Библиографическое описание:

Дакашев М. Ж. Сложности в правовом регулировании действий многонациональных сил и миротворческих контингентов в условиях вооруженных конфликтов // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 594-596.



В статье изложены сложности в правовом регулировании действий многонациональных сил и миротворческих контингентов в условиях вооруженных конфликтов.

Ключевые слова: многофункциональные силы, миротворческий контингент, вооруженный конфликт, международное гуманитарное право, пути решения проблемы.

Шум оружия заглушает голос закона!

Мишель Де Монтень

На сегодняшний день мир и стабильность являются важным, неотъемлемым условием равноправного сосуществования и развития всех государств — членов мирового сообщества. Наличие некоторых факторов общественного развития способствуют к возникновению межгосударственных и внутренних вооруженных конфликтов. Проблемы международного миротворчества, особенно в современных условиях сотрудничества и взаимозависимости государств, играют значительную роль.

Миротворческий процесс, исходящий в форме использования многонациональных сил и миротворческих контингентов в условиях вооруженных конфликтов, на региональном и глобальном уровнях составляет суть дипломатии государств и влиятельных международных организаций. К таким организациям следует отнести, прежде всего, ООН, которая за всю историю своего существования внесла значительный вклад в определение международно-правовых критериев и выработку юридических норм, регулирующих миротворческий процесс.

Деятельность ООН поподдержанию мираявляется одним из наиболее эффективных инструментов для оказания помощи принимающим странам, переживающим сложный период выхода из конфликтной ситуации.

За первые 40 лет своей истории (1945–1985 годы) Организация Объединенных Наций учредила всего 13 миротворческих операций, тогда как за последующие 25 лет (1986–2010 годы) была развернута 51 такая операция. [1]

В недавнем прошлом было учреждено несколько миротворческих операций: Смешанная операция Африканского союза — Организации Объединенных Наций в Дарфуре (ЮНАМИД), Миссия Организации Объединенных Наций в Центральноафриканской Республике и Чаде (МИНУРКАТ), Миссия Организации Объединенных Наций в Судане (МООНВС) и т. д. [2]

Международно-правовой базой всей миротворческой деятельности ООН является Устав ООН, его принципы и цели, его положения, содержащиеся в главах VI, VII и VIII Устава, а также практика миротворческого процесса Совета Безопасности ООН,не противоречащая принципам и целям устава ООН.

Многонациональные силы и миротворческие контингенты в условиях вооруженных конфликтах должны придерживаться следующих принципов: согласие сторон; беспристрастность; неприменение силы за исключением случаев самообороны и защиты мандата; [3]

Безусловно, благодаря ООН и проведению действий многонациональными силами и миротворческими контингентами в условиях вооруженных конфликтов многие конфликты не переросли в полномасштабные войны.

На мой взгляд, не всегда соблюдаются положения этих принципов, к сожалению. В качестве примера я бы хотел привести инцидент, произошедший в Мали в 2015 году, когда миротворцы превысили полномочия при стрельбе. Расследование ООН подтвердило, что миротворцы в Мали применили избыточную силу, когда застрелили троих протестующих в городе Гао. И таких случаев в действиях миротворцев немало.

Миссии многонациональных сил и миротворческих контингентов в условиях вооруженных конфликтов, осуществляемые ООН вместе с другими международными организациями и различными странами, в общем можно оценить как положительные и эффективные. Наряду с положительными результатами миротворчества существуют и проблемные вопросы в других регионах (Судан). Несмотря на присутствие миротворцев, Судан является «горячей точкой» Африки.

В настоящее время действия многонациональных сил и миротворческих контингентов в условиях вооруженных конфликтов связана с определенными проблемами и сложностями правового регулирования, которые снижают их эффективность.

На мой взгляд, сложности в правовом регулировании действий многонациональных сил и миротворческих контингентов в условиях вооруженных конфликтов возникает из-за желания ряда стран подменить ООН другими региональными организациями, заставить их решать вопросы, не свойственные этому союзу. Ставка на отдельные страны и коалиции (союзы), влияет на финансовое составляющее многонациональных сил, а также препятствует участию других контингентом, которые считаются наиболее подготовленными.

Также многонациональные силы и миротворческие контингенты сталкиваются со сложностью правового регулирования, связанные с мандатом миссии и проведением операций. Например, миротворческий мандат приобретает форму сложного и противоречивого документа, где зачастую цели и задачи, содержащие в нем довольно трудно достичь из-за политических и материальных аспектов. Недостаточная координация действий, усилий представителей государств-участников и недостаточная эффективность усилий самих миссий ООН — одна из проблем, по моему мнению, которая приводит к печальным последствиям. И эта проблема нуждается в решении со стороны влиятельных политических организаций и государств.

Ситуации, в которых совершаются действия многонациональных сил миротворческих организаций, становятся все более трудными и неконтролируемыми. Защита граждан во время вооруженных конфликтов и других чрезвычайных ситуаций должна оставаться главной задачей и основная ответственность за защиту гражданских лиц лежит на государствах и на сторонах в вооруженном конфликте. Нападения на гражданских лиц или гражданские объекты запрещаются. В случае нарушений норм международного гуманитарного права военнослужащие сил Организации Объединенных Наций подлежат судебному преследованию в своих национальных судах. [4] Но не всегда соблюдаются эти положения.

Мне бы хотелось привести в качестве примера случай, произошедший в столице Банги, когда силы многопрофильной комплексной миссии ООН проводили операцию по стабилизации в ЦАР (МИНУСКА) убили 16-летнего мальчика и его отца.

Эти и многие другие инциденты не фиксируются системой ООН и виновные остаются безнаказанными. Об этих скандальных инцидентах, как правило, люди узнают от СМИ и общественных организаций. Я считаю, что нужно создать такой эффективный механизм, чтобы соблюдались правила, регулирующие стандарты поведения многонациональных сил и миротворческих организаций в условиях вооруженных конфликтов, а также усовершенствовать процесс расследования, чтобы виновные понесли наказание.

Наряду с этим, еще возникает и проблема защиты многонациональных сил и миротворческих контингентов. Атаки в отношении миротворцев ООН представляют серьезное нарушение международного права. Так, в июле 2015 г. в результате атаки на конвой миссии ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА) погибли 6 миротворцев и 5 были ранены. Таких примеров немало.

В связи с этим, на мой взгляд, необходима более эффективная защита лицам, вовлеченных в миротворческие операции.

Но вместе с тем, следует отметить тот факт, что ООН предприняла шаги реформы миротворческой деятельности. 31 октября 2014 года Генеральный секретарь Пан Ги МунучредилНезависимую группу высокого уровня по операциям Организации Объединенных Наций в пользу мира для всеобъемлющей оценки нынешнего состояния операций Организации Объединенных Наций в пользу мира и потребностей, которые возникнут в будущем.

Я считаю, что для решения проблем правового регулирования, с которыми сталкиваются многонациональные силы и миротворческие контингенты в условиях вооруженных конфликтов недостаточно участия только ООН и других политических организаций. Эти проблемы должны решаться совместно с государствами.

Совместно с государствами они могут решаться путем заключения международных договоров о взаимосотрудничестве, просветительской функцией ООН в сфере международного гуманитарного права, обучение лиц коренного населения деятельности миротворческих организаций, применением реального наказания личному составу миротворческого контингента за нарушение норм международного гуманитарного права.

Мир и стабильность всего мирового сообщества является наиважнейшей целью ООН, для достижения которого данная международная организация должна приложить все имеющиеся усилия, и создать законные условия ее закрепления. Ведь только имея здоровое сообщество людей, мы можем достичь совместного процветания и развития.

Литература:

  1. http://www.un.org/ru/aboutun/booklet/peace.shtml/
  2. http://www.un.org/ru/aboutun/booklet/peace.shtml/
  3. http://uchebilka.ru/voennoe/29286/index.html
  4. http://www1.umn.edu/humanrts/russian/instree/Runobservanceofinthumanitlaw.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle