Библиографическое описание:

Моджина Н. В., Каров Р. А. Миграция как индикатор социально-экономического кризиса // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 741-744.



Современный мир развивается со стремительной скоростью. Происходят сложные процессы, которые взаимопроникают в политическую, экономическую, социальную сферы во всем мире. Создание компьютерной сети Интернет, распространение английского языка, усиление роли транснациональных компаний, влияние общественных движений изменяют и превращают мир в единую систему, делают границы условными и проницаемыми. Этот процесс преобразования получил термин глобализация. Миграция является одним из следствий глобализации. Современная миграция распространена на всей планете и проникает во все уголки мира, затрагивает все больше и больше стран.

Миграция населения — перемещение людей через административно-территориальные границы, связанное с их переселением из одного места в другое, часто с переменой места жительства на длительное время или навсегда. [1]

Миграция, представляет собой сложный социально-экономический процесс, прямо или косвенно связанный практически со всеми сторонами жизни общества. Миграция изменяет территориальное распределение, количественные и качественные характеристики населения, трудовые ресурсы, определенным образом влияет на экономику страны, выступая тем самым фактором социально-экономического развития территории. [4]

Различают следующие виды миграции населения:

Рис. 1. Виды миграции

Миграция может вызываться разными причинами — экономико-трудовыми (смена места работы, профессии, служебная карьера), социально-экономическими (стремление к повышению уровня жизни, пенсионная жизнь в более теплом, благоприятном климате), социально-оздоровительными (необходимостью перемены климата из-за болезни самого мигранта или члена семьи, выезда в экологически более благополучную местность), демографическими (вступление в брак, объединение членов семьи). [1]

На интенсивность миграции населения и направление ее потоков влияет все многообразие существующих в обществе факторов: уровень и качество жизни населения, политическая система, правовое пространство, социальное устройство, демографическая и экологическая ситуация, состояние рынка труда, миграционная политика государства, общественные и природные катаклизмы. [1]

До недавнего времени проблема миграции населения, как добровольной (трудовой), так и вынужденной (беженцы), находилась в центре социально-политической жизни западно-европейских и ряда других стран различных регионов мира. [2] Массовая трудовая миграция европейских стран связана со сложными демографическими проблемами. Развитие экономики столкнулось с проблемой нехватки «дешевой» рабочей силы. Проводимая политика «открытых дверей» вызвала потоки трудовых мигрантов. Но в последнее время трудовая миграция преобразовалась в миграцию беженцев.

Сформировавшийся за последние 10 лет поток мигрантов в европейские страны за счет беженцев увеличился в несколько раз. Миграционный поток в Европу в основном составляют беженцы из стран Ближнего Востока и Африки. По данным Евростата в 2014 году убежище в странах Евросоюза официально попросили 626715 человек из них граждане Сирии составили 20 %, Афганистана — 7 %, Косово — 6 %, Эритреи — 6 %, Сербии — 5 %. Однако более значимый приток дает нелегальная миграция. 2015 год для Евросоюза стал годом массовой нелегальной миграции. Дополнительно к маршруту через Турцию, Иорданию, Ливан, добавились маршруты по Средиземному морю через Грецию, Италию, Испанию, далее — в страны ЕС.

Показательно распределение по странам, принимающих беженцев.

Рис. 2. Распределение беженцев по странам ЕС

Основная нагрузка, как видно из диаграммы, легла на Германию, что не могло не вызвать рост социальной напряженности в этой стране, несмотря на первоначальную готовность значительной части граждан страны помочь беженцам, ищущим спасения от ужасов войны. Однако Германия, несмотря на образцовый уровень организации приема беженцев, оказалась не готова к массовой миграции, несмотря на имевшийся опыт по работе с постепенной инфильтрацией мигрантов в предыдущие годы.

В отличие от Европы и США, Российская Федерация столкнулась с массовой миграцией относительно недавно. В 1990-е годы увеличился выезд населения из стран СНГ на постоянное место жительства в другие государства мира. [2] Обострившиеся межнациональные отношения как в республиках бывшего СССР, так и в России вызвали масштабную иммиграцию населения. За 1992–2000 гг. в Россию из государств СНГ и Балтии прибыло 5,9 млн человек, что составило 99,9 % от числа всех прибывших из других стран мира. [2]

В настоящее время международная миграция, по данным Федеральной службы государственной статистики, выглядит следующим образом: [5]

Таблица 1

Выборочные данные ссайта Федеральной службы государственной статистики.

2014

Прибыло в Российскую Федерацию — всего

578511

В том числе: из стран СНГ

517480

Казахстан

59096

Таджикистан

54636

Узбекистан

130906

Украина

115524

Из стран дальнего зарубежья

61031

Китай

10561

Корейская Народно- Демократическая Республика

6308

Сирийская Арабская Республика

1189

Турция

2571

Основной миграционный поток в нашей стране представлен трудовыми мигрантами — гражданами Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, вынужденными переселенцами (беженцами) — бывшими гражданами Украины, Казахстана, Грузии.

Россия, являясь принимающей страной, скоординировала миграционную политику, направленную, в первую очередь, на легализацию мигрантов. Права мигрантов в РФ регулируются положениями Конституции (часть 2, статья 17 и часть 1 статья 19), Федеральными законами — ФЗ-114 и ФЗ-115, а также несколькими сотнями подзаконных нормативно-правовых актов.

Россия взяла курс на создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов в соответствии с международными стандартами и взятыми ею обязательствами, вытекающими из международных актов, действующих на ее территории. В 2003 году правительством одобрена Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. В России закреплен правовой статус двух категорий вынужденных мигрантов — беженцев и вынужденных переселенцев, но не закреплено общее понятие «мигрант». [1]

Несовершенная, на тот момент, законодательная база, регулирующая миграционные процессы, привела к существенной проблеме — нелегальной миграции, которая негативно влияет на правовую, экономическую и социальную сферу нашей страны. Это и нарушение законодательства РФ, и неуплата налогов, и отъем рабочих мест у коренных жителей страны, и угроза национальной безопасности.

Эти проблемы присущи всем странам, принимающим мигрантов. Правительства стран объединяют свои усилия для решения задач, поставленных перед ними в результате глобализации миграции. Ежегодно проводятся конференции в рамках Глобального форума по миграции и развитию, где обсуждаются все проблемы, связанные с международной миграцией, и обмениваются опытом.

Современная миграционная политика России сводится к обеспечению необходимого количества рабочей силы в стране, защите национального рынка труда, не нарушая при этом международное право и права мигрантов. Миграционное право должно не просто регулировать все передвижения человека, но и действовать в интересах государства и его граждан.

Литература:

  1. Большая Российская Энциклопедия: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2012. — 220–221 с.
  2. Коллектив авторов под редакцией проф. Е. Г. Чистякова Территориальная организация населения: учебное пособие. — ВЗФЭИ, 2005. — 65–67 с.
  3. Миграционнаяполитика- ПравительствоРоссии [Электронный ресурс] // Режим доступа http://government.ru/ (дата обращения:22.03.2016)
  4. Савинова Т. Л., Сучкова А. Я. Миграция рабочей силы в Челябинской области. — М.: Аэтерна, 2016. — 285–286 с.
  5. «Федеральная служба государственной статистики» [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.gks.ru/ (дата обращения: 22.03.2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle