Библиографическое описание:

Фетисова М. А., Козыркин В. А. Современное нормативно-правовое регулирование контроля ткачества строительной продукции // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 426-429.



В статье идет речь о преимуществах комплексно-блочного метода (КБМ) при возведении сельскохозяйственных объектов. КБМ позволяет значительно сократить продолжительность возведения объектов вследствие переноса существенной части трудозатрат со строительных площадок в заводские условия.Проектирование и строительство сельскохозяйственных объектов комплектно-блочным методом создает возможность получить экономический эффект в размере 8–10 % сметной стоимости объекта строительства.

In article there is a speech about advantages of the complex and block method (CBM) at construction of agricultural objects. KBM allows to reduce considerably duration of construction of objects owing to transfer of essential part of labor costs from building sites in industrial conditions. Design and building of agricultural objects by a complete and block method creates opportunity to gain economic effect of 8–10 % of estimated cost of a construction object.

Строительное производство определяется как деятельность по созданию зданий и сооружений, новых комплексов, а также реконструкция, капитальный ремонт и расширение существующих предприятий, в том числе и объектов гражданского строительства. В процессе создания новых объектов недвижимости учувствуют не только сами строители, но также заказчики, инвесторы, проектировщики и контролирующие органы. Строительство никогда не стояло на месте и за многие годы индустриального развития были разработаны нормативные документы, регламентирующие данный вид деятельности. Огромное количество технической литературы, норм и сводов правил объединены в систему нормативных документов Российской Федерации. Повсеместно они используются контролирующими организациями в области строительства, проектными институтами, предприятиями по производству сырья и материалов, а также производителями работ исключительно в интересах общества и экономики страны.

Система нормативных документов позволяет решать ряд производственных задач, таких как:

‒ соответствие назначению продукции для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения;

‒ безопасность продукта строительства для жизни и здоровья людей при производстве и эксплуатации;

‒ безопасность и экологичность продукта строительства по отношению к окружающей среде, рациональное использование природных ресурсов;

‒ надежность зданий и конструкций, оборудования и технологической оснастки, инженерных систем и коммуникаций.

Стандарты применяются при разработке методических рекомендаций для создания новой продукции, при разработке проектной документации в градостроительной деятельности для новых зданий и сооружений, а также при производстве и контроле качества конструкций и материалов.

Нормативный документ — это документ, устанавливающий общие правила, принципы и характеристики, относящиеся к определенному виду деятельности или результатов этой деятельности доступных широкому кругу потребителей. Основным документом в системе нормативов строительства является СНиП 10–01–94. В нем приведены общие положения и требования. Применение положений этого документа обязательно для всех участников строительства, независимо от форм собственности и принадлежности, осуществляющих разработку и применение нормативов. Нормативные документы системы подразделяют на государственные федеральные, документы субъектов Российской Федерации, производственно-отраслевые документы хозяйственной деятельности. Далее рассмотрим состав системы нормативных документов (СНД) в строительстве.

Федеральные нормативные документы:

  1. Строительные нормы и правила Российской Федерации (СНиП) — Устанавливают обязательные требования, определяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции.
  2. Государственные стандарты Российской Федерации в области строительства (ГОСТ Р) — Устанавливают обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, строительных изделий и материалов и обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве и эксплуатации этой продукции.
  3. Своды правил по проектированию и строительству (СП) — Устанавливают рекомендуемые положения о развитии и обеспечении обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов СНД.
  4. Руководящие документы СНД (РДС) — Устанавливают обязательные и рекомендуемые организационно-методические процедуры по осуществлению деятельности, связанной с разработкой и применением нормативных документов в строительстве.
  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН) — устанавливают санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу здоровью или жизни работников. Санитарные правила (СП) устанавливают гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья работников. Санитарные нормы (СН) устанавливают оптимальные, предельно допустимые и допустимые уровни факторов производственной и окружающей среды. Гигиенические нормативы (ГН) устанавливают гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности факторов производственной и окружающей среды, среды обитания человека.
  6. Ряд федеральных законов (ФЗ) и постановлений правительства (ПП) Российской Федерации.

Нормативные документы субъектов Российской Федерации:

  1. Территориальные строительные нормы (ТСН) — Устанавливают обязательные для применения в пределах соответствующих территорий и рекомендуемые положения, учитывающие природно-климатические и социальные особенности, национальные традиции и экономические возможности республик, краев и областей России.

Ведомственные (министерские) нормативные документы:

  1. Нормы пожарной безопасности (НПБ) — устанавливают основные требования по защите автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализацией зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации и являются обязательными для исполнения организациями независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
  2. Нормы технического проектирования (НТП);
  3. Правила устройства электроустановок (ПУЭ).

Производственно-отраслевые нормативные документы:

  1. Стандарты предприятий (объединений) строительного комплекса и стандарты общественных объединений (СТП и СТО) — Устанавливают для применения на данном предприятии или объединении положения по организации и технологии производства, а также обеспечению качества продукции.

Нормативное регулирование в строительстве достаточно детально разработано и заметно отличается от остальных видов коммерческой деятельности. В строительных отношениях права и обязанности сторон отражены в договоре подряда. Наравне с законодательными актами такой документ определяет порядок проведения работ. В Гражданском Кодексе отражено, что застройщик обязан выполнить надлежащие в срок по договору работы, а заказчик обязуется принять их с надлежащим качеством и своевременно оплатить. Качество строительства регламентируется таким правовым документом, как Градостроительный кодекс, а именно статьями 48 и 49. В них указываются положения, на основе которых проводится любая градостроительная деятельность, в частности:

‒ Соблюдение технических регламентов;

‒ Требования по безопасности территорий и гражданской обороны;

‒ Охрана окружающей среды и сохранение объектов культурного наследия;

‒ Обеспечение мер безопасности при террористических актах и предупреждению техногенных катастроф.

Качество строительных работ зависит от огромного числа факторов и на всех этапах формирования конечной продукции. Все недостатки, выявленные на проектной и предпроектной стадии, регламентируются Постановлением Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». В большинстве своем такие ошибки могут возникать при недостаточно полном проведении изыскательных работ, при ошибках в расчетах, при недостаточной сопряженности общестроительных работ с санитарными и электротехническими нормами. При производстве строительно-монтажных работ в лице заказчика и подрядчика на законодательном уровне осуществляется строительный контроль. Последовательность скрытых работ регламентируется Постановлением № 468 от 21.06.2010 г. «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства».

Результат построенного нового объекта зависит не только от качества проделанного объема работ и использованных материальных ресурсов, но и качеством предоставляемой исполнительной документации, т. к. после завершения строительства жизнь здания или будь это какое-то сооружение не заканчивается. Необходимо соблюдать приведенные условия эксплуатации на протяжении всего срока службы. Как показывает практика для прокладки новых или существующих инженерных сетей приходится затрачивать лишние средства есть нет исполнительный чертежей. Оформленная соответствующим образом исполнительная документация дает широкое понимание о техническом состоянии объекта и информацию об ответственных лицах за производство отдельных видов работ.

Состав исполнительной документации может быть следующим:

‒ акты приемки геодезической разбивочной основы;

‒ исполнительные геодезические схемы возведенных конструкций, элементов и частей зданий, сооружений;

‒ исполнительные схемы и профили инженерных сетей и подземных сооружений;

‒ общий журнал работ;

‒ специальные журналы работ, журналы входного и операционного контроля качества;

‒ журнал авторского надзора проектных организаций (при осуществлении авторского надзора);

‒ акты освидетельствования скрытых работ;

‒ акты промежуточной приемки ответственных конструкций;

‒ акты испытаний и опробования оборудования, систем и устройств;

‒ акты приемки инженерных систем;

‒ исполнительные схемы расположения зданий, сооружений на местности (посадки), являющиеся исполнительной архитектурной документацией;

‒ рабочие чертежи на строительство объекта с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам (с учетом внесенных в них изменений), сделанных лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ.

При сдаче объекта исполнительная документация передается в эксплуатирующую организацию на постоянное хранение. Таким образом, оформленный в установленном порядке документ и подписанный всеми участниками строительства, подтверждает соответствие качества строительной продукции законодательству Российской Федерации.

В настоящее время система нормативных документов в сфере строительного производства является составной частью системы технического регулирования, которая используется на базе Федерального закона Российской Федерации от 27декабря 2002года № 184-ФЗ «О техническом регулировании». В нем указываются как обязательные требования к продукции, так и те стандарты, применяемые на добровольной основе при проектировании, производстве, монтаже, наладки, хранении и эксплуатации.

Литература:

  1. http://edu.dvgups.ru/METDOC/ITS/STRPRO/METROL/MP_KL/LEK/L1.htm — Организация контроля качества строительства.
  2. АНОДПО Институт современных специальностей 2015- «Законодательное и нормативное правовое обеспечение строительства».
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая, вторая, третья, четвертая: по состоянию на 2 сент. 2010 г.
  4. Градостроительный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 1 октября 2007 года. — М.: Эксмо, 2007. — 160 с.
  5. «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»: постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года, № 87.
  6. Фетисова М. А., Горшков Д. Н., Страхов К. А. Прокладка трубопровода без разрытия траншей Молодой ученый. Ежемесячный журнал. № 4 — Казань.: ООО «Издательство Молодой ученый», 2014. с.287–289

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle