Библиографическое описание:

Будина О. С. Анализ финансового состояния и анализ рентабельности предприятия на примере ООО «Спутник» // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1140-1143.



В статье рассмотрено понятие финансовый анализ и рентабельность, технико-экономические показатели, характеризующие финансовое состояние ООО «Спутник». Выявлены изменения показателей, произошедших за отчетный период (2014–2015 гг.), факторы, оказавшие влияние на рентабельность предприятия.

Ключевые слова: анализ хозяйственной деятельности (АХД,) финансовый анализ, технико-экономические показатели, рентабельность

Анализ хозяйственной деятельности (АХД) является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управления решений [6]. Важное место среди всех видов АХД занимает финансовый анализ, который может быть охарактеризован как процесс познания сущности финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования с целью оценки и обоснования решений инвестиционно-финансового характера. На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т. д. [4, c. 14].

Оценка финансового состояния предприятия является одним из наиболее важных моментов его анализа, так как служит источником понимания достоверного положения предприятия. На финансовое состояние влияет множество факторов [5]. Финансовый анализ — это процесс изучения и оценка предприятия для формирования наиболее рациональных решений для его дальнейшего развития и понимания его нынешнего состояния. Под финансовым состоянием понимается платежеспособность предприятия. В таблице 1 рассмотрены технико-экономические показатели деятельности ООО «Спутник» в динамике за 2014–2015 год, характеризующих финансовое состояние предприятия.

Таблица 1

Анализ основных технико-экономических показателей ООО «Спутник» за 2014–2015года (в тысячах рублей)

Показатель

2014г.

2015г.

Отклонение (+; -)

Абсолютное

Относительное, (%)

  1. Выручка

72113

129690

+57577

+79,8

  1. Себестоимость продаж

35346

61613

+26267

+74,3

  1. Валовая прибыль

36767

68077

+31310

+85,2

  1. Коммерческие расходы

3216

6015

+2799

+87,0

  1. Управленческие расходы

14422

24204

+9782

+67,8

  1. Прибыль (убыток) от продаж

19129

37858

+18729

+97,9

  1. Прочие доходы

10941

15380

+4439

+40,6

  1. Прочие расходы

2112

3195

+1083

+51,3

  1. Чистая прибыль

36898

69083

+32185

+87,2

  1. Среднесписочная численность работников, человек

69

96

+27

+39,1

  1. Годовая среднемесячная выработка 1 работника

87,1

112,6

+25,5

+29,3

  1. Годовой фонд оплаты труда

22889

39641

+16752

+73,2

  1. Среднемесячная заработная плата

27,64

34,41

+6,767

+24,5

  1. Среднегодовая стоимость основных фондов

29180

31098

+1918

+6,6

  1. Среднегодовая величина активов

182776

244862

+62086

+34,0

  1. Фондоотдача, руб./руб.

2,47

4,17

+1,69

+68,8

  1. Оборачиваемость активов

3,9

5,3

+1,4

+35,9

  1. Рентабельность активов, %

0,20

0,28

+0,08

+39,8

  1. Рентабельность продаж, %

26,5

29,2

+0,027

+10,0

По полученным данным можно сделать следующие выводы о результатах деятельности предприятия. Выручка исследуемого предприятия в 2015 году по сравнению с 2014 годом значительно увеличилась на 57577 тысяч рублей или 79,8 процентов. Увеличение выручки произошло за счет роста цен на работы (услуги) и увеличение объема продаж. Себестоимость продаж за год увеличилась на 26267 тысяч рублей или 60,2 процента, что связано с ростом объема продаж, так и с увеличением фонда заработной платы. Увеличение себестоимости обеспечено ростом затрат на материалы для выполнения работ (оказания услуг) предприятием, а также ростом цен на все ресурсы, используемые предприятием.

Превышение роста выручки от продаж над ростом себестоимости продаж вследствие этого произошло увеличение валовой прибыли с 36767 тысяч рублей до 68077 тысяч рублей, что составило 31310 тысячи рублей или 85,2 процентов. Опережающий рост выручки по сравнению с себестоимостью является положительным показателем в деятельности предприятия. Увеличение валовой прибыли и прибыли от продаж положительно характеризует обычную деятельность предприятия.

Прибыль от продаж в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилась на 18729 тысяч рублей или 97,9 процента. Увеличение прибыли от продаж было достигнуто благодаря более быстрому росту валовой прибыли над ростом коммерческих и управленческих расходов. Чистая прибыль за исследуемый период также имеет тенденцию к повышению, за год она увеличилась на 32185 тысяч рублей или на 87,2 процента. Увеличение чистой прибыли является положительным результатом всей деятельности предприятия. Среднесписочная численность работников увеличилась в 2015 году на 27 человек, увеличение произошло благодаря росту объема выполненных работ и оказанных услуг. Среднемесячная выработка увеличилась в 2015 году на 25,49 тысяч рублей или 29,3 процента, увеличение произошло за счет роста выручки от продажи произведенных работ (услуг). Годовой фонд оплаты труда увеличился на 16752 тысячи рублей или 73,2 процента. Годовой фонд оплаты труда увеличивался более высокими темпами по сравнению с ростом количества работников, что говорит о росте среднемесячной заработной платы работников предприятия на 6,77 тысячи рублей.

За счет приобретения дополнительного оборудования среднегодовая стоимость основных фондов увеличилась на 1918 тысячу рублей или 6,6 процентов. Фондоотдача в 2015 году по сравнению с 2014 годом выросла на 1,7 рублей — это говорит, что каждый рубль вложенный в основные фонды принес предприятию на 1,7 рубль выручки больше, чем в предыдущем году. В целом производственная деятельность предприятия эффективна, предприятие имеет прибыль, которая растет более быстрыми темпами, чем себестоимость. Соотношение трех показателей деятельности ООО «Спутник» должно иметь следующее соотношение «Золотое правило»:

100 % < Тс < Тr < Тр(1)

где Tc — темп изменения активов компании; Tr — темп изменения объема реализации; Tp — темп изменения прибыли.

Исследуя устойчивость темпов экономического роста на предприятии соотношение приобрело следующий вид: 100 % < 101,3 % < 101,7 % < 101,8 %, можно отметить, что «Золотое правило» соблюдается.

Соотношение характеризует экономию расходов предприятия и повышение эффективности продаж, на это указывает увеличение рентабельности продаж с 26,5 до 29,2 процента. Соотношение также характеризует ускорение оборачиваемости активов, то есть их доходности, с каждого вложенного рубля предприятие получило выручку в 2015 году 5,3 рубля вместо 3,9 рублей в 2014 году. В целом предприятие ООО «Спутник» является прибыльным, наблюдается тенденция к улучшению (росту) основных экономических показателей, таких как выручка, прибыль, рентабельность, что является предпосылками эффективной строительной и производственной деятельности организации. Далее перейдем к оценке рентабельности ООО «Спутник».

Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса [1, с. 272]. Рентабельность — это использование средств, при котором предприятие не просто возмещает свои затраты, но и получает прибыль. Бизнес рентабелен, если он генерирует прибыль [2, с. 304]. Уровень рентабельности капитала определяется такими основными факторами, как: затратоемкость производства продукции, капиталоотдача внеоборотных активов, число оборотов оборотных активов за год, выручка и прочие доходы на рубль затрат, рост цен (то есть инфляция) [1, с. 174]. Анализ показателей рентабельности делает возможным проанализировать деятельность предприятия, выявить потенциал роста ее эффектности и разработать систему мер по использованию данного потенциала, определить эффективное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов [3, c. 77]. Следовательно, показатели рентабельности являются наиболее обобщенными параметрами продуктивности деятельности предприятия. В таблице 2 представлен порядок расчета показателей рентабельности на основе бухгалтерской отчетности.

Таблица 2

Порядок расчета показателей рентабельности на основе бухгалтерской отчетности

Показатель

Формула расчета

Экономическое содержание показателя

Рентабельность инвестиций с позиции предприятия, %

Рентабельность активов

стр.2400+стр.2330*(1–0,20)

0,5(стр.1700 н.г.+стр.1700к.г.)

Приказывает величину чистой прибыли и процентов после уплаты налогов, приходящуюся на каждый рубль вложенный в активы организации.

Рентабельность инвестированного капитала

стр.2400+стр.2330*(1–0,20)

стр.1700-(стр.1500- стр.1530)

Характеризует прибыльность долгосрочного капитала после уплаты налогов. Отражает величину чистой прибыли организации + проценты к уплате, приходящуюся на каждый рубль долгосрочных инвестиций.

Рентабельность инвестиций с позиции собственников предприятия, %

Рентабельность собственного капитала

стр.2400

0,5(стр.1300 н.г.+стр.1300к.г.)

Показывает сколько рублей чистой прибыли приходится на один рубль собственного капитала компании

Норма валовой прибыли

стр.2100

стр.2110

Какую часть в каждом рубле выручки от реализации составляет валовая прибыль

Норма операционной прибыли

стр.2200

стр.2110

Какую часть в каждом рубле выручки от реализации составляет операционная прибыль

Норма чистой прибыли

стр.2400

стр.2110

Какую часть в каждом рубле выручки от реализации составляет прибыль

В таблице 3 представлена оценка рентабельности исследуемого предприятия.

Таблица 3

Оценка показателей рентабельности ООО «Спутник» за 2015 год

Показатель

2014 год

2015 год

Изменения (+;-)

Рентабельность инвестиций с позиции предприятия, %

Рентабельность активов

24,66

51,48

+26,82

Рентабельность инвестированного капитала

49,76

36,43

-13,33

Рентабельность инвестиций с позиции собственников предприятия, %

Рентабельность собственного капитала

45,97

10,49

-35,48

Рентабельность продаж, %

Норма валовой прибыли

50,99

52,49

+1,50

Норма операционной прибыли

26,53

29,19

+2,66

Норма чистой прибыли

51,17

53,26

+2,09

Из данных таблицы 2 видно, что рентабельность активов на предприятии ООО «Спутник» в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилась на 26,82 процента в абсолютном отклонении, это говорит о том, что чистой прибыли с учетом процентов к уплате в 2015 году на 26,82 процента больше, чем в 2014 году. В 2015 году по сравнению с 2014 годом снизилась рентабельность собственного капитала на 35,48 процентов, это говорит о снижении чистой прибыли на 35,48 рублей с каждых 100 рублей собственных средств. Норма валовой прибыли в 2015 году увеличилась на 1,5 процента ввиду того, что темпы роста выручки опережают темпы роста себестоимости продаж и показывает, что в 2015 году было получено на 1,5 рублей валовой прибыли с каждых 100 рублей реализации работ (услуг). Норма операционной прибыли в 2015 году по сравнению с 2014 годом повысилась на 2,66 процента, это произошло вследствие того, что темпы роста выручки опережают темпы роста прямых и косвенных затрат, о повышении операционной прибыли на 2,66 рублей с каждых сто рублей реализации работ (услуг). Так же в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилась норма чистой прибыли на 2,09 процента, это вследствие того, что темпы роста доходов опережают темпы роста расходов ООО «Спутник» следовательно, что в 2015 году было получено на 2,09 рублей прибыли с каждых сто рублей реализации продукций.

Положительная динамика рентабельности продаж свидетельствует о том, что в ООО «Спутник» осуществляется процесс управления затратами. В целом предприятие ООО «Спутник» является прибыльным, наблюдается тенденция к улучшению (росту) основных экономических показателей, таких как выручка, прибыль, рентабельность, что является предпосылками эффективной строительной и производственной деятельности организации.

Литература:

  1. Григорьев Ю. А. Анализ производственно-коммерческой деятельности предприятия / Ю. А. Григорьев. — М.: Книжный мир, 2002. – 194 с.
  2. Ковалев В. В. Финансовая отчетность. Анализ финансовой отчетности (основы балансоведения): учебное пособие / В. В. Ковалев, Вит. В. Ковалев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 432 с.
  3. Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами: монография. Книга 30 / Е. Н. Волк, Б. Даулетбаков, Е. В. Джамай и др. / Под общ. ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. — 220 с.
  4. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г. В. Савицкая. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 536 с.
  5. Царева Н. А. Оценка потребностей и потенциала региональных субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере международного и межрегионального сотрудничества: на материалах социологического исследования проведенного в Приморском крае // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 1 (54). — С. 981–987.
  6. Шестак О. И. Стратегический подход к развитию малого и среднего предпринимательства на региональном уровне (на примере Приморского края) // Экономика и менеджмент систем управления. — 2015. — № 3.1. — С. 183–196.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle