Библиографическое описание:

Томашевская В. А., Адушев М. Н. Анализ деловой активности организации на примере ООО «Кашелка» // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1473-1476.



В статье рассмотрено понятие и оценка деловой активности. Проанализированы изменения показателей в ООО «Кашелка», произошедших за отчетный период, указаны факторы, оказавших влияние на деловую активность, а также даны рекомендации по увеличению собственного капитала.

Ключевые слова: деловая активность, коэффициент оборачиваемости и анализ рентабельности

В современных экономических условиях деловая активность становится одним из основных факторов успешного развития предприятия. Деловая активностьпроявляется в динамичности развития организации, достижении его поставленных целей, эффективном использовании экономического потенциала. Для ее оценки используются как качественные критерии, так и количественные показатели. На качественном уровне может быть получена в результата сравнения деятельности данной коммерческой организации и родственных по сфере приложения капитала компании [1, с. 123]. Количественная оценка и анализ деловой активности могут быть сделаны по следующим направлениям:

− оценка степени выполнения плана по основным показателям и анализ отклонений;

− оценка и обеспечение приемлемых темпов наращивания объемов финансово-хозяйственной деятельности;

− оценка уровня эффективности использования материал, финансовых ресурсов коммерческих организаций;

− эффективное стимулирование трудовой деятельности работников [2, с. 75].

Коэффициенты оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового состояния предприятия, поскольку скорость оборота капитала, то есть скорость превращения его в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Анализ потребностей и потенциала региональных субъектов предпринимательства позволяет объективно оценить перспективы развития предприятия [4]. Увеличение скорости оборота капитала отражает при прочих равных условиях повышение производственно-технического потенциала предприятия. Для этого рассчитываются показатели оборачиваемости, дающие наиболее обобщенное представление о хозяйственной активности анализируемого предприятия. Показатели оборачиваемости показывают, сколько раз за анализируемый период оборачиваются те или иные активы предприятия. Анализ деловой активности ООО «Кашелка» за 2014–2015 года представлен в таблице 1.

Таблица 1

Анализ деловой активности ООО «Кашелка» за 2014–2015гг. (в тысячах рублях)

Показатель

Отчетный период

Отклонения

2014г.

2015г.

Абсолютное (+,-)

Относи-тельное,%

Коэффициент оборачиваемости активов

2,4

2,5

+ 0,1

+ 4,2

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

12,7

13,1

+ 0,4

+ 3,1

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

2,5

2,6

+ 0,1

+ 4

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

7,1

7,3

+ 0,2

+ 2,8

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

5,7

5,9

+ 0,2

+ 3,5

Коэффициент оборачиваемости денежных средств

102,9

106,6

+ 3,7

+ 3,6

Коэффициент оборачиваемости запасов

4,5

4,6

+ 0,1

+ 2,2

По данным проведенного анализа, можно сказать, что коэффициент оборачиваемости активов в 2015 году увеличился на 0,1 тысяч рублей или 4,2 процентов по сравнению с 2014 годом, это повышение свидетельствует о более эффективном использовании средств в отчетном периоде. Увеличение коэффициента оборачиваемости собственного капитала в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 0,4 тысяч рублей или 3,1 процентов, говорит о том, что собственные средства ООО «Кашелка» вводит в оборот. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов в 2015 году. По сравнению с 2014 годом, увеличился на 0,1 тысяч рублей или на 4 процента, это говорит о том, что скорость оборота мобильных активов увеличилась.

Увеличение в 2015 году коэффициента дебиторской задолженности на 0,2 тысяч рублей или 2,8 процентов, это увеличение свидетельствует о более быстром погашении покупательской задолженности. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности по сравнению с 2014 годом увеличился на 0,2 тысяч рублей или 3,5 процентов, это говорит об улучшении платежеспособности ООО «Кашелка» по отношению к поставщикам товаров, а также внебюджетным, бюджетным фондам и сотрудникам предприятия.

Ускорение оборота денежных средств в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 3,7 тысяч рублей или 3,6 процентов, свидетельствует о положительной платежеспособности, экономической стабильности и эффективности управления денежно-финансовыми ресурсами в ООО «Кашелка».

Коэффициент оборачиваемости запасов в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличился на 0,1 тысяч рублей или на 2,2 процентов, ускорение оборота запасов отражает эффективное его использование и за счет этого возрастает объем реализации и прибыли.

Для улучшения показателей деловой активности в ООО «Кашелка» необходимо уменьшить количество привлеченного капитала и повысить объем собственного капитала. Чтобы уменьшить количество привлеченного капитала можно воспользоваться несколькими способами, например:

− получение кредитов на льготных условиях, для этого надо провести переговоры с кредиторами и обсудить отсрочку платежей;

− создать систему резервов по сомнительным долгам. В данном случае, при заключении договоров ООО «Кашелка» может рассчитывать на своевременное поступление необходимых платежей. Такая система позволит сформировать источники для покрытия убытков.

− разработать необходимые процедуры взаимодействия с дебиторами в случае нарушения условий договора о выплате долга, для этого надо определить и ввести соответствующую систему наказания недобросовестных покупателей.

Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения предприятия, поскольку скорость оборота средств оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. А увеличение скорости оборота средств отражает повышение производственно-технического потенциала предприятия.

На деловую активность ООО «Кашелка» влияют такие факторы, как уровень инфляции и процентных ставок по кредиту, изменение курса национальной валюты и конкурентоспособность на внешнем рынке.

Одним из основных показателей деловой активности является рентабельность. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании [3, с. 294]. На уровень рентабельности влияет ряд факторов, которые делятся на внешние и внутренние. К внешним относятся следующие факторы:

− политическая и экономическая ситуация в мире и в стране;

− финансово-кредитная политика;

− отношение с клиентами, поставщиками и другими партнерами по бизнесу, контролирующими органами, общественностью и внешними заинтересованными лицами.

К внутренним факторам относятся:

− производственные процессы которые непосредственно связанны с основной деятельностью предприятия;

− кадровый состав компании;

− финансовое положение;

− маркетинговая политика;

− менеджмент;

− внедрение инноваций.

Анализ показателей рентабельности позволяет оценить текущую хозяйственную деятельность, вскрыть резервы повышения ее эффектности и разработать систему мер по использованию данных резервов. Анализ расчета оценки рентабельности в ООО «Кашелка» за 2014–2015 года приводится в таблице 2. Анализ производится на основании формы отчетности «Бухгалтерский баланс» и «Отчет о финансовых результатах».

Таблица 2

Анализ расчета оценки рентабельности вООО «Кашелка» за 2014–2015гг. (в тысячах рублях)

Показатели

Отчетный период

Отклонения

2014г.

2015г.

Абсолютное (+,-)

Относительное,%

Рентабельность инвестиций с позиции предприятия, %

Рентабельность активов

74,4

64,5

-10

- 13,3

Рентабельность инвестированного капитала

348,2

379,8

+ 31,6

+ 9,1

Рентабельность инвестиций с позиции собственников предприятия, %

Рентабельность собственного капитала

348,2

379,8

+ 31,6

+ 9,1

Рентабельность продаж, %

Норма валовой прибыли

0,6

0,55

- 0,05

- 8,3

Норма операционной прибыли

0,4

0,3

- 0,1

- 25

Норма чистой прибыли

0,31

0,25

- 0,06

- 19,4

Рентабельность активов в 2015 году по сравнению с 2014 годом снизилась на 13,3 процентов, т. е. доля чистой прибыли к сумме активов уменьшилась.

Рентабельность инвестированного капитала в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилась на 31,6 процентов, это говорит об эффективности вложения в ООО «Кашелка» как собственных, так и привлеченных средств. Рентабельность собственного капитала характеризует прибыль, которую собственник получит с рубля вложенных в предприятие средств. С одного рубля, вложенного в предприятие, собственник в 2015 году получит на 31,6 рублей больше, чем в 2014 году. Рентабельность продаж по валовой прибыли в 2015 году понизилась на 8,3 процентов по сравнению с 2014 годом. Снижение коэффициента отражает увеличение затрат на продажу продукции, и следовательно эффективность использования производственных фондов снизилась. Рентабельность продаж по операционной прибыли в 2015 году составила 0,3 процентов. Это значит, что после вычета уплаченных налогов и процентов в каждом рубле вырученных средств содержится 0,3 процента прибыли. Рентабельность продаж по чистой прибыли в 2015 году равна 0,25 процентов. Это значит, что в конечном итоге после уплаты всех налогов и процентов, в каждом заработанном рубле осталось 0,25 процентов прибыли.

Рентабельность продаж в ООО «Кашелка» можно увеличить, если повысить цены на предлагаемый ассортимент или снизить себестоимость. Нельзя рассматривать влияние отдельных факторов, потому, как оказывает влияние на динамику и уровень показателей рентабельности вся совокупность производственно-хозяйственных факторов. Для принятия правильного решения ООО «Кашелка» должна ориентироваться на такие факторы как: динамика конъюнктуры рынка, колебания покупательского спроса, возможность экономии внутренних ресурсов, оценка деятельности конкурентов и прочие. Для этих целей используются инструменты товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики.

Литература:

  1. Рябова М. А. Анализ финансовой отчетности: учебно-практическое пособие / М. А. Рябова. — УлГТУ, 2011. – 237 с.
  2. Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами: монография. Книга 30 / Е. Н. Волк, Б. Даулетбаков, Е. В. Джамай и др. / Под общ. ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. — 220 с.
  3. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. — Мн.: ООО «Новое знание», 2014. — 688 с.
  4. Царева Н. А. Оценка потребностей и потенциала региональных субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере международного и межрегионального сотрудничества: на материалах социологического исследования проведенного в Приморском крае // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 1 (54). — С. 981–987.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle