Библиографическое описание:

Шмелева О. В. Групповые технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на примере общественного смотра знаний // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 932-934.



Статья посвящена вопросам формирования ключевых компетенций на нетрадиционных уроках математики с использованием технологии работы в группах.

Ключевые слова: ключевые компетенции, групповая технология, общественный смотр знаний

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности. Поэтому главная задача общеобразовательной школы — сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они — надпредметны. Согласно А. В. Хуторскому различают следующие группа ключевых компетенций:

  1. Ценностно-смысловые компетенции. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
  2. Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
  3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
  4. Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
  5. Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
  6. Социально-трудовые компетенции.Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
  7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Таким образом, ключевой компетенциейследует считать умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Формированию, в первую очередь, коммуникативных компетенций, а такжеценностно-смысловых, учебно-познавательных и информационных компетенцийспособствует технология работы в группах. Групповая технология — это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При такой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Цель технологии группового обучения — создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы. Групповая форма работы описана у А. Г. Ривина, В. К. Дьяченко, Н. Гузик, И. Первина, В. Фирсова, А. Гин и др.

Групповая работа — одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества обучающихся, так как она позволяет дать каждому учащемуся возможность самоутвердиться, эмоциональную и содержательную поддержку, опыт выполнения функций контроля и оценки, позже — целеполагание и планирование, а учителю даёт дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

В своей работе использую такие разновидности групповых технологий, как групповой опрос, нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение класса на группы (смотр знаний, урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие и т. д.). Групповые формы взаимодействия намного прочнее удерживают внимание ученика и его включенность в работу.

В системе различных форм групповой познавательной деятельности общественный смотр знаний занимает особое место.

Общественный смотр знаний — это открытое итоговое занятие по какой-либо теме (обычно важнейшей темы курса), на котором работу обучающихся оценивает не работающий учитель, а представители общественности — родители, ученики других классов, учителя, не работающие в данном классе.

Задачи такого смотра (как групповой формы работы) — формирование учебно-познавательной, коммуникативной, информационной и социальной компетенций.

Методические рекомендации по подготовке к смотру следующие:

  1. За две недели сообщается тема и дата проведения смотра всем участникам.
  2. Учитель делит класс на группы по 5–6 человек разной степени подготовленности по данной теме, учитывая мнения учащихся; вывешивает в кабинете (на своём сайте) вопросы для устного опроса и примерные задания для письменных работ; приглашает консультантов-старшеклассников для каждой из групп; формирует жюри из учителей и родителей; контролирует проведение устного опроса и зачётов консультантами; готовит материалы для смотра.
  3. Консультанты-старшеклассники опрашивают учащихся своей группы по устным вопросам темы; принимают письменные зачёты (по 2–3 разделам темы); консультируют учащихся по вопросам, вызывающим затруднения.
  4. Ученики класса выбирают руководителя (капитана) своей группы; готовятся к устному опросу и письменным зачётам по теме смотра; сдают письменные зачеты и отвечают по устным вопросам консультантам.
  5. Родители готовят призы и грамоты для участников смотра.

Время подготовки зависит от содержания смотра, его сложности, уровня знаний и умений учащихся. Руководители групп и их состав подбирается по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данной теме, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Вся подготовка обучающимися ведётся в группах во внеурочное время. Учитель в этот период работает, в основном, с консультантами, управляя через них деятельностью групп.

Рекомендации по проведению смотра могут быть такими. Кабинет украшается, делается выставка ученических работ, стенных газет. Ребята приходят в парадной форме и рассаживаются по группам со своими консультантами. Члены жюри располагаются за столами так, чтобы были видны и доска, и класс. Смотр торжественно открывает председатель жюри. Затем к своим обязанностям приступает ведущий (учитель). План проведения смотра с указанием видов работ (письменных, устных, графических, решения задач, задания на смекалку), список учеников по группам имеются у ведущего, консультантов и членов жюри. У жюри есть ещё и критерии оценивания выполняемых заданий, максимальные баллы, выставляемые за разные виды работ.

Часть учеников выполняют работу у доски, часть — сидя за столами, часть отвечают с мест. После каждого ответа, если он недостаточно полон, ребята могут с мест дополнить и уточнить его. Все ответы и поправки также учитываются. Жюри, если сочтёт нужным, может задать вопросы отвечающему. На общественном смотре знаний могут быть предусмотрены, например, математический диктант, фронтальный опрос, групповая работа, индивидуальные задания, разгадывание ребусов или кроссвордов.

Результаты Смотра зачитывает перед всем классом председатель жюри. Вместе с индивидуальными оценками (одной или несколькими), полученными каждым учеником, сообщаются данные, характеризующие работу групп, выбирается лучшая группа. Жюри вручает призы и грамоты всем участникам, переходящий кубок группе-победителю. Итоги смотра могут обсуждаться на заседании школьного методического объединения учителей математики, родительском собрании, объявляться по школьному радио или публиковаться в школьной стенной газете или на школьном сайте.

Применение данных технологий позволяет реализовать ученический потенциал, а именно: развить личностные качества учащихся, их интеллектуальные способности, умение высказывать свое мнение и аргументировать его, способность творчески и нестандартно мыслить. Формируя ключевые компетенции обучающегося, педагоги определяют его дальнейшую судьбу. Ведь именно школа закладывает фундамент его будущей мобильности, социальной адаптированности, успешности, тем самым выполняя социальный заказ современного общества.

Развитие ключевых компетенций — это процесс, не требующий ни каких-то особых усилий, ни материальных затрат, поскольку главный инструмент учителя здесь — его педагогическое мастерство, базовая компетентность, которая заключается в умении создать такую развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов обучающимся, сформулированных как ключевые компетенции.

Литература:

  1. Хуторской А. В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. — 2003. — № 2. — С.58–64.
  2. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля.
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-- М.: Народное образование, 1998.-- 256 с.
  4. Лакишик Р. Е. Статья Активизация образовательного процесса: групповые технологии обучения. [Электронный ресурс] www.charko.narod.ru/(дата обращения 02.06.2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle