Библиографическое описание:

Хафизова И. П. Развитие системы повышения квалификации муниципальных служащих // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1508-1511.



This article is devoted to topical issues of improving the qualifications of municipal servants in Russia. The study suggests that the main result of the development of the system of professional training of municipal employees will be the effective work of each employee individually, and high productivity of the entire staff of the city administration.

Key words: municipal education, municipal, employees, qualification, level, increasing, level, staff

Главным элементом развития системы управления муниципальным образованием является постоянное повышение квалификации его муниципальных служащих. Самой распространенной практикой в муниципальных образованиях является проведение периодически аттестаций или квалификационных экзаменов, которые проводятся раз в год, в два, три года или может быть реже.

По закону все муниципальные образования в РФ обязаны присваивать муниципальным служащим квалификационные разряды после проведения аттестации или квалификационного экзамена.

Данная практика является основной. В таком случае каждый муниципальный служащий проверяется на соответствие уровня профессиональной подготовки квалификационным требованиям, которые предъявляются к должностям муниципальной службы в соответствии с квалификацией муниципальных должностей. Эта практика поддерживает весь уровень необходимой квалификации каждого муниципального служащего и только в некоторых случаях может способствовать её повышению. Рекомендациями, выносимыми по итогам аттестации служащих становятся: пройти курсы повышения квалификации, получить высшее образование (как первое, так и второе) [1].

Чаще всего муниципальный служащий после проверки уровня профессиональной подготовленности может считаться прошедшим аттестацию и продолжает свою профессиональную деятельность.

Отметим, что наиболее способствуют развитию системы повышения квалификации муниципальных служащих на уровне муниципального образования следующие мероприятия:

  1. Улучшенная система сдачи квалификационного экзамена или аттестации.
  2. Внедрение системы постоянного повышения квалификации муниципальных служащих не применительно к квалификационному экзамену или аттестации.
  3. Освоение сотрудниками администрации муниципального образования абсолютно новых направлений эффективного управления данным муниципальным образованием.
  4. Целенаправленное изучение передового опыта успешных муниципальных образований.
  5. Техническое и информационное обеспечение служащих в администрации при выполнении их работы [2].

Рассмотрим подробнее каждое направление повышения квалификации муниципального служащего.

Улучшенная система сдачи квалификационного экзамена или аттестации.

Под улучшенной сдачей квалификационного экзамена или системой аттестации понимается системный вариант проведения аттестации, насыщенный новыми элементами, по мнению высшего руководства администрации муниципалитета. Это может быть, как и любое дополнительное мероприятие, которое касается повышения квалификации служащего или выставления более адекватных оценок работы персонала.

В комплексе с аттестацией на соответствие занимаемой должности может быть проведена и аттестация на знание положений Устава конкретного муниципального образования, социально-экономического положения (основных социально-экономических показателей), его истории, основных стратегических направлений развития, результатов развития города за выбранный период. Такой комплекс мероприятий должен быть сопровожден распространением и созданием среди всех сотрудников муниципалитета доступной и востребованной информационной составляющей, где они могут узнать знания, необходимые для прохождения аттестации [3].

Прохождение такой расширенной аттестации поспособствует формированию команды единомышленников, которые получают в период подготовки к аттестации необходимые комплексные знания, которые выходят за рамки их очень узкой специализации, являются необходимыми для эффективного труда; также эти сотрудники становятся очень способными к сотрудничеству и открытому диалогу на межмуниципальном уровне.

Аттестация муниципальных служащих может быть дополнена психологическим исследованием работников. Такое исследование, может помочь определиться с решением о соответствии муниципальных служащих занимаемой должности, о его желании и возможном потенциале и работать.

Исследования смогут дать возможность главе муниципального образования лучше управлять муниципальными служащими, направлять их на ту работу, которая у них лучше всего получается. Но данные исследования не должны быть слишком частыми.

Внедрение системы постоянного повышения квалификации муниципальных служащих не применительно к квалификационному экзамену или аттестации.

Такой практикой предусматривается создание в муниципальном образовании хорошо отлаженной системы проведения регулярных конференций, семинаров, встреч сотрудников администрации, которые курируют определенное направление деятельности, с непосредственно находящимися в этом направлении работниками [4].

Освоение сотрудниками администрации муниципального образования абсолютно новых направлений эффективного управления данным муниципальным образованием.

Для более эффективного управления необходимо применять и изучать все новые разработки, зарекомендовавшие себя как необходимые или успешные для успешной работы в муниципальном образовании. Среди них можно назвать перспективный финансовый план, стратегическое планирование, создание комплексных программ, создание собственной муниципальной статистики, проведение правового зонирования территории, оценка и мониторинг программ, создание организаций и структур, которые не входят в структуру администрации и способствуют развитию социально-экономическому развитию или малого бизнеса в муниципальном образовании.

Внедрение и изучение многообразия новых управленческих технологий требует большого количества времени и опыта квалифицированных сотрудников, которые могут хорошо разбираться во всем массиве информации и успешно претворять ее в работу. Служащие в администрации должны иметь возможность изучать литературу определенной тематики, посещать конференции и семинары, темы которых относятся к новым разработкам в управлении муниципалитетом. Также такие администрации муниципальных образований могут пригласить консультантов из научно-исследовательских центров или специальных консалтинговых компаний, которые занимаются вопросами развития муниципального образования, или можно воспитывать тренеров и консультантов в собственной среде, для проведения таких же семинаров в администрации города [5].

Целенаправленное изучение передового опыта успешных муниципальных образований.

Изучение опыта других муниципальных образований должно быть всегда в работе администрации муниципального образования. За последние десятилетия многие муниципальные образования в РФ накопили хороший опыт по определенным направлениям работы муниципального образования.

Обычно главы муниципальных образований, как правило, изучают опыт своих ближайших соседей — муниципальных образований, чаще всего в том же субъекте РФ. Это правильная тактика, но она не позволит изучить эффективную работу по всем направлениям деятельности администраций муниципальных образований. В таком случае изучается просто опыт соседа, который вовсе не всегда заслуживает ознакомления.

Более правильно изучить опыт муниципальных образований, выбирая их из числа претендентов, соответствующих высоким темпам развития определенного муниципального образования.

Легче всего узнать о таких претендентов на специальных конференциях или семинарах, куда приглашаются представители из разных муниципальных образований. Здесь завязываются самые прочные контакты на профессиональном уровне. Муниципальные образования, чаще всего города, используют опыт городов-побратимов на иностранном уровне [1].

Постоянное взаимодействие и общение укрепляет и поддерживает межмуниципальные связи, повышает квалификацию муниципальных служащих, активизирует выработку новых предложений и идей у них, которые способствуют более успешной работе.

Техническое и информационное обеспечение служащих в администрации при выполнении их работы.

Это направление повышения квалификации муниципальных служащих наиболее простое для описания и наиболее затратное на этапе создания.

Каждый сотрудник администрации для эффективного выполнения своей работы должен иметь доступ, по мере возможности, к соответствующему техническому обеспечению (выход в Интернет, компьютер, телефон, факс и другая оргтехника), а также к информационному обеспечению его работы (Интернет, собственная информационная база) [5].

Для выделения соответствующих финансовых ресурсов необходимо политическое решение главы муниципального образования о создании и поддержании информационной базы.

Также необходимо уделять внимание обучению муниципальных служащих приемам пользования всем техническим обеспечением, различными поисковыми, презентационными и редакторскими программами. Важно, чтобы служащие свободно чувствовали себя в информационном пространстве и могли быстро находить нужную для их работы информацию.

Литература:

  1. Мухачев И. В. Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник / И. В. Мухачев. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 399 с.
  2. Игнатов В. Г. Государственное и муниципальное управление в России: теория и организация: учебное пособие / В. Г. Игнатов. — Ростов н/Д.: Март: Феникс, 2014. — 382 с.
  3. Моисеев А. Д. Муниципальное управление: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. Д. Моисеев. — М.: ЮНИТИ, 2014. — 159 с.
  4. Кайль Я. Я. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие для студентов всех форм обучения / Я. Я. Кайль. — Ростов н/Д.: Феникс, 2013. — 362 с.
  5. Масловская, Т. С. Муниципальное право России. Курс лекций. — М.: ФЛИНТА, 2012. — 168 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle