Библиографическое описание:

Валеева З. Л. Налоговый риск, внешние и внутренние факторы налогового риска в организациях, участвующих во внешнеэкономической деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1156-1160.



Рост внешнеторговых оборотов свидетельствует о построении взаимовыгодных отношений с иностранными партнерами и о правильности выбранного курса внешней политики России.

Неопределенность как внешней, так и внутренней среды неизбежно обусловливает наличие рисков в организациях, участвующих во внешнеэкономической деятельности. Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток), нулевой, положительный (выигрыш, выгода, прибыль). Под налоговыми рисками чаще всего понимают неопределенности, которые могут вести к негативным последствиям. [3]

Если обобщить определения рисков, то коротко суть их состоит в возможности финансовых потерь. При этом указанные потери связываются, как правило, с потерями плательщиков налогов и сборов. [5]

Налоговые риски налогоплательщика возникают в связи с применением ими рискованных схем минимизации налогообложения, попытками использовать в своих интересах двойственность положений налоговых законов, а также из-за проведения хозяйствующим субъектом неэффективной налоговой политики.

В последнее время анализ и оценка налоговых рисков, управление налоговыми рисками и их минимизация, безусловно, являются одними из важнейших приоритетоворганизаций, участвующих во внешнеэкономической деятельности. Это связано с тем, что налоговые органы продолжают ужесточать контроль над своевременностью и правильностью перечисления налоговых платежей, начисленных от операций во внешнеэкономической деятельности.

В процессе заключения внешнеторговых сделок экспортеры и импортеры учитывают много факторов и показателей, начиная с финансового состояния делового партнера, его позиции на рынке и заканчивая политическими, экономическими и законодательными условиями его страны.

Налоговый риск представляет собой вероятность потерь, которые может понести организация, занимающаяся ВЭД, в результате неблагоприятного изменения налогового законодательства в процессе деятельности или в результате налоговых ошибок, допущенных при исчислении налоговых платежей. Таким образом, он может относиться как к внешним, так и к внутренним рискам.

Налоговый риск включает в себя: [7]

– вероятность дополнительных выплат в бюджет в результате незапланированного повышения налоговых ставок;

– вероятность потерь в результате принятия решений, снижающих налоговые льготы организации;

– значительный рост задолженности перед бюджетом, который влечет за собой не только штрафные санкции, но и возможную остановку всей деятельности организации, ареста ее счетов, изъятия документации и т. д.

Однако налоговые риски состоят еще и в том, что могут быть упущены возможности грамотного построения сделки с использованием легитимных методов налогового планирования, что позволит в рамках действующего налогового законодательства уплатить меньшую сумму налогов. Но невозможно проводить агрессивную рыночную политику и одновременно добиться снижения налоговых рисков до минимума.

Организации, участвующие во внешнеэкономической деятельности активно развивающие бизнес, как правило, создают налоговые риски, и обычно их меньше всего волнует, каково будет налоговое последствие того или иного действия.

Многие руководители данных организаций используют услуги аутсорсинговых компаний, которые осуществляют бухгалтерский и налоговый учёт и несут ответственность уже в рамках своей профессиональной деятельности. [6]

С одной стороны, этим могут пользоваться и, как показывает практика, недобросовестные налогоплательщики, вследствие чего усиливаются налоговые риски государства. С другой стороны, добросовестные налогоплательщики, минимизируя свои налоговые обязательства, полагают, что они действуют строго в рамках действующего законодательства. Однако из-за различного толкования налогового законодательства им могут быть не только доначислены значительные суммы налогов, но и наложены весьма ощутимые финансовые санкции.

Налоговые риски изначально можно разделить на следующие группы: [4]

  1. Риски, связанные с проведением конкретной сделки. Каждая сделка имеет налоговые последствия, если в данном случае речь идёт об операциях, которые не освобождаются от налогообложения.
  2. Налоговые риски сопутствуют как раз тем сделкам, которые проведены для того, чтобы добиться благоприятных налоговых последствий для предприятия.
  3. Риски могут возникнуть в результате управленческих и даже арифметических ошибок, а также неверного толкования отдельных норм Налогового кодекса РФ.
  4. Операционные риски возникают в повседневной деятельности организации: одни сделки несут большие риски, чем другие. По опасности наступления налоговых рисков нельзя сравнить обычную поставку товаров внутри страны и внешнеторговую сделку.
  5. Внешние риски включают изменения в законодательстве не только внутри страны, но и на уровне международных стандартов. Создание новых международных объединений, Интернет-торговли, бизнес-технологий, не знающих границ, требует со стороны участников внешнеторговых операций постоянного информационного участия в процессе.

Налоговые риски как государства, так и налогоплательщиков определяются в основном одними и теми же факторами, которые можно подразделить на внутренние и внешние. В работе, автором определены внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие налоговых рисков, данные представлены на рисунке 1. [8]

Следует особо выделить те внутренние факторы, воздействие которых связано с деятельностью субъектов налоговых правоотношений, но в полной мере не зависят от них. Особенно ярко это проявляется в условиях несовершенства налогового законодательства. С одной стороны, этим могут пользоваться и, как показала практика, недобросовестные налогоплательщики, вследствие чего усиливаются налоговые риски государства. С другой стороны, добросовестные налогоплательщики, минимизируя свои налоговые обязательства, полагают, что они действуют строго в рамках действующего законодательства. Однако из-за различного толкования налогового законодательства им могут быть не только доначислены значительные суммы налогов, но и наложены весьма ощутимые финансовые санкции.

Рис. 1. Факторы, влияющие на развитие налогового риска

В процессе написания настоящей диссертации разработана первая практическая новизна — методика классификации факторов, влияющие на развитие налогового риска организаций, участвующих во внешнеэкономической деятельности.

В отличие от существующих факторов рисков предложена новая модель классификации факторов (табл. 1).

Таблица 1

Методика классификации факторов, влияющие на развитие налогового риска

Факторы

Содержание

Информационные факторы

Недостатки и искажения информации довольно часто становятся причиной возникновения налоговых рисков. В значительной степени их появление обусловлено сегодня не отсутствием информации, а сложностью ее толкования. Сложность точного юридического описания механизма налогообложения, недостатки юридической техники, пробелы и противоречия, существующие в налоговом законодательстве, до сих пор довольно часто являются причинами разного толкования норм налогового законодательства со стороны участников налоговых отношений.

Кроме того, наличие у поставщиков признаков «фирмы-однодневки» налоговые органы зачастую вменяют в вину покупателю товаров. Так что сложность получения информации о проблеме поставщика также может быть потенциальным фактором появления налогового риска.

Экономические факторы

Решение задач социально-экономического регулирования может потребовать изменения налогового законодательства, в том числе установления или отмены налогов, изменения порядка их исчисления и уплаты, корректировки налоговых ставок и льгот, что, в свою очередь, может стать фактором появления налоговых рисков.

Сложность действующего механизма исчисления и уплаты основных налогов приводит к появлению значительных затрат на соблюдение обязанностей налогоплательщика.

Организационные факторы

Проблемы взаимодействия структурных подразделений организации также служат фактором налогового риска: несвоевременное получение бухгалтерией информации о заключении сделок может привести к нарушению налогового законодательства. К числу организационных факторов следует также отнести недостаточную квалификацию работников, ответственных за вопросы налогового планирования, исчисления и уплаты налогов.

Технические факторы

Сложность порядка исчисления и уплаты налогов порождает непреднамеренные ошибки налогоплательщиков или налоговых агентов. Трудно вести раздельный учет операций, по-разному облагаемых, при отсутствии единого методического аппарата на законодательном уровне, специализированной техники и программных продуктов.

Политические факторы

При слабости демократических институтов налогообложение и налоговое право могут использоваться как инструмент обеспечения политического доминирования «власти».

Однако и власть может ощутить давление международных обязательств и внутренней политической обстановки.

На взгляд автора, в методологическом плане наиболее оптимальной для построения системы налоговой безопасности является разработанная автором многофакторная классификация налоговых рисков по основным признакам. Таким образом, определение налоговых рисков и их классификация в системе обеспечения экономической безопасности имеют свои специфические особенности, отличные от других рисков, объясняется фискально-регулятивной сущностью налоговых отношений и отличительной спецификой.

Налоговые риски необходимо выявлять в рамках непосредственно деятельности по исчислению и уплате налогов и сборов; по составлению налоговых деклараций и налоговому контролю; по исполнению федеральных и региональных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; по оценке налоговой нагрузки налогоплательщиков и динамике налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; анализу налоговой оптимизации в рамках выявления налоговых правонарушений и т. д. Однако по настоящее время отсутствуют единые стандартные методики и процедуры выявления и оценки налоговых рисков в системе налоговой безопасности, что и определяет актуальность и оригинальность авторского исследования.

Управление налоговым риском характеризуется как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий.

Основная задача предпринимателя малого и среднего бизнеса в этой сфере — найти вариант действий, обеспечивающий оптимальное для данного проекта сочетание риска и дохода, исходя из того, что чем прибыльнее проект, тем выше степень риска при его реализации.

Основными принципами управления риском можно назвать следующие: [1]

– нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

– необходимо думать о последствиях риска;

– нельзя рисковать многим ради малого.

Избежание риска означает отказ от реализации мероприятия (проекта), связанного с риском. Это решение принимается при случае несоответствия указанным выше принципам. Если, например, уровень возможных потерь выше уровня ожидаемой прибыли. Этот принцип позволяет полностью избежать неопределенности и возможных потерь и, вместе с тем, означает полный отказ от прибыли. Кроме того, отказ от одного вида риска может привести к возникновению других. Снижение степени риска предполагает сокращение вероятности и объема потерь. [6]

Определение оптимизации налогообложения вытекает из принципов, на которых строятся взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами: [5]

а) необходимо платить налоги в соответствии с действующим законодательством,

б) необходимо платить минимум налогов, не нарушая закон,

в) необходимо платить налоги в последний день установленного срока.

Налоговые проблемы добросовестных участников внешнеэкономической деятельности можно условно разбить на следующие три основные группы:

  1. Неблагоприятные налоговые последствия из-за неудачного построения проекта внешнеэкономической деятельности на стадии его планирования и разработки:

– Несоблюдение условий для применения льготных специальных налоговых режимов;

– Невозможность вычета НДС, уплаченного на таможне при импорте товаров, взятых на реализацию у иностранного поставщика, не состоящего на налоговом учете в РФ;

– Сложности в подтверждении НДС 0 % при экспорте товаров из РФ в случае неопределенности маршрутов, пунктов, сроков их вывоза из РФ, оплате через поверенного;

– Возникновение у участника ВЭД незапланированных обязанностей налогового агента по НДС и (или) налогу на доходы иностранного партнера в РФ;

– Несоблюдение условий принятия налоговым агентом к вычету НДС, уплаченного за иностранного партнера, не состоящего на налоговом учете в РФ; [2]

– Неиспользование налоговых льгот по соглашению об избежание двойного налогообложения между РФ и страной регистрации иностранного партнера;

– Несоблюдение условий освобождения от НДС операций по гарантийному ремонту товаров;

– Несоблюдение условий освобождения от НДС передачи лицензий на программное обеспечение;

– Проблемы в применении ставки НДС 0 % и 18 % на услуги российских перевозчиков и экспедиторов при осуществлении международных перевозок грузов;

– Возникновение незапланированного налога на прибыль у участника ВЭД в связи с курсовыми разницами при резком колебании курсов валют.

  1. Налоговые проблемы из-за неудачных, некорректных, отсутствующих или юридически недействительных условий / формулировок контрактов и документов ВЭД:

– Непризнание расходов участника ВЭД по поставляемым по контракту товарам до момента, в который согласно контракту право собственности на них переходит на участника ВЭД;

– Непризнание расходов участника ВЭД по рекламе товаров под товарными знаками, принадлежащим согласно контракту третьим лицам;

– Непризнание у российского экспортера скидок / премий иностранному покупателю в качестве расходов по налогу на прибыль;

– Обложение налогом на прибыль в РФ товаров, работ, услуг, предоставляемых участнику ВЭД по контракту «безвозмездно», «бесплатно» и т. п.;

– Начисление налога на прибыль у участника ВЭД в РФ при наличии просрочек поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или просрочек платежей по контракту в случае, если контрактом предусмотрена «автоматическая» уплата неустоек за просрочку;

– Начисление НДС на работы (услуги) по контракту в случае недостаточной их идентификации как работ (услуг), не облагаемых НДС в РФ, ненадлежащего подтверждения места выполнения работ (оказания услуг) вне РФ;

– Начисление НДС на работы, услуги, выполняемые участником ВЭД в отношении не принадлежащих ему товаров иностранного партнера.

  1. Налоговые потери в ходе реализации проекта / контракта ВЭД: [6]

– Необходимость уплаты НДС, штрафов, пени из-за не подтверждения места выполнения работ (оказания услуг) в целях НДС;

– Необходимость удержания налога в РФ из выплат иностранному партнеру в силу несвоевременного представления иностранным партнером надлежащего подтверждения своего налогового резидентства в стране, с которой РФ имеет соглашение об избежание двойного налогообложения, и последующая необходимость заниматься возвратом удержанного налога;

– Необходимость выполнения процедур, предусмотренных местным законодательством страны иностранного партнера, для не удержания налогов с выплат российскому участнику ВЭД в этой стране;

– Не возмещение НДС при экспорте товаров по причине необоснованной налоговой выгоды, недобросовестности налогоплательщика, разночтений в документах;

– Необходимость уплаты НДС с авансов клиентов в РФ и НДС на таможне в разные налоговые периоды (по заказам на продукцию иностранных поставщиков);

– Признание деятельности российской стороны в качестве постоянного представительства иноорганизации в РФ в налоговых целях, с пересчетом налогов по проведенным операциям.

В заключение целесообразно отметить, что налоговые риски в организациях, участвующих во внешнеэкономической деятельности, это отражено в повышенной эффективности реального механизма и инструментария налогообложения, которые учитывают специфику и налогового аппарата России.

Литература:

  1. Плотникова Л. А. Актуальные вопросы налогообложения экспортных операций // Казанский социально-гуманитарный вестник. — 2013. — № 1. — С.31–36
  2. Смирнова Е. Е. Система налоговых рисков субъектов малого предпринимательства // Проблемы современной экономики. 2013. № 4–177
  3. Старицына, К. А. Риски в налоговом планировании // Все для бухгалтера. — 2011. — № 11. — С. 22–31
  4. Сушкова Ирина Алексеевна Теория и практика управления налоговыми рисками // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. — № 5. — 81 с.
  5. Тихонов, Дмитрий Николаевич. Основы налоговой безопасности. — М.: Аналитика-Пресс, 2012. — 224 с.
  6. Чекулаева Елена Николаевна Значение категории «Налоговый риск» в современной системе налогового администрирования // Вестник ЧГУ. 2013. № 2. — 368 с.
  7. Шальнева, М. С. Налоговые риски крупнейших российских корпораций // Финансы. — 2014. — № 5. — С. 34–37
  8. Якупов, Замир Сагирович. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / Институт экономики, управления и права (г. Казань). — Казань: Изд-во «Познание», 2013. — 207

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle