Библиографическое описание:

Мурзаев М. С. Некоторые проблемы социализации подрастающего поколения в Кыргызстане // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 747-750.



Встатье рассматриваются социализация, специфические особенности традиции социализации у разных этносов, проблемы этнополитической социализации молодежи в Кыргызстанеи проблемы их исследования, а также проблемы использования традиции социализации в этнокультурном воспитание подрастающего поколения в современных условиях.

Ключевые слова: глобализация, социализация; этнокультурное воспитание подрастающего поколения; традиции социализации кыргызов; толерентность, этнокультура, этническое сознание, межэтнический конфликт.

В силу кочевого образа жизни кыргызское общество не имело централизованной власти и других атрибутов единого государства. Кочевое скотоводство было основной отраслью хозяйственной деятельности, кочевой образ жизни обусловливал и родоплеменную разобщенность кыргызов на столь обширных территориях нынешнего Кыргызстана. В феодальном обществе в основном кыргызы жили в мононациональной среде.

В результате колонизации кыргызских земель Российской империей изменилось этническое лицо края. Оно стало многонациональным: кыргызы, русские, украинцы, белорусы, немцы, донские и волжские казаки, татары, башкиры, уйгуры, дунгане и др., которые в процессе совместной жизни внесли в кыргызскую общественную жизнь материальные, культурные и духовные ценности своего народа, чем обогатили культуру кыргызов.

«Такое социальное разнообразие населения Кыргызстана во второй половине XIX — начале ХХ вв. определило этническое, социально-групповое, культурное различие и обусловило их неизбежное, в настоящем и будущем, взаимовлияние, взаимопроникновение, создав историческую основу для формирования нового многонационального общества» [1.141].

Исторически на этнический состав современного кыргызского государства повлияли как естественные, так и искусственно созданные политические и экономические процессы расселения наций и этносов. При относительном обобщении и упрощении их можно условно подразделить на несколько видов: 1) «поиск лучшей доли»; 2) освоение новых земель; 3) вынужденное переселение; 4) принудительное переселение; 5) естественная приграничная полиэтничность [2].

На территории современного Кыргызстана, где проживают представители порядка 80 этносов, титульным является кыргызский, все остальные — являются этническим меньшинством. «…Национальное (этническое) меньшинство — отдельная этническая общность, проживающая на территории инонационального государства и сохраняющая свою этническую самобытность и традиционные специфические черты культуры, осознающая свои отличия и причисляющая себя к самостоятельной этнической группе.

К этническим меньшинствам относятся группы населения, которые численно меньше, чем этническое большинство (титульная нация) в государстве; находятся в недоминирующем положении; обладают этнокультурной спецификой и желанием её сохранить» [3.113–114].

На Юге Кыргызстана испокон веков проживают представители кыргызских, узбекских и таджикских национальностей и живут они в приграничных селах с республиками Узбекистана и Таджикистана.

Формирование этнических черт человека непосредственно зависит от степени освоения им культуры своего этноса, в котором главными для него вступаютценности и нормы жизни, деятельности и поведения.

Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека.

Испокон веков наши предки в социализации детей использовали такие средство и особое внимание уделяли таким факторам как окружающая природа, игра, слово, труд, традиция, общение, искусство, религия, пример и другие. А также широкое использование народных песен, сказок, пословиц, поговорок, загадок и других средств народной педагогики, а также уход за младшими членами семьи, забота о старших создавало атмосферу постоянного присутствия в воспитуемого народных традиций, что помогало детям в определении своего места в семье в частности, в целом социализироваться в своем обществе как представителя своего этноса.

В сегодняшний день в традиции социализации кыргызов многое сохранено из кочевого образа жизни. Хотя оно испытывал множественной влиянии с историческими изменениями жизни кыргызов, таких как, оседлая образ жизни, коллективизации, кулачество и репрессия в советское время, рыночное отношения в условиях независимости.

Кочевой образ жизни сформировал у кыргызов толерантности, кочевник только живя в дружественном соседстве с другими этносами мог жить спокойно, поэтому кыргызы имели привычку быт к новым соседям терпеливым.

Крутое изменения общественного и государственного устройства после приобретения суверенности государств республик Центральной Азии 90-е годы ХХ века, не привело крутому изменению стереотипов массового сознания масс, особенно у представителей этнических меньшинств, проживающих на юге Кыргызстана. По этой причине у представителей национальных меньшинств очень сильно растет комплекс социальных обид, которое принимает форму национальных обид, чувства притеснения со стороны других. Поэтому введение изучения киргизского язык в школах с узбекскими и таджикскими языками воспринимается как ущемление их национальной принадлежности.

Особенно представители этнических меньшинств свою недовольство выражает активностью религиозной деятельности и пассивностью в участие при выборах в айыл окмоту, областного Совета и при выборах в Жогорку Кенеш и пр. общественных процессах. Этому свидетельствует прошедшие выборы (президентские, в депутаты регионального значения и в Жогорку Кенеш) в Кыргызстане, где самые низкие показатели по участие населения на выборах бывает г. Ош и Баткенская область, где проживает большое численность представителей национальных меньшинств. Хотя в республике национальные центры ассамблея народов Кыргызстана проводят определенную работу по защите этнокультурных интересов, формирование ценностных ориентации и этнической идентичности, а также национальная политика Кыргызской республики учитывают интересы этнических меньшинств, которые отражены в государственных документах (в конституции, в постановлениях правительства, в решениях Ассамблей народов Кыргызстана), все равно представители национальных меньшинств остается недоволными своими положением в республике. Мы считаем, что такая не адекватная реакция представителей этнических меньшинств на этнонациональную политику Кыргызстана связано с неправильной пониманием историю развития своего этноса, нации и положение дел по национальному вопросу, а также мифами существующей среди населения. Еще можно сказать такой факт, что в советское время в кыргызской земле привилегию имели наравне с русскими, узбеки и таджики, а кыргызов притесняли по всюду, это порождало иллюзию у узбеков и таджиков, что они является хозяевами в кыргызской земле. Можно сказать, что межэтнические конфликты (1990 года и июнь 2010 года) имевшее место между кыргызами и узбеками на юге Кыргызстана и унесший много жизней безвинных людей является результатом длительной неправильной национальной политикой СССР на местах. Поэтому необходимо проведения просветительских работ среди таджиков и узбеков по изменению ценностных ориентации, изменении стереотипов в их массовом сознании, по формированию общегражданской идентичности у представителей этнических меньшинств Кыргызстана.

Одним из мер такого характера, мы считаем систематическое проведения планированных на государственном уровне просветительских работ среди населения, так как горький опыт межэтнического конфликта между кыргызами и узбеками 1990 года и июнь 2010 года показал, что традиционные способы влияния аксакалов на общественность не сработала, что роль аксакалов (этот факт особо подчеркнуто в исследованиях А.Тишкова и Т.Разыкова) упал до нулевого уровня во время конфликта. Поэтому этнонациональную политику Кыргызстана надо проводит научно обоснованными методами и способами.

Одной из целью работы по этническому развитию этнических меньшинств должна являться работа по предупреждении распространения идей религиозного экстремизма и межэтнического конфликта среди населения этнических меньшинств. Т. е., необходимо вести информационную войну против религиозного экстремизма и межэтнического насилия. Такая работа будет направлена на формирование этнической толерантности, которое является основным фактором в предупреждении межэтнических конфликтов и в противодействии насилие среди населения. В формирование этнической толерантности необходимо использовать национальные традиции общественного отношения таджиков, узбеков и кыргызов. Решающую роль в обеспечении межэтнического согласия и предупреждения межэтнических конфликтов должны сыграть представители гражданского общества и прежде всего лидеры махали, авторитетные аксакалы. Совместно с узбекскими и таджикскими культурными центрами, аксакалами кыргызской, узбекской и таджикский махали необходимо создать общественные Советы по профилактике и противодействий этнического экстремизма в регионе Баткенской области, где большинство сел является приграничными с Узбекистаном и Таджикистаном. По нашему мнению гражданское общество могут выступать регуляторами межэтнических отношений на Юга Западном регионе Кыргызстана.

Работа по выявлении лиц ориентированных антиобщественного поведения, распространителей экстремистских листовок которое силовые органы часто стали находит в городе Кызыл-Кие, Ош, Узген и др. направленный на вызывание религиозному экстремизму и на разжигание межэтнический конфликт, неверную информацию о других нациях и государственных строях, о границах соседних республик, Совет аксакалов должен проводит работу с молодыми лицами религиозного толка предупреждать распространение идей сторонниками Хизбут Тахрира и других религиозных экстремистских течений, такие как ИГИЛ и др.

Жизненные факты говорят о том, что многие задержанные лица по обвинению распространение листовок религиозного толка, является членами Хизбут Тахрира, как горько признавать задержанные в большинстве случаев является лицами принадлежащие к другим национальностям, поэтому есть необходимости проводит работу в этнических группах узбеков и таджиков с целью предупреждении распространению идей религиозного экстремизма и межэтнического конфликта среди таджикской и узбекской населении.

Создание такого общественного Совета аксакалов трех национальностей, способствуют формированию установок и стереотипов толерантного сознания у населении, особенно у молодежи.

Механизмом участие Совета аксакалов кыргызов, узбеков и таджиков в управленческих решений махалли будет повышать традиционный роль аксакалов наших народов среди населения.

Главное в достижении мира и благополучия, предупреждения межэтнических конфликтов на юге Кыргызстана, является опираясь на традицию социализации своего народа, каждый народ в своем подрастающем поколение сформировал толерантное отношение друг к другу, социальную установку жить как жили их предки; в дружбе, взаимовыручке и взаимопомощи.

Выводы

  1. Изменение этнического состава республики, развитие производительных сил, изменение социально-политической обстановки, устойчивые этнокультурные связи оказали существенное влияние на своеобразную социализацию кыргызского народа, а также на динамику общественного развития.
  2. Современное развитие кыргызского общество требуют проведения этнонациональную политику республике соответственно требованиям времени и с учетом имеющихся проблем в этой отрасли.
  3. В многонациональной среде традиции социализации народа является основным средством в формировании толерантного отношения друг к другу у подрастающего поколения, а также в возобновлении традиции межэтнических отношении предков.

Литература:

  1. Кыргызстан: энциклопедия. — Б., 2001. — С. 141.
  2. Джекшенкулов А. Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе. — М., 2000. С.234.
  3. Национальные отношения. — М., 1997. — С. 113–114.
  4. Андреева Г. М. Социальная психология — М.:Изд. МГУ, 1988.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle