Библиографическое описание:

Садыкова Э. Ж. Использование ИКТ и мультимедийных средств на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2016. — №12.1. — С. 46-48.



В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает молодежи возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями и мультимедийными средствами обучения.

Компьютер, в наше время, очень важная и независимая вещь. Многие ребята и даже взрослые используют его лишь для того, чтобы поиграть в компьютерные игры. Но , к счастью, много и тех, кто нашел ему правильное применение. Так, например, он помогает в учебе. Очень удобно, когда под рукой есть такой помощник, ведь мы, не выходя из дома, можем напечатать рефераты, доклады, одним словом, все что нужно. Кроме того, компьютер может помочь в изучении иностранного языка. Ведь существует масса дисков, электронных учебников, мультимедийных обучающих программ, которые приводят к хорошим результатам в изучении английского языка.

В настоящее время внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка.

Применение компьютера как инструмента для работы с информацией очень разнообразно и многообразно. Он может за несколько секунд просмотреть электронную библиотеку и найти требуемую информацию.

При использовании компьютера вербальную коммуникативную деятельность следует рассматривать в трех аспектах. Во-первых, как свободное общение учащихся в режиме реального времени посредством использования электронной почты и информационных сетей, то есть как аутентичный диалог в письменной форме между партнерами по коммуникации. Во-вторых, как интерактивное диалоговое взаимодействие обучаемого с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации, то есть как человеко-машинный диалог. В-третьих, как общение обучаемых в классе в процессе работы с компьютерными обучающими программами, выступающими в качестве стимула для коммуникации и средства воссоздания условий ситуации общения.

Использование компьютерных технологий на уроках иностранного языка может быть представлено в различных вариациях: работа со специализированными сайтами, поиск необходимой информации в сети интернет, просмотр аутентичных фильмов, использование обучающих программ и игр и т. д. В настоящее время очень результативным и сравнительно доступным методом при обучении иностранным языкам является использование электронного учебника. Электронный учебник позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. С помощью электронного учебника можно наиболее эффективно проводить тренаж и проверку таких видов речевой деятельности как аудирование и чтение, а также формировать и развивать грамматические, лексические и звуко-произносительные навыки учащихся.

Электронный учебник – компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого.

Рассмотрим некоторые особенности электронного учебника:

  1. Электронный учебник должен содержать минимум текстовой информации, в связи с тем, что длительное чтение текста с экрана приводит к значительному утомлению и, как следствие, к снижению уровня восприятия.
  2. Электронные учебники должны содержать большое количество иллюстративного материала. Для ограничения объема учебника целесообразно использование упакованных форматов графических файлов [GIF, JPEG], использование ограниченной палитры цветов или векторных графических файлов.
  3. Использование видеофрагментов позволяет передать в динамике процессы и явления. Несмотря на большие размеры файлов, применять их целесообразно, так как в этом случае повышается заинтересованность учащихся, улучшается качество знаний.
  4. В традиционном обучении преобладают вербальные средства при предъявлении нового материала. В связи с этим применение аудио фрагментов в электронном учебнике позволяет не только приблизить его к привычным способам предъявления информации, но и улучшить восприятие нового материала, при этом активизируя не только зрительные, но и слуховые центры головного мозга.
  5. Электронный учебник должен содержать гиперссылки по элементам учебника и, возможно, иметь ссылки на другие электронные учебники и справочники. Желательно наличие содержания с быстрым переходом на нужную главу или страницу.
  6. Возможен, например, с помощью технологии OLE [Object Linking and Embedding], запуск других компьютерных программ для показа примеров, тестирования и других целей.
  7. Можно выделить три основных режима работы электронного учебника:

- Обучение без проверки.

- Обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы [параграфа] обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала.

-Тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки

Сейчас имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебников, где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов и разных знаний.

Преимущества использования электронного учебника в том, что:

Весь материал показан разнообразно — если в учебнике помещен только текст и рисунки, то в электронном учебнике есть и видеофрагменты, диаграммы, аудиотекст. Все это активизирует мыслительные процессы и память учащихся, развивает творческое воображение и повышает интерес к предмету.

При проведении таких уроков я заметила, что ученикам очень интересно работать с электронным учебником, они с удовольствием читают текст, рассматривают картинки, бурно обсуждают просмотренный видеофрагмент. Также легко находят ответы на вопросы, так как они даны в простой, доступной форме. Они относятся к этому как к игре, со своими правилами, и при этом понимают, что несоблюдение этих правил не даст возможность пройти этот тур, т.е. понять заданную тему. Именно такое «легкое» отношение психологически раскрепощает ученика, позволяет раскрыть свой творческий потенциал, развивает интеллект.

При ведении такого урока меняется роль учителя, он становится другом, советчиком. Некоторые вопросы обсуждаются с учащимися «на равных», выдвигаются различные предположения, так как работа идет интерактивно и всегда можно обратиться к электронному учебнику для подтверждения своей версии.

Также у учащихся закрепляются навыки работы на компьютере, они хорошо и быстро ориентируются в электронных учебниках, с интересом отвечают на тестовые вопросы, это формирует способность учащихся к самообучению, самообразованию, самоорганизации и самореализации.

На своих уроках, кроме электронных учебников, я также использую интернет, который позволяет найти много интересной и полезной информации.

Оптимальным является также создание мультимедийных Power Point презентаций. Применение компьютерных презентаций на уроках позволяет ввести новый лексический, страноведческий материал в наиболее увлекательной форме, реализуется принципнаглядности, что способствует прочному усвоению информации. Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию компьютерных презентаций как нельзя лучше расширяет запас активной лексики.

Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организована так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.

Литература:

  1. Алешкина, О. В. Применение электронных учебников в образовательном процессе / О. В. Алешкина // Молодой ученый. – 2012. – № 11. – С. 389–391.
  2. Вуль, В. А. Электронные издания [Электронный ресурс] / В. А. Вуль // Центр дистанционного образования МГУП / Учебник. – Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook119/01/part-010.htm– Загл. с экрана.
  3. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle