Библиографическое описание:

Казарин В. Е., Володькина Т. А. Три ступени кружка технического творчества // Молодой ученый. — 2016. — №12.2. — С. 14-16.



«Размышляем,

проектируем, воплощаем!»

Большую роль в формировании личности молодых людей, юношей и девушек, студентов СПО, адаптации их в современных не простых социальных условиях играют занятия в кружках технического творчества. Если мы с вами задумаемся, то все блага цивилизации — это результат технического творчества. От изобретения колеса, и до сегодняшнего дня, технический прогресс обязан творческим людям, создающим новую технику, облегчающую жизнь и деятельность человека.

В последние годы, требуется все больше и больше грамотных инженеров, техников, рабочих-профессионалов особенно в области высоких технологий, однако среди молодежи престиж технических профессий падает.

В нашем колледже под руководством преподавателей электромеханического отделения Володькиной Т. А. и Казарина В. Е. уже несколько лет работает кружок технического творчества и профессионального мастерства «МехатрониКo» (далее Кружок).

Девиз Кружка— «Увлечение техническим творчеством, залог качественной подготовки профессиональных кадров».

Цель Кружка:формирование научно — технических знаний, развитие творческих познавательных, изобретательских и профессиональных способностей обучающихся колледжа через приобщение к техническому творчеству.

Задачи Кружка:

Обучающие:

— формировать специальные компетентности студентов в области технического конструирования, проектирования;

— формировать профессиональную компетентность;

— развивать познавательную компетентность;

— формировать информационную компетентность;

— совершенствовать коммуникативную компетентность;

— развивать социальную, правовую и гражданскую компетентность;

— развивать организаторскую компетентность.

Воспитательные:

— воспитывать гражданские качества личности, патриотизм;

— воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, одногруппникам;

— формировать потребность в самоорганизации: аккуратность,

— трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность, умение

Развивающие:

— развивать логическое и техническое мышление обучающихся;

— развивать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, команде;

— развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

— развивать любознательность и интерес к решению творческих и изобретательских задач, проектированию, изготовлению изделий электронных, механических и др.

Отличительные особенности работы Кружка (дополнительной образовательной программы) от уже существующих образовательных программ.

Дополнительная образовательная программа составлена с учетом многолетнего педагогического опыта работы преподавателей колледжа в системе СПО: подготовка к профессиональным олимпиадам, выставкам технического творчества.

Программа, не копируя, дополняет программу производственного обучения, учитывает современные социальные и экономические условия и составлена на три года обучения (поэтапно по уровню сложности).

Возраст учащихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 16–20 лет.

Уровень программы кружка технического творчества определяется на основании соответствия содержания программы требованиям к результату дополнительных образовательных основного общего и среднего (полного) общего образования.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Программа рассчитана на три года обучения (1–4 курс).

Задачи по организации работы Кружка:

  1. Исследование и анализ профессиональных и общих компетенций специальностей СПб ГБОУ СПО «АТЭМК».
  2. Разработка направлений и тем образовательных программ по учебной и производственной с учетом специфики специальности обучающегося и требований работодателя (по отраслям).
  3. Формирование учебно-методического комплекса по направлениям работы кружка.
  4. Формирование и обеспечение материально-технической базы (лаборатории, кабинеты, мастерские, полигоны) Кружка.
  5. Разработка плана организационных и технических мероприятий по работе Кружка.
  6. Разработка дипломного проектирования по направлению «Конструкторский раздел».
  7. Разработка мероприятий по профориентации и повышения интереса к специальностям СПО, среди школьников (профориентационный «ликбез»).
  8. Создание условий для получения профессиональных навыков по рабочей специальности, через практическое обучение (стажировка, практика на производстве).
  9. Изучение спроса на рынке труда на специалистов (в различных отраслях).

Реализация Проекта— Кружок «МехатрониКо». Подготовительный период начался в рамках перехода от ГОС к ФГОС. Общая продолжительность проекта не ограничена временными рамками, т. к. процесс обучения и подготовки специалиста непрерывен, он может только совершенствоваться. На данный момент большая часть поставленных задач по внедрению в колледже деятельности Кружка решена. В 2016–2017 учебном году планируется выполнение еще ряда задач.

Участниками проекта— «Кружок» являются сотрудники (преподаватели, мастера, администрация, обслуживающий персонал) и студенты СПб ГБОУ СПО «АТЭМК», а также слушатели курсов, участники мероприятий проводимых в рамках работы Кружка, школьники, родители учащихся, работники предприятий.

Участников проекта можно разбить на три группы:

— обучающие (преподаватели, мастера);

— обучаемые (студенты, слушатели курсов);

— организационная группа (администрация, учебная часть, отделения колледжа, отдел практики, социальные партнеры).

Целевая аудитория Кружка — это, студенты колледжа, а также слушатели курсов, школьники. В общей сложности количество целевой аудитории в 2015–2016 учебном году составила 79 человек. За все годы работы Кружка целевая аудитория РЦ — 403 человека.

Главной мотивацией участников Кружка является повышение конкурентоспособности выпускников колледжа на рынке труда, увеличение спроса на специалистов СПб ГБОУ СПО «АТЭМК».

Занимаясь в этом кружке, студенты постепенно осваивают 3 ступени: 1-ю — профессионального мастерства; 2-ю — технического творчества; 3-ю — ораторского искусства.

Занятия в кружке ребята начинают с освоения первичных профессиональных навыков: с умения пользоваться отвёрткой, клещами для снятия изоляции, гаечными ключами, мультиметром, с умения спроектировать принципиальную схему. Ведь не все студенты нашего колледжа до поступления к нам занимались, например, в кружке радиодела или авиа-судомоделирования. Многие ребята плохо представляют, почему работает то или иное оборудование. Навыки работы с инструментом и с оборудованием студенты получают во время сборки монтажных схем, начиная от схем питания квартиры, а заканчивая промышленными схемами питания силовых установок мощностью от 3 кВт. Уже после первого года занятий в кружке ребята умеют самостоятельно поменять дома розетку, выключатель или починить тостер, даже могут настроить автоматический привод дверей гаража.

На втором году обучения в кружке ребята приступают к более сложному процессу, к техническому творчеству. Он начинается с чистого листа бумаги, на котором студенты визуализируют свою идею, производят подсчёт средств и сил, затраченных на изготовление того или иного изобретения. Потом начинается долгий поиск необходимых материалов в различных магазинах, на блошиных рынках (барахолках), у друзей и знакомых. Сборка самого изделия — наглядное подтверждение того, чему научились студенты во время электромонтажной, слесарной и токарной практики. Оконченным второй год обучения в кружке можно считать, если студенческое изобретение заработало и получило завершенный (товарный) вид.

Третья ступень обучения в кружке направлена на то, чтобы студент научился составлять грамотную речь для защиты своего проекта в научном мире, аргументированно докладывать о преимуществах изобретения, умело составлять презентацию. Достигается этот результат не только конкурсами и дебатами внутри колледжа, но и участием ребят на городских мероприятиях и во Всероссийских выставках, откуда наши студенты без дипломов и призовых мест ещё ни разу не возвращались. В итоге ребята, занимающиеся в кружке, на защите своего дипломного проекта в колледже не краснеют за конструкторский раздел, их выступление любо-дорого слушать, а уж смотреть слайды презентации тем более.

В проекте разработана система мотивации, которая помогает привлечь к участию в проекте представителей различных категорий целевой аудитории.

Этапы развития проекта— Кружок. Приведем небольшое описание двух этапов и основных реализованных мероприятий Проекта.

Первый этаппланирование, на этом этапе была организованна творческая группа, определены участники, намечены объемы работ, определены точки контроля над реализацией проекта — Кружок. На перовом этапе так же произведен расчет количества ресурсов (например, педагогические кадры), необходимых для открытия Кружка.

Второй этап – реализация:

— отслеживание работы Кружка (увеличение КПД кружка, увеличение числа участников);

— решение возникающих проблем, трудностей, изменений (отсутствие учебно-методической литературы, пособий, нехватка преподавателей и т. п.);

— информирование участников о работе Кружка (доклады на рабочих совещаниях творческой группы, выступления на заседаниях выпускающих цикловых комиссиях в течение года);

— управление вносимыми в план изменениями (по причине, например, введения Федеральных государственных образовательных стандартов в СПО., нормативно-законодательных документов и т. п.).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle