Повышение доходности сельскохозяйственных предприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Богданчикова, А. В. Повышение доходности сельскохозяйственных предприятий / А. В. Богданчикова, И. В. Ильина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.5 (116.5). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31631/ (дата обращения: 23.04.2024).



»

Прибыль – это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который получают предприятия. Только после продажи продукции основной доход принимает форму прибыли. Прибыль и есть главная цель коммерческой организации, но предприятие обладает свободой выбора и может получать прибыль от разных источников.

Конечным результатом деятельности предприятия является прибыль. По величине прибыли кредиторы судят о возможностях предприятия по возврату заемных средств, инвесторы – о целесообразности инвестиций в предприятие, поставщики – о платежеспособности предприятия. Механизм формирования прибыли рассмотрим на примере сельскохозяйственного предприятия ОАО «Звягинки» Орловского района Орловской области (табл. 1).

Таблица 1

Формирование финансовых результатов ОАО «Звягинки»

Показатели

2013 год

2014 год

2015 год

Темп роста, %

Выручка от реализации продукции, тыс. руб

70306

82511

118128

168,0

Себестоимость продаж, тыс.руб.

53199

67098

76262

143,4

Прибыль от продаж, тыс.руб.

17107

15413

41866

244,7

Прочие доходы, тыс.руб.

2281

3539

2760

121,0

Прочие расходы, тыс.руб.

1863

2298

1646

88,4

Прибыль балансовая (до налогообложения), тыс.руб.

18888

17723

45567

241,2

Чистая прибыль, тыс.руб.

17722

16849

43301

244,3

Положительным моментом следует отметить то, что темпы роста выручки от реализации продукции опережают темпы роста себестоимости продаж. Так, в 2015 году по сравнению с 2013 размер выручки вырос на 68%, а рост себестоимости составил 43%. В связи с этим прибыль от продаж, а также чистая прибыль выросла почти в 2,5 раза.

Таблица 2

Показатели уровня рентабельности хозяйственной деятельности ОАО «Звягинки»

Показатели

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Рентабельность производства

продукции, %

32,16

22,97

54,90

Рентабельность продаж, %

24,33

18,68

35,44

Рентабельность активов, %

10,94

13,63

28,19

Рентабельность собственного

капитала, %

16,08

13,52

26,87

Окупаемость затрат, руб./руб.

1,32

1,23

1,55

Норма прибыли, %

10,26

12,96

26,78

Все производство данного исследуемого хозяйства является рентабельным. Так же мы видим, что затраты полностью покрываются выручкой, чему свидетельствует показатель окупаемости затрат, который составляет 117,2%. Норма прибыли также высока и на конец 2015 года она составила 26,8%.

На прибыль оказывают основное влияние объем продаж (V), цена единицы продукции (Ц) и себестоимость единицы продукции (Сб). Проведем факторный анализ прибыли способом абсолютных разниц по отдельным видам продукции для более четкого представления ситуации на предприятии ОАО «Звягинки».

Таблица 3

Факторный анализ прибыли отдельных видов продукции ОАО «Звягинки» за 2014-2015 гг.

Вид продукции

Объем продаж (V), т

Цена единицы продукции (Ц), руб за 1 т

Себестоимость единицы продукции (Сб), руб

2014

2015

2014

2015

2014

2015

Зерновые и зернобобовые, в т.ч.

9241

9886

6668

8762

5397

5653

пшеница

5457

6206

6289

9119

4653

5464

гречиха

140

106

18339

23996

8617

10085

ячмень

2383

3100

6225

8024

5915

5925

горох

1050

44

8302

10137

7284

10023

овес

210

430

5596

5015

7264

4882

Соя

0

297

0

21711

0

15013

Сахарная свекла

1752

2387

2571

2001

1420

1482

Расчет показателей для факторного анализа

Вид продукции

Сумма прибыли, тыс.руб.

Изменение сумы прибыли, тыс.руб.

2014

2015

Общее

В том числе за счет

Объема продаж

Цены

Себестоимости

Зерновые и зернобобовые, в т.ч.

11748

80027

68279

820

20694

-2530

пшеница

8925

22688

13763

1225

17568

-5030

гречиха

1364

1476

112

-332

600

-156

ячмень

740

6506

5766

222

5576

-32

горох

1069

5

-1064

-1024

81

-120

овес

-350

57

407

-367

-250

1023

Соя

0

1992

1992

0

6457

-4465

Сахарная свекла

2016

1238

-778

732

-1361

-148

Исходя из анализа, приведенного в таблице 5, можно сказать, что за 2014-2015 гг. произошло увеличение суммы прибыли в значительной мере от реализации зерновых и зернобобовых, при этом большая доля пришлась на пшеницу: прирост прибыли от ее реализации составило 13763 тыс.руб., в т.ч. на 17568 тыс.руб. за счет увеличение цены и на 1225 тыс.руб. от объема продаж.

Прослеживается рост прибыли от реализации гречихи (112 тыс.руб.), ячменя (5766 тыс.руб.) и овса (407 тыс.руб.). Себестоимость по всем эти видам продукции выросла, тогда как у овса она наоборот снизилась и привела к росту прибыли на 1023 тыс.руб. Значительный прирост прибыли от увеличения объема продаж и цены прослеживается у ячменя: общий прирост прибыли от реализации ячменя составил 5766 тыс.руб., в т.ч. за счет роста объема продаж – на 226 тыс. руб. и за счет роста цен – на 5576 тыс.руб.

В целях увеличения суммы прибыли на будущий период возьмем плановым показателем среднюю цену реализации единицы продукции зерновых по Орловской области в размере 10 000 руб за 1 т и выявим резерв прибыли на 2016 год с этой ценой.

Таблица 4

Резервы увеличения суммы прибыли за счет приведения цены к средней цене по Орловской области

Вид продукции

Объем продаж, т

Цена единицы продукции, руб за 1 т

Себестоимость единицы продукции, руб

Сумма прибыли, тыс. руб

Изменение, +/-

План

Факт

Зерновые и зернобобовые, в т.ч.

9886

10000

666

92269

80027

12242

пшеница

6206

10000

5464

28151

22688

5463

гречиха

106

24000

10085

1476

1476

0

ячмень

3100

9000

5925

9531

6506

3025

горох

44

11000

10023

43

5

38

овес

430

5015

4882

57

57

0

В данной таблице мы показали возможную прибыль при новых ценах. Данные фактические были взяты из таблицы 6 за 2015 год, которые вычитались из плановых результатов при новом введении цен. Здесь наглядно видна плановая сумма прибыли. Новые значения вводились только для цены, а такие как себестоимость и объем продаж брались по фактическим данным за 2015 год.

Сделаем прогноз валовой прибыли по темпам прироста показателей финансового результата предприятия ОАО «Звягинки» на 2015 год.

Таблица 5

Показатели финансового результата предприятия ОАО «Звягинки» за период 2012-2015 гг.

Показатели

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Абс. изменение,+/- тыс.руб

Темп роста, %

Выручка от реализации продукции, тыс. руб

69340

70306

82511

118128

48788

170,4

Себестоимость продаж, тыс. руб

50340

53199

67098

76262

25922

151,5

Валовая прибыль, тыс. руб

17360

17107

15413

41866

24506

241,2

Чистая прибыль, тыс. руб

17680

17722

16849

43301

25621

244,9

По таблице 7 мы видим очевидный рост выручки на конец периода (+70,4%). Что касается валовой и чистой прибыли предприятия, то мы видим рост практически в 3 раза. Сделаем прогноз чистой прибыли на 2016 год при помощи построения линейной зависимости по формуле:

П (2016) = а0 + а1 * t

Рассчитаем абсолютные приросты (Аn) и среднегодовой темп роста (Tn):

1. А2013= 17722 – 17680 = 42 тыс. руб.

А2014= 16849 – 17722 = -873 тыс. руб.

А2015= 43301 – 16849 = 26452 тыс. руб.

= ( 42 + (-873)+ 26452)/ 3 = 8540,3 тыс. руб.

Мы видим, что в 2014 наблюдается убыток в размере 873 тыс.руб.

Рассчитаем прогнозную прибыль на 2016 год:

П2016 = П2015 += 43301 + 8540,3 = 51841,3 тыс. руб.

Т.о., при способе расчета абсолютного прироста, мы рассчитали предполагаемую чистую прибыль на 2016 год, которая составила 51841,3 тыс. руб.

Прибыль, оставшуюся в организации ОАО «Звягинки» можно направить:

1. На увеличение уставного капитала, создание и пополнение резервного фонда.

2. На погашение убытков прошлых лет.

3. На выплату дивидендов.

4. На развитие производства, на его модернизацию, реконструкцию, техническое перевооружение, совершенствование технологических процессов на погашение долгосрочных кредитов (прибыль, направленная на такие цели, увеличивает имущество строительной организации и участвует в процессе накопления).

5. На потребление. За счет чистой прибыли выплачиваются вознаграждения работникам сверх сумм, предусмотренных в трудовых договорах; оплачиваются дополнительные отпуска; оказывается материальная помощь, в том числе на приобретение и строительство жилья; выплачиваются надбавки к пенсиям работникам организации, компенсации удорожания стоимости питания, уплачиваются путевки на лечение и отдых.

Литература:

  1. Ильина И.В., Сидоренко О.В. Источники финансирования производственной деятельности зерновых хозяйств. //Аграрная Россия – 2012 г. – №5 – с.16-20.
  2. Ильина И.В., Сидоренко О.В. Оценка взаимосвязи валовой добавленной стоимости с эффективностью аграрного производства. //Аграрная Россия – 2012 г. – №9 – с.29-31.
  3. Ильина И.В., Сидоренко О.В. Концептуальный подход к аналитическому исследованию капитала организаций. // Экономический анализ: теория и практика. – 2014. – № 48. с.38-43.
  4. Ильина И.В., Сидоренко О.В. Реализация механизма государственной поддержки аграрного сектора по новым правилам. // Аграрная Россия – 2015. – № 5. – с. 32-36.
  5. Сидоренко О.В., Ильина И.В. Обеспечение инвестиционно-инновационного развития зерновой отрасли. //Наука и жизнь Казахстана – 2012 г. – №1. – С.227 – 233.
Основные термины (генерируются автоматически): прибыль, вид продукции, Орловская область, реализация продукции, себестоимость единицы продукции, таблица, цена единицы продукции, чистая прибыль, сахарная свекла, факторный анализ прибыли.


Похожие статьи

Анализ себестоимости производимой продукции и выявление...

Прибыль = Чистый доход — Себестоимость продукции — Операционные расходы — Налог на прибыль

Факторную модель себестоимости реализованной продукции можно представить в виде такого выражения

Основные направления и резервы повышения эффективности...

сахарная свекла, цена реализации, проданная продукция, уровень товарности, уровень рентабельности, затрата, продукция, ООО, интенсивная технология, экономическая эффективность производства.

Использование данных отчета о прибылях и убытках...

Факторный анализ прибыли от продаж позволяет оценить резервы повышения эффективности производства, сформировать управленческие решения по использованию производственных факторов [1, с. 105].

- Изменение цены реализации продукции.

Роль анализа затрат на 1 рубль товарной продукции...

Главной целью любой коммерческой организации является получение прибыли при удовлетворении потребностей общества. В современных условиях увеличение прибыли не всегда удаётся увязать с повышением цен реализуемых товаров (работ, услуг)...

Особенности анализа себестоимости продукции в условиях...

где P — цена единицы продукции; - маржинальный доход.

Хамхоевой Ф. Я. предложена методика управленческого факторного анализа безубыточности для предприятий

- цена единицы продукции i-го вида; - количество i-х видов реализации продукции (i=1,2 …n).

Анализ и пути улучшения финансовых результатов деятельности...

Прибыль от продажи продукции зависит от объема реализации, структуры реализованной продукции, уровня цен и себестоимости единицы продукции. Проведя факторный анализ на предприятии ОАО «Новодеревеньковсксельхозтехника» можно сделать вывод о влиянии...

Прибыль предприятия: экономическая сущность, виды, методы...

Прибыль от реализации продукции. Прибыль до выплаты процентов за кредит и налога на прибыль.

Факторный анализ прибыли предполагает выявление факторов, воздействующих на величину показателя прибыли.

Методика анализа производства и реализации продукции

Кроме ассортимента состав продукции характеризует ее структура — удельный вес изделий в общем объеме выпуска продукции. При анализе устанавливают причины структурных сдвигов и их влияние на показатели объема и качества продукции, себестоимости, прибыли.

Похожие статьи

Анализ себестоимости производимой продукции и выявление...

Прибыль = Чистый доход — Себестоимость продукции — Операционные расходы — Налог на прибыль

Факторную модель себестоимости реализованной продукции можно представить в виде такого выражения

Основные направления и резервы повышения эффективности...

сахарная свекла, цена реализации, проданная продукция, уровень товарности, уровень рентабельности, затрата, продукция, ООО, интенсивная технология, экономическая эффективность производства.

Использование данных отчета о прибылях и убытках...

Факторный анализ прибыли от продаж позволяет оценить резервы повышения эффективности производства, сформировать управленческие решения по использованию производственных факторов [1, с. 105].

- Изменение цены реализации продукции.

Роль анализа затрат на 1 рубль товарной продукции...

Главной целью любой коммерческой организации является получение прибыли при удовлетворении потребностей общества. В современных условиях увеличение прибыли не всегда удаётся увязать с повышением цен реализуемых товаров (работ, услуг)...

Особенности анализа себестоимости продукции в условиях...

где P — цена единицы продукции; - маржинальный доход.

Хамхоевой Ф. Я. предложена методика управленческого факторного анализа безубыточности для предприятий

- цена единицы продукции i-го вида; - количество i-х видов реализации продукции (i=1,2 …n).

Анализ и пути улучшения финансовых результатов деятельности...

Прибыль от продажи продукции зависит от объема реализации, структуры реализованной продукции, уровня цен и себестоимости единицы продукции. Проведя факторный анализ на предприятии ОАО «Новодеревеньковсксельхозтехника» можно сделать вывод о влиянии...

Прибыль предприятия: экономическая сущность, виды, методы...

Прибыль от реализации продукции. Прибыль до выплаты процентов за кредит и налога на прибыль.

Факторный анализ прибыли предполагает выявление факторов, воздействующих на величину показателя прибыли.

Методика анализа производства и реализации продукции

Кроме ассортимента состав продукции характеризует ее структура — удельный вес изделий в общем объеме выпуска продукции. При анализе устанавливают причины структурных сдвигов и их влияние на показатели объема и качества продукции, себестоимости, прибыли.

Задать вопрос