Библиографическое описание:

Махсумов М. Д. Развитие народной медицины и вопросы гигиены в период правления узбекских ханов // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 699-701.



Как известно, народная медицина — это средства и способы лечения, эмпирически применяемые для лечения того или иного заболевания самим народом. Обычно эти средства и методы очень просты, но вместе с тем полезны. Народная медицина в основном основывается главным образом на принципе симптомотерапии.

Народная медицина не заменяла и не могла заменить научную медицину. Кроме того, под видом народных целителей «лечением» больных занимались разного рода знахари, гадалки, далекие от медицины.

Ключевые слова: узбекские ханы, народная медицина, гигиена

Как известно, народная медицина — это средства и способы лечения, эмпирически применяемые для лечения того или иного заболевания самим народом. Обычно эти средства и методы очень просты, но вместе с тем полезны. Народная медицина в основном основывается главным образом на принципе симптомотерапии [3,4].

В период правления узбекских ханов на территории Узбекистана в городах строго следили за тем, чтобы не распространялись заболевания из-за недоброкачественности пищевых продуктов. В состав каждой городской управы входило специальное должностное лицо, которое осуществляло контроль за качеством, продаваемых на рынках продуктов, особенно мясных и мяса. От хлебопеков требовалось, чтобы они пекли хлеб (лепешки) с кунжутом и семенами мака. Хозяева харчевни должны были готовить блюда только из высококачественных и свежих продуктов (особенно мяса). От кондитеров требовалось, чтобы их сладости содержались в чистом виде, чтобы на них не садились мухи. Соблюдение чистоты требовалось и от торговцев пищевыми продуктами.

Следует отметить, что население опираясь на вековой опыт, выработало много рациональных гигиенических навыков, направленных на укрепление здоровья и предохранения от болезней. Особую роль среди них играла баня. Мытье в бане считалось одним из важных условий сохранения и укрепления здоровья.

Поскольку загрязненная вода может служить источником кишечных заболеваний, населению строго запрещалось загрязнять воду арыков и водоемов.

По представлениям врачевателей народной медицины Средней Азии, вода является одним из особо значимых элементов мироздания. Наряду с воздухом, землей и огнем (солнцем) вода должна сохраняться в сакральной чистоте. Осквернение воды считается тяжким грехом. Народ строго следил за санитарным состоянием водоисточников и каналов. Нарушителей гигиенических норм строго наказывали. Существовали гигиенические требования по очищению каналов и колодцев [1].

Вопросы гигиены питания у табибов считалась особо важным фактором в исцелении больных. Они придавали большое значение диете, считая, что «счастлив тот врач, который вылечивает больных диетой» (Ар Рази). Все продукты питания, как и лекарства имели четыре свойства. Поэтому табибы прежде всего определяли натуру больного и соответственно натуре рекомендовали подходящую диету. В течение многих веков табибы Средней Азии вырабатывали правила приема пищи с учетом географических, природно-климатических условий, совместимости и несовместимости продуктов питания.

Врачеватели народной медицины обладали достаточно хорошими для своего времени знаниями в области диагностики, фармакотерапевтических и токсикологических свойств лекарств, психологии больного человека. Их знания, помимо эмпирики, базировались на учениях средневековых классиков медицины Ибн Сины, Ар-Рази и др., а через них и на учениях древнегреческой и древнеримской медицины [1].

На территории Узбекистана в конце XVIII и начале XIX века число ученых-табибов резко сокращается, исчезают больницы, аптеки и другие объекты медицины. К этому времени в каждом городе работали всего по 3–4 табиба, которые естественно, не могли оказать медицинскую помощь всем нуждающимся. К тому же методы их лечения отставали от европейской научной медицины и находилось на уровне средних веков. Однако и она была не доступной для всех. Поэтому население пользовалась услугами народной медицины, которая оказалась основной формой медицинской помощи [2,5].

Главный арсенал лечебных средств представляли различные целебные травы и некоторые минеральные вещества. Иногда использовались и отдельные органы животных (печень, селезенка, жир, желчь, кровь). Большинство лекарств, применялось в виде отваров, настоев, порошков. Народные врачеватели, не имевшие теоретических познаний, мало интересовались причинами и патогенезом заболеваний. Они видели признак болезней и направляли свои действия против них. По симптомам распознавали значительное число заболеваний. Например, народной медицине были известны корь, скарлатина, свинка, ангина, нома, дифтерия, стоматит, диспепсия, малярия, флегмона, фурункул, лишай, экзема, дракункулез, пендинская язва. Кроме того, распознавали некоторые внутренние и хирургические заболевания, например, гастрит, воспаление легких, грыжи, геморрой и т. д.

Для их лечения были выработаны соответствующие приемы. Например, при болях в животе (гастрит, язва желудка) давали опий, ревень, отвар гранатовой коры, крепкий чай и назначали легкую диету. При лечении легочных заболеваний давали отхаркивающие и потогонные средства. Малярию лечили золототысячником, отваром гранатовой коры. При фурункуле на больное место прикладывали кусочек подогретого курдючного сала и держали прибинтованным до созревания и самоопорожнения [4].

Существовало и специализация. Например, были массажисты, кожники, извлекатели ришты, кровопуски и повивальные бабки. Роль хирургов в основном выполняли цирюльники.

Население знало о существовании чистых и зараженных ран. Свежие раны, особенно резанные и колотые, присыпали сажей из-под котла, которая, во-первых, помогала быстрее остановить кровотечение, а во-вторых, будучи относительно стерильной, способствовала заживлению ран без нагноения. Таким образом, в течении веков народ выработал много способов сохранения здоровья и бодрости, простых, но довольно рациональных методов лечения заболеваний. В этом заключается роль и значение народной медицины.

На территории Узбекистане в период узбекских ханов лечением больных занимались духовные лица, дервиши и др. [3,4].

Духовники лечили больных чтением отдельных сур (глав) Корана, а некоторые заклинанием. Во время чтения (заклинания) больной укрывался шкурой животного, принесенной им в жертву. Кровь животного размазывалась по телу больного. По-видимому, жертвоприношения должны были заменить возможную смерть больного смертью животного.

Существовал метод, известный под названием «питье письма». Духовное лицо тушью писало молитвенные изречения на внутренней стороне какого-нибудь фарфорового сосуда, а больной должен был сполоснуть эту запись (тушь) и выпить ее. При кожных заболеваниях такие молитвы (или просто какие-либо слова) наносили прямо на поверхности пораженной части кожи. Существовали и другие методы лечения духовниками. Женщина — духовница эти процедуры проводила с больными женщинами.

Следует отметить, что описанные методы в основном оказывали воздействие на психику больного и таким образом давали какой-то лечебный эффект. Однако в таком лечении отсутствовал главный компонент — применение лечебных средств (лекарств), поэтому польза от методов, используемых духовными лицами, была относительной.

Особую группу составляли так называемые «духовницы». Они уверяли людей, что с помощью сорокадневного поста входят в контакт с духами и могут попросить у них пощады больным. Поскольку большинство людей верило в это «духовницы» пользовались авторитетом.

Были распространены и суеверия. Народ верил в существование злых сил, посылающих несчастье и болезни. Болезни от «дурного глаза» относились к этой категории. Для предотвращения нападения злых духов и сглаза использовались различные амулеты — ладанка, кузмунчок (черное ожерелье с выпуклыми белыми глазками) и т. п.

Одной из распространенных форм суеверия была вера в чудодейственную силу мощей и могил святых, которых на территории Узбекистана насчитывалось несколько десятков. Причем каждая из этих могил помогала излечиться от определенной болезни, например, могила Ходжа Исмата в Бухаре от ришты, Даниярбека в Оше от боли в суставах, Кок мечеть (голубая мечеть) находящаяся в Ташкенте — от коклюша. В мечете имеется голубой камень, который больной ребенок должен был облизать. Под Ташкентом имеется могила Сугал-ата, которая помогала избавиться от бородавок. Считалось, что мечеть Бибиханым (в Самарканде) помогает женщинам от бесплодия.

Конечно, народная медицина не заменяла и не могла заменить научную медицину. Кроме того, под видом народных целителей «лечением» больных занимались разного рода знахари, гадалки, далекие от медицины.

Литература:

  1. Аллаяров Х. А. История народной медицины Средней Азии. Дисс...докт. мед. наук. Москва, 1993.
  2. Абдуллаев А. А. Очерки истории развития медицины в Хорезме. Ташкент: Медицина. 1980. 162 с.
  3. Кадыров А. А. Возникновение медицины в Средней Азии. Ташкент: Медицина. 1990. 41 с.
  4. Кадыров А. А. История медицины Узбекистана. Ташкент: Ибн-Сина, 1994. 233 с.
  5. Махмудова Н. М. Очерки истории развития внутренней медицины в Узбекистане. Ташкент: Медицина, 1969, 242 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle