Библиографическое описание:

Икусов Р. А., Ильина И. В. Организация и пути совершенствования обязательного социального страхования // Молодой ученый. — 2016. — №12.5. — С. 29-32.



Страхование – одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производств [5].

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование. Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.

Система обязательного социального страхования – одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности, становление социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости. Проблемы социальной защиты личности, отдельных социальных групп и всего населения имеют общегосударственное значение и характеризуются статусом национальной безопасности. От их решения зависит социальное воспроизводство населения, социально-психологическое состояние людей, стабильность функционирования общества, трансформация его в гражданское состояние.

Актуальность данной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование.

На сегодняшний день в России все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с дальнейшей модернизацией социального страхования. На этом фоне следует предположить, что вектор социально-экономического развития народнохозяйственного комплекса, основанный на принципах социальной справедливости, может вывести страну на новый уровень.

Формирование национальной системы социального страхования – дело непростое. Необходимо органически увязать эту система с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием рынка труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем (т.е. факторами, определяющими уровень пенсий и других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся и т.д.). Только тогда удастся построить эффективную систему социальной защиты в стране.

Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации является исполнительным органом Фонда социального страхования и осуществляет оперативное управление средствами социального страхования на территории региона. Рассмотрим подробнее источники формирования средств филиала в таблице, где показана динамика доходов по филиалу.

Таблица 1

Состав и структура доходов Фонда социального страхования РФ по Орловской области

Наименование статей

2013г.

2014г.

2015г.

Темп роста, %

Сумма млн руб.

% к итогу

Сумма млн руб.

% к итогу

Сумма млн руб.

% к итогу

ДОХОДЫ

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве

271,2

18,0

284,1

17,1

292,7

16,9

107,9

Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности н в связи с материнством

1267,3

83,9

1359,8

82,0

1410,5

81,3

111,3

Прочие не налоговые поступления в Фонд социального страхования Российской Федерации

-28

-1,9

14,9

0,9

31,6

1,8

-112,9

Итого доходы

1510,5

100

1658,8

100

1734,8

100

114,8

В структуре доходов регионального Фонда социального страхования наибольшей удельный вес занимают страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством, их удельный вес составил за последние 3 года более 80%.

На втором месте находятся страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, их удельный вес примерно составляет 17%.

Следует отметить, что темпы роста уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством производстве составляют 11,3%, а темпы роста страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев – 7,9%.

Доходы в целом по региональному Фонду социального страхования выросли на 14,8 % и составили в 2015 году 1734,8 млн руб.

Расходы бюджета ФСС осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ.

Рассмотрим подробнее направления расходования средств филиала в таблице, где показана динамика расходов по филиалу.

Таблица 2

Состав и структура расходов Фонда социального страхования РФ по Орловской области

Наименование

2013г.

2014г.

2015г.

Темп роста, %

Сумма млн руб.

% к итогу

Сумма млн руб.

% к итогу

Сумма млн руб.

% к итогу

РАСХОДЫ

Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию вследствие радиационных аварий

213,6

12,1

189,6

10,2

119,8

6,2

56,1

Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию

361,8

20,4

365,7

19,7

398,2

20,6

110,1

Пособие по нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию

585

33,0

652,3

35,1

717,6

37,0

122,7

родам

232,5

13,1

258,8

13,9

299,5

15,5

128,8

Ежемесячные страховые выплаты

154,2

8,7

159,9

8,6

166,1

8,6

107,7

Прочие

223,7

12,6

230,3

12,4

235,7

12,2

105,4

Итого расходов:

1770,8

100

1856,6

100

1936,9

100

109,4

В разделе расходов ФСС по Орловской области наибольший удельный вес занимают выплаты пособия по нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию, их удельный в 2015 году составил 37%, а темп роста в 2015 году по сравнению с 2013 годом составил 22,7%.

На втором месте по расходам ФСС занимают пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, их удельный вес в 2015 году составил 20,6%, а темп роста – 10,1%, т.е. это говорит о том, что рождаемость увеличивается и, соответственно, выплаты пособий возрастает.

На третьем месте в расходах имеют место выплаты пособие по нетрудоспособности по родам, это и подтверждает тот факт, что пособия за уходом ребенка до полутора лет возросли. Удельный вес пособий по родам в 2015 году составил 15,5%, а темп роста в 2015 году по сравнению с 2013 годом составил 28,8%.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что социальная защита населения играет важную роль в стабилизации экономического развития России. Осознание этого привело к тому, что последнее время большое внимание стало уделяться решению социальных проблем, повышению уровня жизни, социальной защите детей, молодежи, пенсионеров, инвалидов.

Благодаря результатам проведения политики социального страхования населения в стране и ряде регионов наметились положительные сдвиги в социально-экономическом развитии. Эти сдвиги и свидетельствуют о восстановлении восходящих тенденций в объеме производства товаров и предоставления услуг. Таким образом, существующая практика доказывает, что социальная составляющая оказывает позитивное воздействие на стабилизацию и устойчивое развитие российской экономики [10].

Литература:

  1. Ильина И.В., Сидоренко О.В. Региональные аспекты устойчивого развития аграрного сектора // Региональная экономика: теория и практика. 2011 г.- №19. с.60 – 66
  2. Ильина И.В., Сидоренко О.В. Роль фондообразующих отраслей в решении продовольственной проблемы регионов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. - №2. с.40 – 45
  3. Ильина И.В., Сидоренко О.В. Развитие сельскохозяйственного производства в контексте обеспечения продовольственной безопасности //Научное обозрение.-2015.-№3.- с.188 – 198.
  4. Ильина И.В., Сидоренко О.В. Реализация механизма государственной поддержки аграрного сектора по новым правилам // Аграрная Россия - 2015. № 5. с. 32-36.
  5. Казанцев С.К. Основы страхования: Учебное пособие Екатеринбург.: изд. ИПК УГТУ, 2011.
  6. Сидоренко О.В., Ильина И.В. Влияние материальных ресурсов на доходность аграрных формирований. // Аграрная Россия. 2013. №3. С.21-26.
  7. Сидоренко О.В., Ильина И.В. Издержки производства продукции и производственные ресурсы в регионе // Региональная экономика: теория и практика. -2008.- №36.- г. с. 8 – 13.
  8. Сидоренко О.В., Ильина И.В. Методические вопросы мониторинга устойчивого развития аграрного сектора региона //Аграрная Россия. 2014. №4. С.27-32.
  9. Сидоренко О.В., Ильина И.В. Экономический мониторинг функционирования сельского хозяйства региона в контексте обеспечения продовольственной безопасности. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. №38. С.36-44.
  10. Экономические основы и противоречия социальной защиты населения Жанказиева З.Н. «Национальные интересы: приоритеты и безопасность». 2011. № 7. С. 74-78.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle