Библиографическое описание:

Абайдуллаева Р. П. Развитие информационно-коммуникационной компетентности преподавателей // Молодой ученый. — 2016. — №12.1. — С. 10-13.



В Концепции образования РК поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ. В связи с этим преподавателю необходимо готовить обучающихся к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации, в частности, освоении средств информатизации и ИКТ. Поэтому сегодня трудно представить современное образование без компьютерного класса. Компьютер стал такой же необходимостью, как калькулятор, записная книжка, музыкальный центр, устройство для доступа и хранения информации. Для этого преподаватель сам должен владеть компьютером и использовать новые информационные технологии в своей работе.

В основе информационной культуры преподавателя лежит информационно-компьютерная грамотность, под которой понимается система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый уровень получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально значимой информации.

Информационно-компьютерная грамотность специалиста-педагога, ее структура и содержание должны развиваться и совершенствоваться на уровне элементарной, функциональной и системной компетентности. Проявлением системного уровня информационно-компьютерной грамотности специалиста-педагога является его способность свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.

«Работа современного персонального компьютера напоминает игру большого слаженного оркестра. В оркестр входит множество инструментов, и на каждом исполняется своя уникальная партия. Партии отдельных инструментов сливаются в одно целое, и, если оркестр хорошо подготовлен, а дирижер умел, мы можем расслабиться и получить удовольствие от хорошего исполнения…» Понятно, что в данном случае дирижером является преподаватель. Как же он становится тем самым умелым дирижером в нашем колледже? В своей статье я остановлюсь на формах работы преподавателей колледжа по формированию информационной компетентности и активизации их деятельности по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

В колледже ведется большая работа по обучению педагогов использованию ИКТ в образовательной деятельности. Только в 2014–2015 учебном году прошли курсы 63 педагогических работника c получением сертификата Национального центра информатизации, Центра педагогических технологий информатизации образования по следующим темам: «Технологизация учебного процесса на основе электронных учебников», «Использование информационных и коммуникационных технологий на основе электронных учебников как условие технологизации профессиональной деятельности педагогов». Согласно заключенного договора о взаимном сотрудничестве в области информационного образования между департаментом образования провинции Кёнги Южной Кореи и Кызылординской областью Республики Казахстан от 2007 года 12 преподавателей колледжа получили сертификат информационно-образовательной стажировки по курсам: «Технология Smart-обучения», «Построение цифровых образовательных ресурсов». В целях эффективного внедрения в учебный процесс освоенных компьютерных технологий, преподавателями колледжа совместно с корейскими специалистами, проведены семинары-тренинги на актуальные темы:

 внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс,

 внедрение инновационных форм обучения,

 использование возможностей виртуального мира.

В результате на базе гуманитарного колледжа были проведены курсы по внедрению программы «Prezi» для студентов и преподавателей колледжей города и области.

В колледже накоплен большой опыт по формированию ИКТ компетентности в процессе подготовки специалистов. Так, за период с 2010 по 2014 годы научно-методическим центром были организованы и проведены семинары, направленные на повышение информационной компетентности преподавателей: «Информационные компьютерные технологии в образовании», «Методика применения информационных технологий в рамках аудиторных занятий», «Алгоритм разработки технологических карт и внедрения балльно-рейтинговой системы», «Использование Интернет-ресурсов», «Использование информационных технологий в начальных классах», «Использование интерактивной доски в образовательном процессе».

«Организация научного руководства рефератами, курсовыми, дипломными работами с использованием нормоконтроля»

В результате данной деятельности разработана система формирования ИКТ компетентности. Определилось несколько направлений в данной сфере, а именно:

 обновление технических средств;

 новые образовательные технологии;

 планирование технических и программных средств;

 решение административно-управленческих задач для автоматизированной поддержки учебного процесса;

 кадровый вопрос при информатизации образования;

 дополнительные образовательные услуги;

 издательский центр (выполнение всех видов печатных, рекламных работ);

 методический центр (систематизация всего накопленного методического обеспечения в колледже, запись его на магнитные машинные носители, создание медиатеки и организация свободного доступа к ним каждого преподавателя. Организация базы данных строится в режиме гипертекста: на первом уровне находятся государственные образовательные стандарты, затем учебные планы, учебные программы и поурочные лекционные курсы, лабораторные и практические работы);

 воспитательная работа.

Особое внимание уделяют внедрению ИКТ преподаватели специальных дисциплин. Преподаватели творческих специальностей в подготовке педагогов-музыкантов, учителей физической культуры, хореографии и технологии всё активнее используют мультимедиа технологии, электронные учебники.Фонд электронных учебников составляет 4361 экземпляров, а это на каждого учащего приходится по 2–3 учебника.

Рис. 1. Показатель применения ЦОР преподавателями колледжа

Рис. 2. Применение учебных электронных изданий

На данный период в колледже работают 213 преподавателей, из них 69 % с высшей и первой категорией квалификации. ИКТ компетентность преподавателей в 2013–2014 учебном году составляла 82 %, а в 2014–2015–98 % (+16 %).

Преподаватели колледжа существенно осознали, что использование новых информационных технологий облегчает деятельность педагога: Во-первых, позволяет использовать дополнительно научный и методический материал при ведении различной документации (планирование, конспекты занятий, отчеты) Во-вторых, преподаватель — предметник, используя мультимедиа технологии, может разрабатывать и применять в педагогической деятельности различные дидактические ресурсы. В-третьих, для педагога открывается возможность использование мультимедиа проектора, интерактивных досок, ведение электронных журналов. Благодаря интерактивной подачи материала у обучающихся формируется творческий подход к обучению, обучающийся получает навык самостоятельной работы, повышается уровень восприятия материала, обучающийся в течение всего урока занимает активную позицию при изучении любой темы. В -четвертых, преподаватель — предметник может самостоятельно разрабатывать тесты, контролирующие программы. Для создания тестов педагогу не обязательно иметь глубокие знания программирования, так как многие программы предназначены для создания интерактивных тестов на основе бланков. В-пятых, использование Интернета открывает широкие возможности перед педагогом: участие в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике, в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах; использование при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров; использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет; формирование банка учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ; разработка собственных проектов по использованию ИКТ.

В ходе реализации программы информатизации образовательного процесса в колледже выявлена взаимосвязь непрерывного и поэтапного развития компонентов ИКТ — компетентности педагогов с деятельностью, направленной на преобразование информационно-образовательной среды колледжа. В рамках более эфективного внедрения дуальной системы в течение ряда лет проводятся открытые занятия, мастер-классы, семинары по использованию ИКТ на базе АО «Казахтелеком», Петро Казахстан Кумколь Ресорсиз. Уровень ИКТ — компетентности отражается: в освоении ресурсов; включенности в систему непрерывного образования; активности инновационной деятельности; преобразовании своей педагогической системы; создании локальных сред. Информационно-образовательная среда колледжа выступает средством и сферой личностного развития педагогов, формирует конструкцию личностных изменений. С 2010 года преподаватели и учащиеся колледжа стали активными участниками и победителями различных Интернет олимпиад, марафонов, конкурсов. Только в этом году, участвуя в Казахстанской интернет олимпиаде, более 150 студентов получили сертификаты и прошли на первый тур. Исходя из показателей, можно сделать вывод, что колледж вышел на современный уровень по использованию трёх основных аспектов ИКТ компетентностей:

- наличие достаточного уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;

- эффективное обоснованное применение ИКТ в деятельности для решения профессиональных, социальных и личностных задач;

- понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и деятельностного результата.

Сократ сказал: «Научиться играть на флейте, можно только играя самому», а это значит, что информационная компетентность будет сформирована у педагогов тогда, когда они будут иметь возможности систематически использовать компьютер, т. е. проектор, компьютер и другое мультимедийное оборудование будет в каждом классе. И тогда, хочется верить, большинство наших преподавателей будут чувствовать себя с компьютером так же уверенно, как с классной доской и мелом.

Литература:

  1. Ахметова Г. К., Караев Ж. А., Мухамбетжанова С. Т. Методика организации повышения квалификации педагогов в условиях внедрения системы электронного обучения. — Алматы: АО «НЦПК «Өрлеу», 2013 г.
  2. Организация учебной работы в интегрированной информационной среде обучения: учебно-методическое пособие / под общ.ред. А. Н. Тихонова. – М.: Информика, 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle