Библиографическое описание:

Краснова М. А. Психолого-педагогическое сопровождение повышения стрессоустойчивости подростков // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 768-770.



В статье анализируются особенности стрессоустойчивости в подростковом возрасте, представлены результаты исследования стрессоустойчивости подростков.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, подросток, эмоциональная устойчивость

Стрессовые состояния являются одним из факторов, сопутствующих генезису и становлению личности в подростковом возрасте, который характеризуется количественными и качественными изменениями, гормональным взрывом. Причинами стресса также могут быть активное психофизическое созревание, когнитивный диссонанс, межличностные и внутриличностные конфликты и, как следствие, неврастения, номадизм и промискуитет. Подростковый возраст характеризуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной практики ребенка, что необходимо учитывать при рассмотрении проблемы стрессоустойчивости.

Подросток сталкивается с множеством проблем, отрицательное воздействие которых приводит к возникновению стрессового состояния. Также появлению стресса способствуют проблемы дома (семейные конфликты, родительская жестокость и т. д.) [1].

Актуальность проблемы развития стрессоустойчивостишкольников подросткового возраста и организация психолого-педагогического сопровождения возрастает по разным причинам, среди которых следующие: наличие сложнейших возрастных проблем у подростков (новые отношения со взрослыми и сверстниками, особенности Я-концепции, подростковый пубертат), недостаточная эффективность системы психолого-педагогической помощи и поддержки учащихся с низкой стрессоустойчивостыо в условиях школьного обучения; отсутствие в учебной программе занятий по профилактике стрессовых состояний школьников и формированию стрессоустойчивости как необходимого компонента их здоровья.

Под сопровождением Л. М. Щипицына и Е. И. Казакова понимают метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [6].

По мнению М. И. Рожкова, сопровождение в психолого-педагогическом смысле чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение — это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого [5].

Психолого-педагогическое сопровождение — система профессиональной деятельности педагога — психолога, направленная на создание социально — психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка в ситуациях школьного взаимодействия.

Понятие стрессоустойчивости получило в научной литературе достаточно широкое освещение. Под стрессоустойчивостью различными исследователями понимается как способность к стабильной эмоциональной или психической устойчивости (Н. Д. Левитов; П. Б. Зильберман; Я. Рейковский; В. Л. Марищук; В. Г. Норакидзе), как надситуативная (В. А. Петровский) или поисковая активность (Н. Ф. Михеева), как сопротивляемость со смыслопорождением (Ф. Е. Василюк), как выносливость (жизнестойкость) (С.Кобаса, С. Мадди).

Проблема стрессоустойчивости учащихся подросткового возраста является малоизученной проблемой, хотя некоторые ее аспекты отражены в работах ряда авторов (Е. В. Лизунова, И. А. Андреева, С. А. Анохина, Е. А. Смирнова, Л. И. Макадей, В. В. Волосовцева, Т. В. Семеновских, С. А. Анохина, И. С. Бусыгина и др.).

Под стрессоустойчивостью подростка мы понимаем эмоциональную устойчивость, обеспечивающую противостояние стрессовым факторам, организующую направленность поведения подростка на преодоление стрессовой ситуации.

Целью экспериментального исследования является выявление условий психолого-педагогического сопровождения развития стрессоустойчивости подростков.

Исследование проводилось на базе МБОУ гимназия № 9 г. Красноярска. В исследовании принимали участие 60 учащихся 8 классов в возрасте 14–15 лет.

В исследовании применялись следующая методика:

1. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. Методика позволяет выявить уровень стрессоустойчивости личности.

В результате проведенного исследования стрессоустойчивости подростков нами были получены данные об уровне стрессоустойчивости подростков.

На констатирующем этапе исследования у подростков экспериментальной и контрольной групп преобладает средний уровень стрессоустойчивости (36,7 % в экспериментальной группе и 33,3 % в контрольной группе).

На формирующем этапе исследования были реализованы условия психолого-педагогического сопровождения развития стрессоустойчивости подростков.

Цель психолого-педагогического сопровождения: способствовать формированию устойчивости подростков к стрессовым ситуациям, требующим мобилизации ресурсов личности.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на:

‒ развитие умения принимать самого себя и других людей, адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;

‒ развитие личностной рефлексии;

‒ развитие умения сделать выбор, принять ответственность за свой выбор и личностный рост;

‒ развитие эффективных навыков взаимодействия с окружающими и расширение диапазона применяемых стресспреодолевающих стратегий.

Содержательное наполнение тренинга включает в себя пять блоков: «Самопознание», «Я и другие», «Чувства», «Преодоление трудных ситуаций», «Преодоление насилия».

На тренинговых занятиях реализовывались следующие методы:

‒ Дискуссионные методы: «Неоконченные предложения», «Чужие проблемы», «Чужие письма», «Дискуссионные качели».

‒ Ролевые методы.

‒ «Мозговой штурм».

‒ «Рабочие листы».

‒ Метод кейсов.

‒ «Алгоритм-лабиринт».

Тренинговые занятия проводились один раз в неделю. Продолжительность занятия — от 60 до 90 минут, в зависимости от темы.

На контрольном этапе исследования были получены следующие данные: преобладающими уровнями стрессоустойчивости подростков на контрольном этапе эксперимента являются высокий (26,7 % подростков), выше среднего (30,0 % подростков) и средний уровень (26,7 % подростков).

Показатель высокого уровня увеличился на 20 %, показатель выше среднего на 13,3 %. В свою очередь значительно произошло снижение показателей низкого уровня. Данные различия являются статистически достоверными по U-критерию Манна-Уитни на уровне p<0,05.

В контрольной группе различия незначительные и не достигают статистической значимости.

Анализ данных динамики уровня стрессоустойчивости подростков после формирующего эксперимента позволяет сделать вывод о его положительной динамике. Таким образом, реализация психолого-педагогического сопровождения развития стрессоустойчивости подростков в формирующем эксперименте способствовала получению данных о положительной динамике развития стрессоустойчивости подростков.

Литература:

  1. Андреева И. А., Анохина, С. А. Стресс в подростковом возрасте. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. № 4. С. 374–380.
  2. Бусыгина И. С., Распопин, Е. В. Внутриличностные ресурсы стрессоустойчивости личности. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. — 2013. Т. 6. № 2. С. 93–97.
  3. Газиева М. З. Стрессоустойчивость личности как предмет психолого-педагогического изучения. // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2008. № 4. С. 317–322.
  4. Михеева А. В. Стрессоустойчивость: к проблеме определения. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2010. № 2. С. 82–87.
  5. Рожков М. И. Сопровождение: концептуальное осмысление процесса // Психология и педагогика социального воспитания: материалы научно-практической конференции, посвящённой 70-летию со дня рождения А. Н. Лутошкина. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005. — С. 26–31.
  6. Шипицына Л. М., Казакова Е. И., Витковская A. M., Феоктистова В. А. Комплексное развитие и коррекция детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. — СПб.: Речь, 2010. — 216 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle