Библиографическое описание:

Богданова Ю. Н., Темирханова Д. М., Хасенов А. К. Как развить навыки чтения математических текстов и говорения на английском языке учащихся 10F класса для подготовки к внешнему оцениванию? // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 818-821.



Список группы по внедрению подхода Lessonstudy в интеграции с CLIL:

  1. Богданова Ю. Н. – учитель математики, координатор.
  2. Хасенов А. К. – учитель-стажер математики.
  3. Темирханова Д. М. – учитель-стажер математики.
  4. Султан Р. Г. – учитель-стажер математики.
  5. Вишенкова Е. А. – учитель английского языка.

Обоснование темы исследования:

В стремительно меняющемся мире всё большие требования предъявляются к модели выпускника. Интегрированная образовательная программа тоже вносит свои коррективы в её формирование: помимо обладания учебными компетенциями, учащийся должен владеть иностранным языком на высоком уровне, что способствует его конкурентно-способности сначала в области образования, а в дальнейшем и на рынке труда. Поэтому в целях формирования такой разносторонне развитой личности, было решено, что английский язык стоит изучать не обособленно, а в тандеме с другими учебными предметами.

В процессе командного преподавания математики в 2014–2015 учебном году была выявлена проблема, состоящая в том, что у учащихся возникают сложности при выполнении заданий на английском языке, а также при оперировании математическими терминами на английском языке при взаимообучении или при ответе на вопросы учителя.

Работая в формате исследования урока «LessonStudy» наша команда выбрала тему «Как развить навыки чтения математических текстов и говорения на английском языке учащихся 10F класса для подготовки к внешнему оцениванию?». Теперь на своих уроках мы внедряем техники CLIL (Contentandlanguageintegratedlearning), способствующие формированию у учащихся навыков чтения и говорения на английском языке через призму изучения тем по математике, а также стремимся, проводить формативное оценивание учеников на иностранном языке, готовя их тем самым к более сложному этапу — суммативному оцениванию при сдаче экзаменов в формате SET, SAT.

Методика CLIL предлагает множество техник, подходящих для всех учебных предметов. Изучив их, мы выбрали наиболее применимые на уроках математики, где сложность состоит в том, как сочетать формирование навыков английского языка с необходимостью формирования практических умений учащихся при изучении тем по математике.

Целью исследования: развить навыки чтения математических текстов и говорения на английском языке учащихся с помощью стратегий методики CLIL.

Задачи исследования:

− повысить уровень владения математической терминологией на английском языке;

− продолжить формирование умения анализировать математический текст на английском языке и навык «глубокого чтения»;

− научить учащихся свободно выражать свои мысли по математике на английском языке, развивая при этом, монологическую и диалогическую речь через стратегии CLIL;

− создать русско-английский мини — терминологический словарь по изученным разделам математики для увеличения словарного запаса учащихся.

Как начиналась работа:

  1. Выявление проблемы для исследования.
  2. Подбор группы учителей для проведения исследования.
  3. Выбор фокус-группы для проведения исследования.
  4. Изучение методик CLIL, применимых на уроках математики.

При совместном планировании уроков происходил анализ и выбор стратегий CLIL эффективных для данного этапа исследования, подбор терминологии для работы на уроке, обсуждение структуры урока и его наполняемость. На начальном этапе возникали сложности с подбором техник CLIL, так как много времени затрачивалось при проведении урока на языковые компетенции.

Неотъемлемым инструментом исследования в процессе проведения и наблюдения за уроком была видеосъёмка и заполнение дневников наблюдения учителя.

В конце каждого урока проводился опрос учащихся о том, что было для них полезно, что, по их мнению, они узнали, и как, на их взгляд, можно было бы изменить урок. Интересными были рекомендации детей «… заранее дать лист-глоссарий, чтобы было понятно, какие термины будут использоваться на уроке», «хотелось, бы проговаривать словосочетания с новыми терминами по математике».

При обсуждении проведённого урока мы смотрели видеоматериалы урока, видео с обратной связью от учащихся, анализировали урок, устанавливали доказательства прогресса каждого из учащихся в сопоставлении с планируемыми ожиданиями на основании материалов исследования и корректировали выбор стратегии CLIL.

Пути решения проблем, возникающих впроцессе исследования.

  1. Применение методик CLIL, способствующих развитию навыков чтения и говорения английского языка через математику.
  2. Составление терминологического словаря для учащихся (в сотрудничестве с ними).
  3. Предоставление учащимся возможностей на уроке для диалога на английском языке.

Рис. 1. Применение методики CLIL на уроках математики

Рис. 2. Применение методики CLIL на уроках математики

Рис. 3. Применение методики CLIL на уроках математики

Рис. 4. Применение методики CLIL на уроках математики

Рис. 5. Применение методики CLIL на уроках математики

Рис. 6. Применение методики CLIL на уроках математики

Методика CLIL предлагает множество техник, подходящих для всех учебных предметов. Изучив их, мы выбрали наиболее применимые на уроках математики, где сложность состоит в том, как сочетать формирование навыков английского языка с необходимостью формирования практических умений учащихся при изучении тем по математике.

  1. «Postit!» («Открой картинку»):

Учитель предлагает отдельные карточки с вопросами (количество вопросов совпадает с количеством стикеров, карточки с вопросами пронумерованы). Также раздает картинки, закрытые стикерами. Учащиеся по очереди кидают кубик и отвечают на вопросы по порядку. Если ответ правильный, они убирают стикер, открывая картинку.

  1. «HOTsandLOTs»:

Учащиеся должны составить тонкие и толстые вопросы и затем ответить на них. («Подумай — Обсуди с другом — Поделись с остальными» или «Луковые кольца» или «Перемещение по кругу»).

  1. «Grabit!» («Хватай их!»):

Учитель кладет разные карточки со словами на стол и читает вслух примеры и/или определения. Учащиеся вслух дают ответы и «хватают» карточку с правильным словом.

  1. «Cards» («Карты»):

Учащиеся получают карточки со словами и затем быстро дают пример или определение с этим словом. Учащиеся с низким уровнем знаний могут давать перевод.

  1. «T/Fdictation» («Диктант правда/неправда»):

Учащиеся работают в парах и малых группах. Они прослушивают несколько предложений. Если они считают, что утверждение правильное/верное, они записывают его в тетрадь на родном языке. Если утверждение неверное/ложное, то они должны записать их на английском, предварительно исправив.

  1. «Re-packing» («Упакуй заново»):

Учащиеся работают в группах или парах. Они сначала слушают утверждения, предложения. Затем получают карточку только с первыми буквами слов. Они должны закончить предложения.

  1. «Word Race» or «Board Race» («Гонки»):

Соревнование. Задача — угадать как можно больше слов и записать на доске. Учитель дает определение или описывает слово.

  1. «Think-Pair-Share» («Подумай — Обсуди с партнером — Поделись с группой»):

Учащиеся получают список вопросов, они должны ответить на них индивидуально, затем обсудить с партнером, затем в группе.

  1. «Trivia Search» («Поиск деталей»):

Учитель раздает маленькие карточки с небольшими предложениями по теме. Учащиеся распределяют эту информацию по секциям «Что я знал?» и «Что я узнал?». Сначала они заполняют первую секцию, затем ходят по классу и узнают дополнительные факты по теме.

  1. «Running Dictation» («Диктантнабегу»):

Учитель размещает тексты/информацию на стенах. Учащиеся работают в группах. Они могут выбрать секретаря, тайм-кипера, редактора. По очереди учащиеся бегут к своей стене, читают информацию, возвращаются и диктуют то, что запомнили секретарю. Затем в группе они пытаются записать полную версию.

Результат исследования.

По результатам мониторинга прогресса учащихся по английскому языку были выявлены следующие изменения:

− ученики А, В стали допускать меньше грамматических ошибок,

− ученики А и С показали отличные результаты в навыках чтения, письма на английском языке,

− все ученики стали активнее в говорении на английском языке.

В процессе проведения исследования мы пришли к выводу о том, что выбор стратегии развития навыков чтения и говорения английского языка через математику должен осуществляться с учётом типа мышления и темперамента учащихся. Учащиеся 10 класса знают математические термины на английском языке по соответствующим разделам, умеют оперировать ими на уроках при объяснении решения задач, применяют полученные знания при изучении теоретического материала и при выполнении заданий по математике, а также по наблюдениям учителя английского языка, исследуемые ученики показали хорошие результаты на защите мини-проектов в развитии монологической, диалоговой речи.

Внедряя техники методики CLIL в свою повседневную практику мы смогли увеличить процент применения полиязычия на уроках математики, наблюдать прогресс своих учащихся в области развития вышеуказанных навыков английского языка, а также повысить интерес к предмету математики.

Литература:

1. Pete Dudley. Lesson Study: Руководство. — 2011 г.

2. CLIL Skills // Lize Dale // Expertisecentrum mtv ICLON, Universiteit Leiden, 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle