Библиографическое описание:

Тоганова Ж. К. Проблемы оценивания знаний учащихся в учебных заведениях профессионального образования // Молодой ученый. — 2016. — №12.1. — С. 4-6.



В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы отмечено: «наша главная задача – формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны» [1].

Путь обновления системы образования в нашей стране обусловлен стремлением внедрить в учебный процесс эффективную систему оценивания, которая гарантирует достижение качественного результата. В учебном процессе особое значение имеет восприятие каждого обучающегося как отдельной личности, побуждение чувства уверенности в себе, повышение интереса к знаниям обучающихся.

В целом под понятием оценивания мы понимаем все виды оценивания, которые реализуются в практическом учебном процессе. К примеру, оценка, описанная учителем, оформленная баллами оценка учителя, самоконтроль собственной работы учащегося, оценивание с помощью самооценивания, т.д. На сегодняшний день основная идея оценивания заключается в сформированном развитии оценивания учеником, т.е. в первый период освоения знаний эффективно использовать оценку учителя, описанную баллами, а затем под руководством учителя добавлять самоконтроль и самооценивание учащихся [2].

Цель обучения – не получение оценок, не сбор баллов. Оценивание – внешняя мотивация, в котором количество баллов основано на «самоконтроле», «самооценивании», из которых красные баллы обозначают похвалу или поощрение, а средства обучения, техника контроля, описание содержания работы являются внутренней мотивацией.

Прежде чем начать обсуждение проблемы оценивания знаний учащихся, считаю правильным кратко остановиться на данном возрастном периоде.

По прибытии в школу ребенок постепенно начинает сознательно чувствовать свое место в мире общественных отношений. Это напрямую связано с осознанием себя в роли субъекта процесса обучения.

При вступлении в новый социальный круг ребенок старается получить для себя особое место, приспосабливается к новой социальной роли, размышляет об установлении связи с себе подобными. Важно отметить следующее: ребенок не только получает роль ученика школы, но и должен придерживаться роли и направления ученика.

Мотив, намерение получения высокой и хорошей оценки занимает главное, важное место среди всех социальных мотивов. Высокие, хорошие оценки обеспечивают определенный статус в классе, гарантируют похвалу родителей, а также достижение хороших отношений с каждым учителем, по мнению многих авторов, это является «важным» на данный возрастной период.

Сформированная временем современная 5-бальная система оценивания основана на повышении уровня знаний учащихся, при этом важны не только знания учащихся, но и компетентность учащегося, развитие его личностных качеств, правильное взаимоотношение с окружающей средой и саморазвитие, повышение самообразования. Множество систем оценивания в мире являются нормативными, то есть оценивание проводится с помощью сравнения с определенной установленной нормой. В нашей стране учащийся, выполнивший одно задание, оценивается на оценку 5. Мы не придаем значения тому, как он выполнил данное задание. В этом и заключается противоречие. А в других странах учащийся, написавший обычный реферат, считается выполнил его с трудом.

В соответствии с этим в мировых странах сформирована критериальная система оценивания.

Критериальная система оценивания относится к нормативной системе оценивания. Критериальная система оценивания широко используется в Международных школах бакалавриатуры. Эта система оценивания направлена на развитие компетентности получающих образование, на формирование личности.

Критериальное оценивание в соответствии с целями и содержанием образования, учебными результатами учащегося, предварительно знакомо всем участникам образовательного процесса, прошло рассмотрение коллектива, с помощью определенных параметров процесс основан на сравнении учебных достижений [3].

Критериальное оценивание на сегодня имеет большое значение в системе образования и соответствует требованиям, целям и задачам современного образования [4].

Главные особенности критериального оценивания:

1) предварительно предложенная шкала оценивания;

2) точность, правдивость;

3) справедливость оценок;

4) возможность самооценивания.

Критериальное оценивание проводится в течение урока. Очень эффективно при оценивании групповых работ, т.к. приводит к результативности работы и с помощью взаимооценивания учащиеся свободно выражают свои суждения и рассматривают мнения друг друга. Как показывает опыт, умение свободно выражать свое мнение, давать собственную оценку работам других учащихся повышает уверенность и самостоятельность.

Оценивание в первую очередь необходимо для выявления качества знаний. Если мы в собственной работе хотим добиться успеха, то с помощью самооценки должны определить положительные стороны своей работы, свои недочеты, оценить свою работу. В связи с этим в стандарте общего образования должен быть предложен вид объективного оценивания знаний учащихся, понятный и для педагога, и для учащегося.

В будущем наши специалисты, получающие профессиональные знания, будут преподавать в тех же школах. Меня волнует вопрос, если в стенах учебного заведения они не будут знакомы с системой оценивания в общеобразовательных школах, то, как они будут оценивать знания учащихся.

В профессиональных образовательных учебных заведениях Казахстана наравне с внедрением профессионального стандарта, нужно внедрить научно основанный критерий оценивания знаний студентов. Другими словами, в системе образования при взаимодействии преподавателя и студента, для объективного оценивания знаний студента нужно организовать подходящее обстоятельство.

Проблема создания методологии контроля и оценивания знаний, определение общих правил на сегодняшний является одной из проблем, о которой ведутся горячие споры среди педагогов. Здесь ожидается следующий результат: в соответствии с требованием современного общества – воспитать высоко социально обеспеченную, культурную, получившую национальное воспитание, умеющую использовать в жизни полученные знания и навыки, всесторонне развитую личность.

До последнего времени в учебных заведениях страны для оценивания качества знаний использовалась система пятибалльной шкалы. Такая шкала оценивания находила употребление не только во время сессии, но и в текущем контроле уровня знаний. Только в Назарбаев Интеллектуальных школах и высших учебных заведениях страны оценивание проводится по определенным критериям. Наши будущие специалисты, закончив учебные заведения и поступив в высшие учебные заведения, говорят о том, что не понимают систему оценивания. Мы в своей практике, изучив технологию критериального оценивания, используем, в соответствии с требованием стандарта, и оцениваем по пятибалльной системе. Пятибалльная система нередко озадачивает учащихся, т.к. неизменно возникают ситуации, когда при выполнении одного задания двумя учениками, один из них получает оценку пять, а другой четыре. Здесь возникает вопрос. Почему? Поэтому во всех учебных заведениях должна быть преемственность, и предложена специальная критериальная система оценивания.

В заключении хотелось бы отметить несколько положительных моментов при оценивании знаний учащихся по определенным критериям (использовании критериальной системы):

- личностное направление учащегося на активную позицию;

- приведение личности до собственной ответственности, главного результата;

- объективная оценка знаний каждого учащегося;

- акцент на познавательных способностях, критическом мышлении, памяти, учебно-познавательных действиях;

-повышение интереса к учебе, устранение негативных понятий об оценивании, повышение активности анализа;

- удовлетворение учащимися системой оценивания.

Критериальное оценивание дает возможность преподавателям улучшить качество учебного процесса, составить критерии для обеспечения качественного результата, получить информацию для анализа и планирования своей работы, учитывая особенности каждого учащегося, получить личную траекторию обучения для учащегося, использовать различные способы и средства оценивания, внедрить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Литература:

  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
  2. Инструкция для учителя. Второй (основной) уровень.
  3. Кудайбергенова К. Компетентность – качественный критерий развития личности // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы оценивания качества знаний: методологическая основа и практические результаты», 2008 г.
  4. Михеева В.И. Портфолио и построение образовательного рейтинга выпускника основной школы. // Педагогика. – 2009. №2.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle