Библиографическое описание:

Юдичева Е. Ю., Кожанчикова Н. Ю. Оценка и пути повышения эффективности использования оборотных активов // Молодой ученый. — 2016. — №12.5. — С. 89-91.



В современных условиях хозяйствования все предприятия заинтересованы в обеспечении ритмичного и постоянного функционирования. С целью удержания стабильного уровня рентабельности на предприятии нужно иметь обоснованную и наиболее эффективную финансовую политику. Важной частью предприятия выступает механизм управления оборотными активами, в свою очередь его разработка является важнейшей проблемой в современном мире, так как эффективное планирование объема оборотных активов показывает заданный уровень ликвидности и высокую платежеспособность организаций, в свою очередь повышает обеспеченность организаций материально-техническими ресурсами для поддержки непрерывного и ритмичного производства.

Бочаров А.В. под оборотными средствами понимает денежные средства, авансированные в оборотные активы, которые непрерывно оборачиваются в течении одного года или одного производственного цикла. Они обеспечивают бесперебойность процесса производства и реализации готовой продукции, так как одновременно находятся на всех стадиях данного процесса в денежной, производительной и товарной формах».

Оборотные активы являются важнейшей частью имущества любой организации. Категория оборотных активов разнообразна и поэтому, исследуя ее в различных аспектах, зачастую исходят из ряда теоретических позиций.

Оборотные активы – это денежные средства и те виды активов, которые в последующем превратятся в финансы, проданы или потреблены в течение года, такие как ценные бумаги, дебиторские счета, товарно-материальные запасы, расходы будущих периодов.

Анализ оборотных активов имеет большое значение в процессе управлении, хотя отдельные экономисты и занижают его роль. Однако анализ за предыдущие периоды позволяет выявить закономерности и тенденции кругооборота средств, степень их использования и рациональность формирования, что в свою очередь является средством оценки эффективности системы управления. Кроме того, результаты анализа служат также сигналом для внесения в политику управления оборотными активами корректирующих воздействий, т.е. способствует совершенствованию управления.

Анализ оборотных активов имеет большое значение в процессе управлении, хотя отдельные экономисты и занижают его роль. Однако анализ за предыдущие периоды позволяет выявить закономерности и тенденции кругооборота средств, степень их использования и рациональность формирования, что в свою очередь является средством оценки эффективности системы управления. Кроме того, результаты анализа служат также сигналом для внесения в политику управления оборотными активами корректирующих воздействий, т.е. способствует совершенствованию управления.

От эффективности использования оборотных средств во многом зависит финансовое состояние предприятия и устойчивость его положения на рынке, основными показателями которых являются платежеспособность и ликвидность.

У многих предприятий одной из проблем финансового состояния является большая дебиторская задолженность.

Основными проблемы, с которыми сталкиваются предприятия при возникновении дебиторской задолженности, являются:

1) отсутствие достоверной информации о сроках погашения обязательств, в том числе о величине затрат, связанных с изменением дебиторской задолженности и времени ее инкассации;

2) отсутствие просроченной и сомнительной задолженности;

3) распределение функций ответственности между разными подразделениями за аккумулирование (сбор) денежных средств, анализ дебиторской задолженности и принятие решения о предоставлении кредита.

Очень важная проблема, которая стоит не только перед ООО «РПК – акцизный склад», но и перед другими предприятиями, независимо от форм собственности, масштабов производства и вида деятельности – это проблема ликвидации дебиторской задолженности.

Все фирмы стараются производить продажу товара с немедленной оплатой, но требования конкуренции вынуждают соглашаться на отсрочку платежей, в результате чего появляется дебиторская задолженность.

Дебиторская задолженность – это денежные суммы, которые должны фирме покупатели, приобретшие у нее в кредит какие-либо продукты или услуги.

Для управления дебиторской задолженностью нужна следующая информация:

- данные о выставленных дебиторам счетах, которые не оплачены на настоящий момент;

- время просрочки платежа по каждому из счетов;

- размер безнадежной и сомнительной дебиторской задолженности, оцененной на основании установленных внутрифирменных нормативов;

- кредитная история контрагента (средний период просрочки, средняя сумма кредита).

Таблица 1

Показатели эффективности использования дебиторской задолженности, тыс.руб.

Показатели

2013г.

2014г.

2015г.

Абсолютное отклонение (+;-) 2015г. от

Темп роста, %

2015г. к

2013г.

2014г.

2013г.

2014г.

Дебиторская задолженность, тыс.руб.

185517

126209

134279

-51238

8070

72,4

106,4

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, оборотов

4,3

4,2

1,3

-3

-2,9

30,2

31

Продолжительность оборотов дебиторской задолженности, дн.

84,8

86,9

280,8

196

193,9

331,1

323,1

По данным таблицы видно, что на предприятии ООО «РПК – акцизный склад» имеется очень большая дебиторская задолженность. В 2015г. в сравнении с 2014г. она увеличилась на 8070 тыс.руб. или на 6,4%. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности снизился в 2015г. на 69%. На предприятии очень большая продолжительность оборотов дебиторской задолженности она составляет 280,8 дней.

Таким образом, чтобы уменьшить дебиторскую задолженность ООО «РПК – акцизный склад» можно предложить скидку своим дебиторам.

В целях не возникновения дебиторской задолженности возможно по-новому заключение договоров с предоставлением скидки при досрочной оплате.

В ООО «РПК – акцизный склад» существует следующая политика предоставления коммерческих кредита:

- система скидок полностью отсутствуют;

- основной кредитный инструмент – открытый счет.

Изменим условия кредитной политики предприятия:

- выплата задолженности в течение 10 дней, при максимальной отсрочки;

- введение системы скидок: 3 % («3 / 10, 3 / 60»);

- повышение стоимости кредита с 10 % до 22% в год.

Цена отказа от скидки = процент скидки / (100% – процент скидки) * 360/ (максимальная длительность отсрочки платежа – период, в течение которого предоставляется скидка) * 100%

Цена отказа от скидки = 3% / (100% - 3%) * 360/ (60 - 10) * 100% = 22,0 %

Если средний срок оплаты дебиторской задолженности составляет 60 дней, а предприятие предоставляет покупателям 3%-ную скидку за оплату в срок не позднее 10 дней, то такая скидка для предприятия будет сопоставима с получением кредита по ставке 22 %. Если предприятие привлекает заемные средства под 14 % годовых, то такие условия будут для него выгодными. Можно рассчитывать, что покупатель воспользуется предложенной скидкой.

При таком варианте рассчитаем экономический эффект, полученный от снижения дебиторской задолженности при использовании такого поощрения как скидка 3%:

ЭД/З = ДЗ - ЗСК ,

где ЭД/З – сумма экономического эффекта, полученного от снижения дебиторской задолженности;

ДЗ – сумма фактической дебиторской задолженности;

Зск – потери от скидки.

В нашем случае потери от скидки составят:

134279*0,03=4028,37 тыс.руб.

Отсюда:

ЭД/З = 134279 - 4028,37=130250,63 тыс.руб.

Таким образом, эффект предприятия при предоставлении в 10-дневный срок скидки 3%, составит 130250,63 тыс.руб.

Эффективность используемой методики анализа оборотных активов зависит от сферы деятельности организации, на основании данных которой проводится анализ. Отдельные показатели и коэффициенты предназначены для организаций занятых в сфере торговли, а отдельные для производственных организаций. От выбранных показателей для анализа оборотных активов зависит правильность полученного результата, на основе которого прогнозируется дальнейшее развитие организации.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что сущностное наполнение методики анализа оборотных активов зависит от специфики деятельности организации, ее масштаба, финансовой политики, организационных аспектов и других факторов [5].

Также следует отметить, что методики анализа оборотных активов, предлагаемые российскими и зарубежными учеными, имеют разные направления анализа. Если результаты методик российских авторов направлены в первую очередь на внутренних пользователей, т.е. на оптимизацию процесса деятельности организации, то результаты методик зарубежных авторов направлены не только на внутренних пользователей, но и внешних. Поэтому авторы считают нужным анализировать не только состояние оборотных активов и эффективность их использования, но и показатели, на которые непосредственно влияют оборотные активы – рентабельность, ликвидность, платежеспособность.

Совершенствование информационного наполнения анализа оборотных активов заключается в совершенствовании информационных потоков бухгалтерского финансового учета и представляет собой обеспечивающий процесс непрерывного целенаправленного сбора соответствующих информативных данных, необходимых для анализа. В данном случае потоки информации будут вертикальными: нисходящий поток указаний и требований к формированию учетной информации, необходимой для анализа оборотных активов, и восходящий поток учетной информации как ресурса, готового к использованию для целей анализа [4].

Одним из направлений совершенствования информационного обеспечения анализа оборотных активов является формирование учетно-аналитической системы организации с позиции управленческого аспекта [3].

Таким образом, решение проблем анализа оборотных активов заключается в разработке единого подхода к методике анализа и совершенствовании информационной составляющей анализа оборотных активов.

Литература:

  1. Бланк И. А. Управление использованием капитала; – М.: Омега-Л, Ника-Центр, Эльга,2012. – 652c.
  2. Бочаров В.В. Финансовый анализ – СПб.: Питер, 2011. 240с.
  3. Иванкова О.Г., Кальницкая И.В., Максимочкина О.В., Васина Н.В. Управленческий аспект учетно-аналитической системы // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 6. С.117-122.
  4. Кальницкая И.В., Жакупов А.А. Информационное наполнение анализа эффективности деятельности организации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 8. С. 101-104.
  5. Кожанчикова Н.Ю. Инструменты повышения финансовой устойчивости предприятий АПК. /Проблемы эффективного менеджмента аграрного сектора экономики: [сборник]. Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых – Орел, Изд-во Орел ГАУ, 2010. С.153-155.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle