Библиографическое описание:

Дяченко Э. В., Скачков С. Первые шаги в профессию // Молодой ученый. — 2016. — №12.2. — С. 5-6.



Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая жизнь. Правильно выбрать профессию — значит найти свое место в жизни; поспешность, легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным [1, стр. 12].

Каждый из нас в будущем стремится простроить успешную карьеру и уже сейчас задумывается о том, что ему придется для этого сделать. Для реализации всех своих планов, человек, прежде всего, предъявляет себе высокие требования к знаниям, качеству выполняемой работы, умению совмещать два таких фактора, как качество и количество. И ни в коем случае не ущемлять один из факторов в ущерб другому. И главное, выбор будущей профессии должен быть осознанным.

Цель труда представляет собой осознанный образ конечного результата, к чему человек стремиться в процессе своей целесообразной деятельности. Другими словами можно сказать, что цель труда — это представление о желаемом будущем [1, стр. 89].

В данной работе я хочу показать специфику работы, провести анализ на предмет социальной и личной значимости будущей профессии.

Чтобы принять во внимание мнение будущих специалистов, мною был проведен опрос среди студентов Автотранспортного и электромеханического колледжа. Необходимо было узнать, что делают студенты, чтобы преуспеть в своей профессии.

Опрос проводился среди студентов, обучающихся по специальности 23.02.03: техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Необходимо отметить, что данная специальность является профилирующей. По ней обучается 30 % от общего числа обучающихся в колледже, показатели успеваемости исходя из результатов защиты выпускных квалификационных работ по данной специальности на 3 % выше, чем в среднем по колледжу [2, стр. 9, 19].

Чаще всего опрашиваемые отмечали необходимость набора опыта и знаний во внеурочное время, а также освоение материала, полученного на лекциях. Также интересно было узнать их мнение о вышеперечисленных факторах, необходимых для успешной работы: качестве и количестве. Меньшинство опрошенных затруднилось ответить или посчитало, что преимуществом должен пользоваться один факторов, но большинство посчитало, что эти факторы должны быть равнозначны.

Так как в результате опроса у нас было выявлено меньшинство, которое неопределенно и смутно видит свое будущее и свои успехи в будущей карьере специалиста, необходимо помочь им определиться в своих жизненных взглядах и приоритетах. Для таких студентов предлагаю проводить профессиональные ориентации (тестирования), позволяющие определить склонность к той или иной сфере деятельности, консультации специалистов, приглашать на Дни Открытых дверей в различные учебные заведения и на предприятия.

Большинство опрошенных причисляли себя к таким людям, которые стремятся показывать наилучшие результаты, стремятся к успеху. Реальные результаты (основанные на результатах учебной деятельности студентов) свидетельствуют об обратном: только 23,8 % выпускников по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» имеют результаты защиты выпускных квалификационных работ на «хорошо и отлично». Это свидетельствует о том, что мотивация к труду у студентов довольно низкая.

Мотивация к труду — это совокупность сил, берущих начало внутри человека и вне его, стимулирующих трудовое поведение и определяющих его форму, направленность, интенсивность и продолжительность.

Направленность связана с выбором деятельности, на которую мы тратим свои силы. То есть мы можем решить, что будем усердно работать над одним заданием, но не над другим. Интенсивность подразумевает, что мы можем прилагать неодинаковые усилия в зависимости от потребности в них. Продолжительность отражает устойчивость мотивации во времени в противовес единичному выбору между различными способами поведения (направления) или высокому уровню усилий, направленных на выполнение одной задачи (интенсивность) [3, стр. 410].

В настоящее время студенты зачастую поступают в учебные заведения, не до конца осознавая личную необходимость в данной специальности. В итоге, потратив несколько лет на обучение, они понимают, что этот вид деятельности им не интересен и потом выбирают то, что им на самом деле подходит.

Интерес к труду — главная побудительная сила отношения человека к труду. Он побуждает человека к творческой активности в процессе труда, стимулирует использование знаний и их приумножение, побуждает к развитию способностей, обеспечивает реализацию потенциала личности. Устойчивый интерес к труду помогает преодолевать различные трудности [1, стр. 85].

Таким образом, учебные заведения из года в год выпускают недостаточное количество дипломированных специалистов, что вызывает дефицит кадров на рынке труда. В этом нет вины учебного заведения, есть недоработка в формировании отношения молодежи к выбору профессии.

Чтобы избежать данной проблемы, нам необходимо пересмотреть отношение молодого поколения к будущей профессии, а именно более ответственно подходить к её выбору. Пересмотреть параметры проф. ориентационных тестов, ввести профилактические беседы на тему «Моя будущая профессия», ВУЗам и ССУЗам следует проводить проф. ориентационные сборы, тем самым выявлять склонность к той или иной профессии.

Учитывая всё вышеизложенное, можно сделать вывод, что наша система образования несовершенна и требует доработки в плане отношения обучающихся к ответственности подхода к выбору своей будущей профессии. Именно понимание молодежью персональной ответственности за свой выбор будущей профессии, своего жизненного пути, способно сформировать ответственный и осмысленный подход к выбору учебного заведения, что является первым шагом в построении карьеры, всей будущей жизни.

Правильно выбранная профессия, в соответствии с интересом, способным создавать мотивацию и энергию для преодоления трудностей, будет способствовать саморазвитию личности человека, повышать благосостояние страны.

Литература:

  1. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8–11 классов общеобразовательных учреждений, под редакцией С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной, 2-е издание — М.:Просвещение, 1998. — 191с.
  2. ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «АВТОТРАНСПОРТНЫЙ и ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» за 2014–2015г., 220 стр.
  3. Мучински П. Психология, профессия, карьера. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 539с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle