысл. При формировании эффективной фискальной системы необходимо выполнение таких условий, как относительная простота расчетов и легкость сбора налогов, сохранение стабильности, система препятствий на путях уклонения от выплаты тех или иных налогов. Налоговые системы зарубежных развитых стран указанную функцию выполняют достаточно успешно [1].

Социальная функция в самом общем виде направлена на соблюдение при налогообложении принципов социальной справедливости.

Производственно-стимулирующая функция требует от налоговой системы такой организации работы, чтобы как минимум не подрывать стимулы к производственной или, шире, к экономической деятельности, а в лучшем случае усиливать эти стимулы. Для сравнения эффективности налоговых систем зарубежных стран исходя из выполнения ими данной функции были проанализированы налоги на корпорации в каждой из выбранных стран.

Современные ставки налога на прибыль в большинстве развитых странах колеблются от 30 до 40 %. Однако, необходимо учитывать и льготы по налогу, которые весьма различаются по странам и оказывают существенное влияние на сумму налога.

Налоговая система США предусматривает хотя и весьма сложные, но четко регламентированные процедуры оценки облагаемых доходов. Существенные льготы и пониженные ставки для корпораций и граждан, имеющих небольшие доходы или осуществляющих строительство и обновление оборудования, определяют гораздо большие возможности выбора при расчете облагаемого дохода. Прогрессивный характер налогообложения, дискретность налоговых отчислений, универсальность обложения, наличие большого количества целевых льгот, скидок, исключений — все это, а также более низкие ставки прямых и косвенных налогов, создают в США намного более благоприятный налоговый климат для предпринимательства и домохозяйств, чем в других развитых странах.

Налоговая система Великобритании, являясь довольно сложной, определяет более льготные условия налогообложения по сравнению с большинством других европейских стран за счет значительно более низких обязательных социальных налогов при стимулировании добровольных взносов и сбережений и несколько более низких ставок подоходных налогов с корпораций и физических лиц.

Францию среди развитых стран отличает высокая доля налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды социального назначения. Налоговая система Франции является жесткой по отношению к физическим лицам и семьям, имеющим высокие душевые доходы, но применение значительных вычетов из базы индивидуального подоходного налога приводит к снижению его вплоть до нуля для бедных слоев населения.

Для предприятий малого бизнеса установлены одни из самых высоких налогов и обязательных отчислений. В целом, можно заключить, что налоговая система Франции по сравнению налоговыми системами США и Великобритании является более жесткой по отношению к корпорациям и личным доходам граждан [14].

Налоговая система Японии обладает исключительной гибкостью и высокой адаптивностью, чутко реагируя на все заметные изменения как в экономической, так и в социальной сферах. Современная налоговая система Японии отличается умеренным уровнем налогового бремени (наиболее низкий уровень среди развитых стран: доля налогов в национальном доходе Японии — 26 %, тогда как, например, в Великобритании — 40” %, Франции — 34 %). В Японии у предприятий изымается около 50 % прибыли. Негативное влияние такой фискальной направленности налогообложения прибыли здесь компенсируется проведением активной промышленной политики государства.

Швеция и Норвегия считаются странами с самыми высокими налоговыми ставками. Следствием жесткого налогового пресса в Швеции стали падение темпов экономического роста, снижение конкурентоспособности шведских товаров, перевод ряда производств за пределы страны. Поэтому были серьезно снижены основные ставки налогов на прибыль корпораций и НДС. Налоги на личные доходы остались на достаточно высоком уровне.

Значение льгот в налогообложении прибыли весомо для большинства стран и в количественном отношении. Льготы уменьшают общую ставку налога на прибыль в США примерно на 8 %, в Англии — на 9 %. Общая ставка налога на нераспределенную прибыль в Германии при вычете из нее той части промыслового налога, которая, по сути, является налогом на капитал, и льгот снижается примерно на 16 %. В Италии льготы уменьшают общую ставку налога на прибыль на 12 %, в Японии на 4 % [14].

В целом поиски оптимального сочетания фискальной и производственно-стимулирующей функций в налоге на прибыль привели к достаточно умеренному его значению в общих налоговых поступлениях, особенно по сравнению с такими налогами как индивидуальный подоходный налог и косвенные налоги на потребление.

Наиболее эффективны в рассматриваемом аспекте, на наш взгляд, налоговые системы США и Великобритании. Несмотря на определенные различия в системах налогообложения этих стран, умеренные ставки налога на прибыль корпораций и весомые льготы обеспечивают благоприятные условия для развития бизнеса.

В таких странах, как Германия, Франция ставки налога на прибыль корпораций колеблются в пределах 25 % — 40 %, а значение налоговых льгот не столь велико. В основном они используются для стимулирования создания новых предприятий, стимулирования инвестиций, связанных с внедрением техники и технологии экологического типа, с экономией в потреблении энергии, воды, а также для ускорения развития экономически отсталых регионов [14].

Таким образом, модернизация налоговой системы Российской Федерации должна быть ориентирована на выделение наиболее эффективных элементов из налоговых систем рассмотренных стран. Однако с точки зрения одновременного учета требований оптимального бюджетного федерализма следует ориентироваться на построение налоговых систем в США и Канаде. Кроме того, с точки зрения создания стабильной налоговой системы России следует использовать опыт Германии, где налоговая система «инкорпорирована» в Основной закон — Конституцию.

Таблица 2

Удельный вес налоговых поступлений вразличных странах по отношению кВВП (в процентах)

Страна

Доля налогов иобязательных платежей

Доля налогов без обязательных платежей

Австрия

45,5

29,9

Бельгия

46,4

31,1

Великобритания

33,9

27,7

Германия

42,9

23,1

Дания

52,8

49,7

Испания

35,5

21,7

Италия

42,9

27,4

Канада

36,3

31,0

Нидерланды

44,8

26,6

США

31,8

22,7

Франция

46,3

24,9

Швеция

54,2

38,1

Япония

28,6

18,2

Россия (2002)

30,7

22,1

Итак, проанализировав данную информацию можно сделать вывод о том, что конкурентоспособность Российской Федерации существенно ниже по сравнению с другими странами.


Приложение 1.

Таблица 1

Экономика

Лёгкость ведения бизнеса

Начиная бизнес

Получение разрешений на строительство

Подключение к системе электроснабжения

Регистрация собственности

Получение кредита

Защита инвесторов из числа меньшинств

Уплата налогов

Международная торговля

Обеспечение исполнения контрактов

Решение о несостоя­тельности

Сингапур

1

10

1

6

17

19

1

5

41

1

27

Новая Зеландия

2

1

3

31

1

1

1

22

55

15

31

Дания

3

29

5

12

9

28

20

12

1

37

9

Корея, член палаты представителей.

4

23

28

1

40

42

8

29

31

2

4

Гонконг, Китай

5

4

7

9

59

19

1

4

47

22

26

Великобритания

6

17

23

15

45

19

4

15

38

33

13

Соединенные Штаты *

7

49

33

44

34

2

35

53

34

21

5

Швеция

8

16

19

7

11

70

14

37

17

24

19

Норвегия

9

24

26

18

13

70

14

14

45

8

6

Финляндия

10

33

27

16

20

42

66

17

32

30

1

Тайвань, Китай

11

22

6

2

18

59

25

39

65

16

21

Македония

12

2

10

45

50

42

14

7

26

26

37

Австралия

13

11

4

39

47

5

66

42

89

4

14

Канада

14

3

53

105

42

7

6

9

44

49

16

Германия

15

107

13

3

62

28

49

72

35

12

3

Эстония

16

15

16

34

4

28

81

30

24

11

40

Ирландия

17

25

43

30

39

28

8

6

48

93

20

Малайзия

18

14

15

13

38

28

4

31

49

44

45

Исландия

19

40

45

8

15

59

20

36

64

35

15

Литва

20

8

18

54

2

28

47

49

19

3

70

Австрия

21

106

47

17

26

59

36

74

1

6

18

Латвия

22

27

30

65

23

19

49

27

22

25

43

Португалия

23

13

36

25

27

97

66

65

1

20

8

Грузия

24

6

11

62

3

7

20

40

78

13

101

Польша

25

85

52

49

41

19

49

58

1

55

32

Швейцария

26

69

56

5

16

59

105

19

40

46

44

Франция

27

32

40

20

85

79

29

87

1

14

24

Нидерланды

28

28

85

43

30

79

66

26

1

91

11

Словацкая Республика

29

68

84

48

5

42

88

73

1

63

33

Словения

29

18

71

35

36

126

7

35

1

117

12

Объединенные Арабские Эмираты

31

60

2

4

10

97

49

1

101

18

91

Маврикий

32

37

35

41

99

42

29

13

66

27

39

Испания

33

82

101

74

49

59

29

60

1

39

25

Япония *

34

81

68

14

48

79

36

121

52

51

2

Армения

35

5

62

99

14

42

49

41

29

28

71

Чешская Республика

36

93

127

42

37

28

57

122

1

72

22

Румыния

37

45

105

133

64

7

57

55

1

34

46

Болгария

38

52

51

100

63

28

14

88

20

52

48

Мексика *

38

65

67

72

106

5

57

92

59

41

28

Хорватия

40

83

129

66

60

70

29

38

1

10

59

Казахстан

41

21

92

71

19

70

25

18

122

9

47

Венгрия

42

55

88

117

29

19

81

95

1

23

65

Бельгия

43

20

54

53

132

97

57

90

1

53

10

Беларусь

44

12

34

89

7

109

57

63

25

29

69

Италия

45

50

86

59

24

97

36

137

1

111

23

Черногория

46

59

91

163

79

7

36

64

42

43

36

Кипр

47

64

145

67

92

42

25

44

43

143

17

Чили

48

62

24

51

56

79

36

33

63

56

58

Таиланд

49

96

39

11

57

97

36

70

56

57

49

Перу

50

97

48

64

35

15

49

50

88

69

74

Российская Федерация *

51

41

119

29

8

42

66

47

170

5

51

Молдова

52

26

170

104

21

28

36

78

33

67

60

Израиль

53

56

96

91

127

42

8

103

58

77

29

Колумбия

54

84

38

69

54

2

14

136

110

180

30

Турция

55

94

98

36

52

79

20

61

62

36

124

Монголия

56

36

25

134

44

59

8

91

74

80

89

Пуэрто-Рико (США)

57

51

135

57

164

7

88

134

93

100

7

Коста-Рика

58

121

49

23

53

7

166

80

67

124

87

Сербия

59

65

139

63

73

59

81

143

23

73

50

Греция

60

54

60

47

144

79

47

66

27

132

54

Люксембург

61

80

14

28

89

167

122

21

1

17

80

Руанда

62

111

37

118

12

2

88

48

156

127

72

Азербайджан

63

7

114

110

22

109

36

34

94

40

84

Ямайка

64

9

72

80

122

7

57

146

146

107

35

Бахрейн

65

140

9

77

25

109

111

8

85

101

85

Косово

66

47

136

124

32

28

57

67

71

48

163

Кыргызская Республика

67

35

20

160

6

28

36

138

83

137

126

Катар

68

109

8

111

28

133

122

1

119

112

51

Панама

69

44

70

32

84

19

66

166

54

148

132

Оман

70

149

46

60

33

126

134

10

69

70

105

Бутан

71

91

79

50

51

79

115

28

21

50

189

Ботсвана

72

143

97

122

70

70

81

71

51

128

56

Южная Африка

73

120

90

168

101

59

14

20

130

119

41

Тунис

74

103

57

38

86

126

105

81

91

81

57

Марокко

75

43

29

55

76

109

105

62

102

59

130

Сан — Марино

76

113

64

10

80

181

122

32

18

82

106

Сент-Люсия

77

67

50

26

104

152

66

83

72

67

109

Тонга

78

53

22

61

154

42

115

82

87

97

131

Босния и Герцеговина

79

175

171

119

97

42

66

154

28

66

38

Мальта

80

132

83

86

96

174

36

25

39

61

83

Гватемала

81

101

106

21

75

15

174

50

78

173

153

Саудовская Аравия

82

130

17

24

31

79

99

3

150

86

189

Украина

83

30

140

137

61

19

88

107

109

98

141

Бруней-Даруссалам

84

74

21

68

148

79

134

16

121

113

98

Китай *

84

136

176

92

43

79

134

132

96

7

55

Сальвадор

86

125

156

107

71

15

155

162

46

109

79

Узбекистан

87

42

151

112

87

42

88

115

159

32

75

Фиджи

88

167

111

78

55

79

111

108

73

88

89

Тринидад и Тобаго

88

72

144

27

151

42

36

114

114

167

67

Вьетнам

90

119

12

108

58

28

122

168

99

74

123

Доминика

91

63

115

37

165

133

66

98

61

83

129

Уругвай

92

61

160

40

110

59

122

130

153

104

64

Доминиканская Республика

93

110

44

149

82

97

81

77

57

115

159

Вануату

94

147

143

82

81

28

134

54

134

139

110

Сейшельские острова

95

131

123

139

67

109

105

43

86

138

63

Самоа

96

39

93

52

65

152

57

100

151

79

133

Албания

97

58

189

162

107

42

8

142

37

96

42

Замбия

97

78

110

123

157

19

88

46

152

134

107

Непал

99

105

78

131

72

133

57

124

60

152

86

Парагвай

100

135

55

96

78

79

144

111

135

75

102

Кувейт

101

148

133

128

68

109

66

11

149

58

122

Намибия

101

164

66

76

174

59

66

93

118

103

97

Филиппины

103

165

99

19

112

109

155

126

95

140

53

Антигуа и Барбуда

104

107

95

33

118

152

66

161

114

19

125

Свазиленд

105

156

80

155

113

70

134

79

30

175

96

Багамские Острова,

106

118

94

114

183

133

111

24

97

60

61

Шри Ланка

107

98

77

81

153

97

49

158

90

161

78

Кения

108

151

149

127

115

28

115

101

131

102

144

Индонезия *

109

173

107

46

131

70

88

148

105

170

77

Гондурас

110

150

87

143

88

7

134

155

136

150

139

Сент-Винсент и Гренадины

111

77

59

79

160

152

66

97

68

31

189

Соломоновы острова

112

95

58

90

158

79

105

68

141

160

137

Иордания

113

88

103

56

98

185

163

52

50

126

146

Гана

114

102

132

121

77

42

66

106

171

116

161

Лесото

114

112

172

147

108

152

99

109

36

85

117

Бразилия *

116

174

169

22

130

97

29

178

145

45

62

Эквадор

117

166

74

97

69

97

115

139

120

99

148

Иран, Исламская Республика.

118

87

69

88

91

97

150

123

167

62

140

Барбадос

119

100

158

87

134

126

166

99

127

164

34

Белиз

120

159

81

73

128

162

122

69

117

133

81

Аргентина

121

157

173

85

116

79

49

170

143

38

95

Уганда

122

168

161

167

120

42

99

105

128

78

104

Ливан

123

114

130

116

103

109

134

45

147

135

134

Сент-Китс и Невис

124

90

32

84

170

152

88

147

70

42

189

Никарагуа

125

123

168

94

147

97

150

165

81

94

103

Кабо-Верде

126

75

104

140

74

109

163

94

106

47

189

Камбоджа

127

180

181

145

121

15

111

95

98

174

82

Мальдивы

128

48

41

141

171

126

134

128

137

95

135

Западный берег реки Иордан и в секторе Газа

129

170

162

75

95

109

144

56

84

90

189

Индия *

130

155

183

70

138

42

8

157

133

178

136

Египет, Арабская Rep.

131

73

113

144

111

79

122

151

157

155

119

Таджикистан

132

57

152

177

102

109

29

172

132

54

147

Мозамбик

133

124

31

164

105

152

99

120

129

184

66

ЛНДР

134

153

42

158

66

70

178

127

108

92

189

Гренада

135

76

100

58

139

133

122

132

138

89

189

Palau

136

116

101

138

46

79

182

131

155

130

166

Гайана

137

92

138

165

125

167

99

117

139

87

156

Пакистан *

138

122

61

157

137

133

25

171

169

151

94

Танзания

139

129

126

83

133

152

122

150

180

64

99

Маршалловы острова

140

71

63

125

189

79

178

125

75

65

167

Малави

141

161

65

175

93

152

115

102

123

147

164

Берег Слоновой Кости

142

46

180

146

109

133

155

176

142

120

76

Буркина-Фасо

143

78

76

183

149

133

144

153

103

163

112

Мали

143

172

152

151

140

133

166

149

82

149

100

Папуа — Новая Гвинея

145

138

127

98

119

167

99

110

163

169

138

Эфиопия

146

176

73

129

141

167

166

113

166

84

114

Сьерра-Леоне

147

99

142

178

159

152

88

129

164

105

142

Микронезия, Федеральная резервная система.Свв.

148

162

141

103

189

70

185

116

53

181

116

Кирибати

149

142

137

173

142

162

122

23

112

114

189

Идти

150

133

179

109

182

133

155

163

126

125

93

Гамбия

151

169

117

153

124

162

163

177

104

110

111

Бурунди

152

19

165

185

94

174

115

111

154

146

145

Сенегал

153

85

148

170

152

133

155

183

113

145

88

Коморские острова

154

163

116

132

123

109

144

167

80

179

189

Зимбабве

155

182

184

161

114

79

81

145

100

166

152

Суринам

156

183

109

93

176

174

166

75

77

186

128

Боливия

157

178

150

101

143

126

144

189

124

136

92

Бенин

158

115

82

179

172

133

150

179

116

168

112

Судан

159

146

146

102

89

167

166

140

184

142

154

Нигер

160

134

178

169

126

133

166

156

158

154

121

Ирак

161

154

147

106

117

181

115

59

178

122

189

Габон

162

144

164

154

173

109

155

158

165

171

120

Алжир

163

145

122

130

163

174

174

169

176

106

73

Мадагаскар

164

128

182

188

161

167

105

76

125

153

127

Гвинея

165

126

166

159

146

133

166

184

161

118

108

Сан-Томе и Принсипи

166

31

121

115

162

185

185

164

111

182

158

Мьянма

167

160

74

148

145

174

184

84

140

187

162

Мавритания

168

70

112

152

100

162

134

187

160

71

189

Нигерия *

169

139

175

182

181

59

20

181

182

143

143

Йемен, член палаты представителей.

170

152

89

150

83

185

122

135

189

129

151

Джибути

171

171

124

172

168

181

174

85

162

183

68

Камерун

172

137

159

113

175

126

134

180

185

159

118

Тимор-Лешти

173

104

154

95

189

162

81

57

92

189

189

Бангладеш *

174

117

118

189

185

133

88

86

172

188

155

Сирийская Арабская Республика

175

127

189

120

136

167

88

119

173

157

157

Конго, респ.

176

177

120

176

166

109

150

182

177

158

115

Афганистан

177

34

185

156

184

97

189

89

174

172

160

Гвинея-Бисау

178

179

163

184

150

133

155

152

148

162

189

Либерия

179

37

174

180

178

109

182

118

183

176

168

Экваториальная Гвинея

180

187

157

135

156

109

144

175

175

108

189

Ангола

181

141

108

166

169

181

66

141

181

185

189

Гаити

182

188

167

136

179

174

187

143

76

123

189

Чад

183

185

133

181

155

133

155

186

168

156

149

Конго, Дем.По донесению

184

89

131

174

135

133

174

173

187

165

189

Центрально-Африканская Республика

185

189

155

186

167

133

150

185

144

177

149

Венесуэла, РБ

186

186

125

171

129

109

178

188

186

141

165

южный Судан

187

181

177

187

180

174

181

104

179

76

189

Ливия

188

158

189

126

189

185

188

160

107

131

189

Эритрея

189

184

189

142

177

185

122

174

189

121

189


Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  2. Горский И. Налоги в механизме стабилизации. Экономика и жизнь, 1994. -- № 36.
  3. Дадашев А. Функции налогов. В кн. Налоги. Учебное пособие. Под ред. Д. Черника. -- М.: Финансы и статистика, 1998.
  4. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА * М), 2005. — 800 с.
  5. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. -- М.: Прогресс. — 1978.
  6. Макконнел, К. Р. Экономикс. Т. 1/К. Р. Макконнел, С. Л. Брю.- М.: Республика, 1995.- Гл. 8, 14
  7. Основы налогового права. Учебно-методическое пособие. Под ред. С. Пепеляева. -- М.: Инвест Фонд, 2005.
  8. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Книжный мир, 2000.
  9. Покачалова Е. Налоги, их понятие и роль. в кн. «Финансовое право. Учебник». -- М.: Издательство БЕК, 2004.
  10. Потапов В. О некоторых вопросах налоговой политики. Налоговый вестник. -- 2009. -- № 7.
  11. Смирнов, В. Т. Основы экономической теории [Текст]: Учебное пособие/В. Т. Смирнова, В. Ф. Бондарев, В. И. Романчин, Ф. Б. Власов.- Орел: ОрелГТУ, 2004.-Гл. 25.
  12. Анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность экономической системы России. А. С. Полуйкова
  13. М. С. Василик, Ю. В. Кислинских ФГБОУ ВПО «АмГПГУ» «Сравнительный анализ налоговой системы России и развитых зарубежных стран» УДК 336.227.
  14. Основы налоговой системы (второе издание) / под ред. Д. Г. Черник, А. П. Починок, В. П. Морозов. — М.: ЮНИТИ, 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle