Библиографическое описание:

Арыстанбекова Г. И., Жетильгенова А. А. Метод анализа педагогических ситуации в профессиональной подготовке учителей начальных классов // Молодой ученый. — 2016. — №12.1. — С. 16-19.



Изменения психологических предпосылок образования и обучения, перемены технологии и содержания школьного образования ставят новые требования при профессиональной подготовке учителей. Лидер нации Н. А. Назарбаев в послании народу Казахстана сказал: Все развитые страны имеют уникальные качественные образовательные системы. Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования. К 2020 году планируется обеспечить 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием. Поэтому важно дать им современные программы и методики обучения, квалифицированные кадры [1, с.1]. В системе непрерывного образования основу качественного образования составляет начальное образование. Поэтому, подготовка учителей начальных классов, являющихся проводником в развитии детской личности, особенно ценных и неповторимых периодов развития ребенка, для общественного развития считается ответственным делом.

Мы считаем, при решении проблемы педагогической подготовки учителей начальных классов, надо также параллельно рассматривать психологические особенности учеников начальных классов. Нервная система ученика начальных классов находится в стадии развития, поэтому их нервная система бывает очень чувствительной и слабой. Они имеют скоростные эмоции, быстро переходят из одного состояния в другой, так же в этот период у детей бывают избыточное количество энергии. То, что дети не устают от движении, русский педагог К. Д. Ушинский описывал следующим образом: «если ребенка посадите без движения длительное время, то ребенок быстро устанет, также будет, если его положите, он не сможет ни петь, ни говорить, ни играть, он даже не сможет читать, мало будет мыслить, но он если целый день будет играть, будет в движении, все вышеназванные функции он будет делать вперемешку и даже не будет думать об усталости, а один хороший сон сразу снимет усталость ребенка и его детская сила опять восстановится» [2, с.163].

Кроме этого, многие педагоги-психологи доказали, что дети начальных классов устав от однообразного вида работы быстро переходят на другой вид [4, с.89]. Учитывая возрастные особенности учеников младших классов, организация целостного педагогического процесса у учителей начальных классов требует особенного мастерства, терпеливости и устойчивости, при конфликтных ситуациях умения найти правильное решение. Про вышесказанное педагог И. П. Подласый писал: «трудолюбие, способность в работе, дисциплинированность, ответственность, умение ставить цели и умение выбирать правильные пути для достижения поставленных целей, постоянно повышать планово и систематизировано свой профессиональный уровень, постоянно стараться повышать качество своей работы» [3, с.381]. Одним из основных рациональных методов формирования профессиональной компетенции учителя начальных классов является — метод анализа педагогических ситуации. Для этого нам сначала надо понять, что такое педагогическая ситуация.

Педагогическая ситуация–это кратковременное взаимодействие учителя с учеником (группой, классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношении.

В научном толковом словаре казахского языка (Педагогика и психология) понятие педагогическая ситуация растолковывается следующим образом: Педагогическая ситуация–это одновременное проявление педагогического процесса и педагогической системы [6, с.174].

Учебный процесс имеет два вида обстоятельств, направленных на развитие профессиональных навыков учеников. В обычном виде педагогической ситуации ученики быстро анализируя свои действия могут быстро и легко решать педагогические задачи. В необычном виде педагогических ситуации, ставятся сложные педагогические задачи и их анализ и решения требует больше времени

Основные правила впостроении педагогических ситуации:

- Развитие положительных качеств личности;

- Создать личности возможность решить некоторые из своих проблем самостоятельно;

Разные напряженные ситуации реальности жизни являются основой содержания различных конфликтных ситуациях педагогических обстоятельств.

Основой каждой психологической ситуации является конфликт. Это:

- Протест (предъявление претензии кому нибудь или чему нибудь);

- Разногласие (появление разногласии вследствии несоответствия взглядов);

- Противодействие (противодействие продвижению следующего действия);

- Противостояние (противостояние действию кого-либо);

- Прерывание связи (остановить связь с окружающими).

Решение педагогических ситуации проходит несколько этапов

Основная цель метода анализа педагогических ситуации в профессиональной ориентации студентов колледжа:

- глубже объяснить теоретическое содержание пройденных материалов студентам колледжа;

- досконально разъяснить суть взаимосвязи теории и практики и помочь повести новую образовательную систему в новейшие обстоятельства;

- почуствовать связь научного образования будущего специалиста с его профессональными действиями.

Если в основе педагогических ситуации будут лежать цели и задачи профессионального образования, то методика педагогических ситуации будет применяться в двух направлениях.

  1. Педагогические ситуации, основанные в осваивании учебных данных студентов колледжа;
  2. Педагогические ситуации, основанные на одном из основных компонентов профессиональной компетенции — в формировании професионального образования, системы навыков и рабоспособности.

На уроке психологии студентам 3 курса специальности 0105000 — «Начальное образование», во время прохождения урока на тему «Психологические особенности школьников начальных классов» были представлены педагогическо-псхологические ситуации и задание их проанализировать:

- Вы руководитель второго класса. В классе есть ученик Максут с неудовлитворительной успеваемостью. У него очень низкое стремление к учебе, неактивен в общественной работе. Но, при подготове к празднику восьмого марта вы заметили, что у него есть способности к сочинению стихов. Ваши действия как классного руководителя и профильного учителя? Докажите свои мысли.

- Вы руководитель первого класса. Девочка по имени Перизат постоянно приносит сладости в класс и кушает их. В один день подруга Назгуль спросила «Дай мне тоже» и Перизат ответила «Мне мама сказала, кушай сама и никому не давай». Назгуль обиделась и сказала «Я с тобой больше не буду дружить». В данной ситуации как классный руководитель что бы вы сделали? Каким образом помогли бы Перизат и Назгуль? Что посоветуете родителям Перизат?

- Вы руководите четвертым классом. В классе ученик по имени Марат учится на отлично, но драчливый. Постоянно придирается к другим мальчишкам и провоцирует драки. Ваши действия как классного руководителя? Сконцентрируйте внимание на коррекции драчливости в характере ученика.

- День знаний. Первое сентября. Вы приняли учеников первого класса. Хотите провести собрание ко дню Знания, но один из учеников плачет и держась за юбку мамы кричит «Я не останусь». Что будете делать в данной ситуации? Какое отношение будет у вас с учеником? Что посоветуете родителям ученика?

Студенты колледжа, при помощи вышеназванных педагогическо-психологических ситуации совершенствуют свои суждения и мнения, предлагают свои идеи, способность доказывать свой взгляд и мнение на разные ситуации. Во время анализа различных ситуации будущие специалисты развивают навыки анализа и оценки, также использование теоретических и практических материалов в жизни. Для формирования профессиональной компетенции надо искать многие варианты решения выхода из сложившихся ситуации. Педагогическая ситуация анализируется в конкретно взятой ситуации, принимается по предложенной схеме, где вопросы и решения четко сформированы и принимаются те из них, которые оказались более выгодном положении. Метод анализа педагогических ситуации устанавливает связь с жизненными ситуациями и основывается на субъективной практике студентов во время учебы. Во время учебы студенты активно участвуют в анализе фактов и деталей ситуации и обосновывают свои позиции. Развиваются знания в групповой работе, формируются навыки мышления, расширяются теоретические и практические знания, соискательство, навыки к исследовательским работам и организаторские способности.

Литература:

  1. Н. А. Назарбаев. Послание народу Казахстана «Казахстанский путь — 2050»Единая цель, единые интересы, единое будущее.// Казахстанская правда 18 января 2014 года.
  2. Подласый И. П. Педагогика начальной школы.-Москва, 2004.
  3. Петровский А. В. Педагогическая и возрастная психология. Москва, 1987.
  4. Практикум по психологии./ Под ред. А. Н. Леонтьева, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1972.
  5. Ушинский К. Д. Педагогические сочинение. Т.1.-Москва, 1988.
  6. Қазақ тілі терминдерінің салалық ғылыми түсіндірме сөздігі. Педагогика және психология. Алматы «Мектеп» 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle