Библиографическое описание:

Во Л. В. Влияние изобразительного искусства на декоративно-прикладную лаковую живопись Вьетнама первой половины XX века // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 961-966.

 

Живопись периода 1925–1945 гг.связана с большими достижениями в поиске языка и традиционных материалов.Вьетнамские художники развивают национальные художественные приемы, чтобы выразить свои эстетические концепции; это время мастеров, чьи «мысли и чувства по сравнению с предыдущим поколением предельно искренни,стиль очень ясный».Художники используют традиционные методы, прибегают к декоративно-прикладному искусству, украшая дворцы, скульптуры наобщинных домах, храмы; вводится применение золота и серебра. Эти достижения в мастерстве по праву считаются гордостью вьетнамскогоискусства.

Ключевые слова:лаковая живопись, произведения, художники,Вьетнам

 

Колледж изобразительных искусств Индокитая начал свою работу в 1925 г. Преподаванию вьетнамского искусства отводилось значительное место. В учебную программу было введено несколько предметов по лаковой живописи: «Профессор Ингумберти обучал созданию движения в пространстве и ввел изучение лаковой живописи. Этот материал будет занимать важное место в истории искусства Индокитая. В 1934 г. происходят эмпирические исследования лаковой живописи, что делает эту технику более перспективной. В Колледже изобразительных искусств Индокитая открылась мастерская по ее исследованию» [4]. Таким образом, работы, выполненные в технике лаковой живописи, были хорошо изучены и стали восприниматься наравне с традиционной живописью, скульптурой и пр. Надо отметить, что эти исследования помогли вернуться к национальным материалам, ставшим основой современного искусства.

В результате сочетания традиционной и современной лаковой живописи появляются значимые изменения, новые материалы. Художники продолжают развивать некоторые методы — используют яичную скорлупу, которую сначала приклеивают, а затем полируют: «Художник Тран Ван Кан первым придумал новый метод работы с лаком, смешав его со скипидаром, художник Фо Тханг решил полировать поверхность. Это исследование является началом современной лаковой живописи, которую высоко ценил профессор Джозеф Ингумберти» [4]. Студенты продолжают исследовать этот метод в искусстве. Они добавляют новые техники и материалы, пользуются толстым слоем лака; не дожидаясь полного его высыхания, покрывают серебром или золотом для создания более яркой палитры. «Тран Зуанг Чан является первым мастером, который уже в 1932 г. создал работу в технике лаковой живописи и сумел передать в ней дух вьетнамского народа» [5]. Художники Тран Ван Кан (1910–1994), Нгуен Ханг (1912–1989), Нгуен Зя Чи (1908–1993) являются яркими представителями этой техники. Основой лаковой живописи стало тесное взаимодействие с традиционным искусством.

Нгуен Зя Чи (1908–1993)[1]проходил различные этапы в своем творчестве, и стал основателем отдельных приемов работы в технике лаковой живописи. Он заложил предпосылки для больших изменений в искусстве Вьетнама.«Среди его работ очень много известных. Ни один художник не сравнитсяс ним в мастерстве лаковой живописи. Основной темой в его творчестве были современные девушки, играющие в саду. Длинные платья девушек развеваются, они подобны феям, их фигуры сексуальны. Также мастер талантливо изображал сельские пейзажи» [5].

Для его раннего творчества характерны глубоко символичные работы, обладающие особой эстетикой. Основные темы — страна и народ. Объекты − деревья и люди − на изображениях отсутствуют, их заменяет блестящая, гибкая, чистая, какхрусталь, — смесь золота и серебра.Tемный, светло-коричневый переходят в белый, серебристый,создавая чувствополета, перемещения в пространстве,заставляя задуматься о персонажах на картинах Шагала.

В ранних произведениях он также использовал символичные образы –цветы, листья, травы, деревья. Художниксчитал, что растения имеют души. Он любил и ценил вещи, которые создают новую жизнь, видел в них скрытые смыслы.В 1930–1945 гг. мастер рисует эмоциональные пейзажи с помощью золота, серебра, красным и черным цветом.

В работе «В саду» (1939) художник пишет деревья «Зок мынг», которые представляются зрителю блестящими, мерцающими; в памяти всплывает знакомый образ вьетнамской деревни. Листья, за счет использования яичной скорлупы, мерцают, что передает атмосферу покоя. В изображении банановых листьев серебро смешивается с красным — появляется глубина. Сочетаются различные цветовые пигменты, перетекающие друг в друга. Условный фон выполнен в темных оттенках, что также увеличивает пространство, наполняет его тайной. Деревья, листва переданы очень ярко, их структура единообразна. Мастер возвращается к декоративной традиции, находясь под влиянием масляной живописи. Использует стилизованные, условные приемы для передачи образов и пространства. Картина доносит до зрителя свежесть, простоту и красоту природы. Сочетание различных материалов в лаковой живописи показывает высокий уровень владения ими. В последующих работах Нгуена Зя Чи будет часто появляться пальма, которая тесно связана с жизнью вьетнамского народа.

На картине «Пейзаж» (1939) пальма выступает как символ. Это изображение создано в память о каждом человеке, оно стало любимым образом родины мастера;это также символ любви между мужчиной и женщиной.Листья пальмы выполнены из золота и серебра[2], которые делают образ сверкающим, мерцающим. Бамбук — символ силы, поскольку ониспользуется для строительства домов.

Рассвет отражается на трепещущих листьях. Мастер передает гибкость листвы, ее подвижность, прохладу утра. Композиция многослойна, показано живое пространство.Небо написано прозрачными красками, что наполняет его светом. Мастер тонко смешивает темно-красный, коричневый, светло-желтый и черный цвета. Богатство оттенков использовано при написании дома, деревьев, пространства. Для большего эффекта художник нанес насколько слоев различных полутонов, затем полировал изображение для создания глубоких, богатых цветов. Локальность фона, игра цвета и света придают работе мечтательное настроение. На картине ярко передана реальность, при этом она глубоко символична благодаря импрессионистской технике работы.

Художник пишет мягкие листья, которые колышатся на ветру.Бамбук становится центральным образом в его работах.Нгуен Зя Чи изображает и банановые деревья — также знакомый образ для вьетнамского крестьянства. Банановые листья переплетаются, создавая женский образ.Деревья на картинах Нгуен Зя Чи символизируют жизненную силу. Художник То Нгок Ван так оценивает работу Нгуен Зя Чи: «Лаковая живопись — экспериментальный материал для Нгуен Зя Чи. Творческое мышление и душа художника создают прекрасную работу. В искусстве Нгуен Зя Чи объединены любовь и мудрость;линии, цвета, формы объектов передаются умелыми руками мастера.Нгуен Зя Чи передает красоту и единство между душой и телом молодой девушки; современноодетая, она гармонично смотрится на лоне природы. Особенность изображения девушек на картине «Женщины в саду» станет впоследствии образцом и будет преследовать меня на протяжении всей жизни» [5].

В таком известном произведении, как «Девушки в саду» (1944) героини разного возраста играют в сумерках на лоне природы.

Мастер изучал материалы, которые в процессе творчества были успешно им воплощены и развиты. Особенно интересно использование красного цвета, который будто растворяет образ в пространстве. Яичная скорлупа делает образ расплывчатым, нечетким, покрытие акварелью создает эффект мягкости шелка. Легкий золотистый свет и тонкие черные линии заставляют зрителя ощутить ветер, который колышет подол платьев.Художники-реалисты впоследствии заимствовали этот прием для описания характера героя.Длинное платье изображено мягкими линиями, поэтому складывается впечатление его подвижности. В основном использованы темно-коричневые цвета, золото и серебро, при этом яичная скорлупа[3], с помощью которой создается эффект глубины, не видна. Светло-голубые акценты придают работе более яркую эмоциональную окраску. Мягкость положения тел, однородность и условность пространства делают атмосферу более игривой. Пространство упрощено, стилизовано, условно — сказывается влияние народных картин. Яичная скорлупа, использованная при создании всех образов, передает свежесть и красоту сада. Весенним воздухом и светом наполнена работа. Художник не концентрируется на описании структуры реальности, он создает формы, которые отличаются от реального мира. Мастер использовал мягкие контуры, что также традиционно для народного искусства. Линии имеют исключительно эмоциональное выражение, их плавность создает дух свободы, занимая важное место в структуре работы. Художник Нгуен Зя Чи не копирует традиционное искусство.Мастер сочетает символические и условные приемы для передачи пространства. Сочетание традиционного художественного языка и влияния современного европейского искусствава создают особую свето-теневую и цветовую структуру. Его картины построены на контрасте, они мерцают, изображения переплетаются.

Рассмотрим образ веселящихся девушек на картине «Девушки у лотосового озера» (1938). Автор создает мир, который отличается от реальности, при этом зритель наблюдает душевное равновесие, гармонию: «В работе на каждое дерево нанесен слой серебра. Красота заключена во всем, и в увядающих листьях лотоса. На этой картине запечатлен невероятно красивый образ; создано эмоциональное, хрупкое и нежное ощущение пространства. Редкая листва, девушки образуют полукруг, часть из них изображена в светлых легких тонах, что создает контраст с глубоким черным фоном, струится солнечный свет» [5]. Свет, направленный на женские образы, делает их более выразительными, а воздух прозрачным. В изображении молодых женщин, их мягких движений, привлекательных фигур использованы стилизованные приемы. Героини находятся в светящемся, мечтательном пространстве. Автором запечатлен конец лета, изображены пожелтевшие лотосы на озере, что придает работе особую эмоциональную окраску. Образы наполнены символическим смыслом и глубоким содержанием. Человек сливается с природой. Листва, деревья, воздух смешиваются в золотистом свете. Зритель видит мерцание света, глубину золота и серебра. Интересно сочетание ярко-розового и коричневого. Контуры нанесены серебром и золотом, что делает изображение мерцающим. Нгуен Зя Чи способствовал развитию лаковой живописи. Композиции его работ оказали большое влияние на эстетическое восприятие следующих поколений.Каждый образ в его картинах выразителен, фееричен. Цвет трепещет в огромном пространстве. Художник То Нгок Ван отмечал, что Нгуен Зя Чи любил лак, как женщину.

Золото и серебро — это материалы не для описания реальности, а для демонстрации ее условности, символичности.В отличие от масляной живописи, лаковая живопись Нгуен Зя Чи вызывает абсолютное ощущение другого мира, созданного на основе реальной жизни:«Мир лаковой живописи Нгуен Зя Чи является волшебным звуком. Жизнь на его картинах нереальна, блеск золота и серебра делает образ более глубоким» [5].

Работа «Весенний сад» (1940) в очередной раз доказывает талант мастера; он создает систему изображений высокой художественной ценности.Художник пишетобразы девушек, играющих в саду, где цветут деревья «Фу зунг», произрастают банановые деревья, прозрачный воздух наполнен светом и мерцанием. Использование ярких красных оттенков создает очень выразительное пространство. Фигуры девушек, листья, цветы также изображены с помощью доминантных цветов. Зрителю передается атмосфера веселья, гармонии. Фактура выражает сильные эмоции Нгуен Зя Чи. Положение тел написано обобщенно, символически. Все внимание отдано передаче ритмичности. Схема построения композиции, использование традиционных материалов и богатой цветовой палитры смешивают пространственные слои. Мастер передает творческое, свободное состояние души.

Художник Нгуен Ханг (1911–1989)[4] использовал лаковую живопись для передачи сцен труда. В его работах прослеживается дух традиционного художественного наследия, визуальный декоративный стиль, стилизация. Наиболее характерная работа «Ловля рыбы в лунную ночь» (1943) является ценным материалом для изучения этого направления, показывая уникальность технического материала. В этом произведении отражено влияние на творчество мастера рельефов на общинных домах. Это первый успешный опыт использования плотного слоя лака, что создает рельефность. Нгуен Ханг описывает персонажей условно, символично, используя прием преувеличения. Изображение рыбаков, рыб и волн построено на сильном контрасте. Декоративное, локальное пространство и герои находятся в тесном взаимодействии. «Смелый творческий стиль отражает трудовую деятельность. Он унаследовал методы народного искусства — традиционная стилизация при описании реальности» [5]. Мерцание луны символично, рабочие описаны как тонкие, глубокие личности. Образ рыбаков вызывает у зрителя чувство сострадания. Мастер использует золото для передачи блеска света, цвета, создания контраста с темным фоном. В этой работе Нгуен Ханг хотел передать жизнь вьетнамских рабочих в начале ХХ в.

Работа «Правила славы» (1943) выполнена в стиле реализма. На ней изображен человек, получивший образование и возвращающийся на родину. Мастер рассказываето жизни аристократии в феодальном Вьетнаме. Ярко Нгуен Ханг рисуетобразылюдей, в деталях изображает белых коней и обилие мелких предметов.Центральный образ и зонты написаны золотом, что делает работу более динамичной.

Решение автора выполнить картину в горизонтальной ориентации может говорить о влияниина него работ французского художника-реалистаГюстава Курбе, а также народного творчества — барельефов на общинных домах. Темно-коричневый, темно-красный, золотой, серебряный создают гармоничную гамму, делая изображение выразительным. Мастер передает атмосферу сумерек, дорога и река изображены обобщенно. Работы Нгуен Хангарассказывают о наследии традиционного искусства — декоративные элементы, стилизация, условность пространства сочетаются с реалистической темой.

C:\Users\VoVanLac\Desktop\12227123_476334099221306_15.gif

Рис. 1. Нгуен Ханг. «Ловля рыбы в лунную ночь». 1943. Дерево, лак

 

Стоит также отметить работы «Купание в лунную ночь» (1940), «Красота деревни Мыонг» (1940), «Горный пейзаж» (1943) и др. Автор, изучая традиционную жизнь вьетнамского народа, создает пейзажи и образы высокого искусства и эстетической ценности. Разработав особый стиль, Нгуен Ханг сделал важный вклад в создание современного вьетнамского искусства.

Художник Фам Хау[5] (1903–1995) был одним из первых художников, участвовавших в научно-исследовательской работе на тему лаковой живописи. Принимал участие во многих выставках: Выставка лаковой живописи Художественной ассоциации Индокитая в 1940, 1943 и 1944 гг.

Художник отдает предпочтение вьетнамскому пейзажу: реальности фактур, символизму, ощущению востока. В частности, в работе «Лето лотосов» (1943) художник описал лотос в стиле народной культуры — образ обладает внутренней красотой, выполнен в чистых, благородных цветах. Легкий ветер, играющий в лепестках лотоса, будит эмоции и чувства. Художник использует перламутр, яичную скорлупу, чтобы создать хрупкую красоту лепестков лотоса, придать им мерцание. Условность пространства, простые цвета, насыщенность создают глубокий метафорический смысл.

Работам Май Чунг Хы(1906–1980) присущи плоскость изображения и использование символических цветов.На картине «Украшение» (1939–1945) автор демонстрирует свой новый стиль, который отражает вьетнамское народное искусство. Она написана в изысканной технике лаковой живописи.Использованы локальный фон и яркие цвета, сочетаютсястилизованные, обобщенные и символические приемы, что говорит о влиянии визуального стиля народной графики Донг Хо и Ханг Чонг. В этой работе объединены исследовательские тенденции, традиционные материалы и народный визуальный язык, что делает изображение более ярким и выразительным. Светло-розовый цвет тела девушки и желто-голубой фон создают контраст. Мастер использует визуальный язык импрессионизма в технике лаковой живописи для отображения красоты современной женщины. Яркое пространство, интересное сочетание цвета, динамичные линии создают утонченное произведение.

Фам Зя Зянг[6] (1912–2003) изучал различные виды лаковой живописи. Наиболее характерная работа «Счастье» (1940), в которой отражены чаяния вьетнамских крестьян, чувство любви между матерью и ребенком. Крупные формы создают сильные эмоции. Наблюдается общность условного пространства и героев. Мы видим два симметричных изображения: образы мужа и жены с ребенком. Женщина, обладающая здоровым телом, облачена в традиционное вьетнамское платье «иэм». Мужчина также обладает крепким телом, детально написаны его руки, ноги, тело, он представляет собой собирательный образ крестьянина. Фигуры изображены обобщенно, но художник подробно рисует лица персонажей, на которых прочитываются чувства радости и счастья. Пространство локальное. Мастер использовал золото и серебро для изображения тел и создания контраста с фоном. Картина ритмична. Фам Зя Зянг демонстрирует отличное знание рисунка и виртуозное владение техникой лаковой живописи.

Отдав свое предпочтение лаковой живописи, художник полностью раскрыл свой талант и создал множество прекрасных работ. Заметна его роль в создании современного вьетнамского искусства.

На картине «Фестиваль фонарей» (1945) художник Хоанг Тхик Чу[7] (р. 1912) изобразил молодых городских женщин, которые проводят время на празднике.Пространство наполнено мерцающим, сверкающим светом.Героини находятся в различных позах, что делает композицию динамичной: они сидят, лежат, стоят. Мастер ярко передает атмосферу веселья и праздника. Для отображения привлекательных фигур девушек использованы зеленый, желтый, светло-голубой, светло-красный, фиолетовый цвета. Их образы наполнены элегантностью и красотой. Символическое пространство наполнено прохладой ночного воздуха. Желтый, красный, оранжевый, фиолетовый, белый, зеленый оттенки смешиваются, создавая тонкие, выразительные образы. Композиция, визуальный язык говорят о влиянии ряда работ Ингумберти.

При создании картины «Девушка готовит рис» (1940) художникиспользовал декоративные, символические приемы. Образ получился динамичным за счет реалистичной передачи позы. Структура обобщенная, двухмерная. Локальность пространства, прерывистые, крупные линии позаимствованы из народной графики Донг Хо.Использование яркихцветов создает свежий образ.Контраст между светлым и темным придает работе особую эмоциональную окраску. Сочетаются желтый, светло-синий, коричневый. Автором переданы простота и красота женщины, выраженные с помощью традиционного художественного языка.

E:\hinh luan an\unnamed-(6).gif

Рис. 2. Хоанг Тхик Чу. «Фестиваль фонарей». 1945. Дерево, лак

 

С возрождения лаковой вьетнамской живописи начался процесс развития вьетнамского искусства. С этого момента материалы, методы и визуальный язык таких художников, как Нгуен Зя Чи, Нгуен Ханг, Фам Хау, Фам Зя Зянг и другие, способствовали становлению нового поколения мастеров. Основные приемы, характерные для творческого процесса того периода: стилизация, символизм, преувеличение, условность и т. д. Методы передачи света, использование золота, серебра, яичной скорлупы, перламутра создавали эффект мерцания, подтверждая влияние импрессионизма. Плотные слои краски, игра света, богатство полутонов и тонов, полировка изображения говорят о постоянных творческих поисках художников.

 

Литература:

 

  1.                Во Ван Лак, Влияние французского искусства на традиционную живопись Вьетнама в период 1925–1945 гг.//Молодой ученый (№ 1 (81), январь- 1 2015 г.- С 511–515.
  2.                Во Ван Лак, Типичные работы авторов живопись Вьетнама в период 1925–1945 гг../ Молодой ученый (№ 2 (82), январь — 1 2015 г.- С 573–578.
  3.                Зeндй, Б. История живописи / Б. Зендй; пер. К. Ф. Хаи. — Ханой: Культурное информационное издательство, 1996.
  4.                Нгуен, Л.Т. Б. Современное искусство Вьетнама / Л.Т. Б. Нгуен, Н. Х. Буи, Т. Фам, В. Ч. Нгуен. — Ханой: Изобразительное искусство, 2005.
  5.                Нгуен, Х. Искусство Вьетнама XX века / Х. Нгуен. — Ханой: Знание, 2011.
  6.                Нгуен Х. Искусство периода обновления / Х. Нгуен. — Ханой: Изобразительное искусство, 2009.

[1] С интересом исследовал традиционные художественные материалы для создания произведений современного искусства. Участвовал во многих выставках: художественная выставка САДЭАЛ (SADEAL) в 1936 г., Выставка лаковых произведений Художественной ассоциации Индокитая (LacooperativedesArtistesIndochinois) в 1938, 1940, 1943 и 1944 гг., выставка Ассоциации художников Аннама (1930-1945гг.) Автор множества произведений высокой художественной ценности, среди них красивые пейзажи и портреты людей, в которых сочетается современная фактура и символическое искусство.

[2] Золото и серебро используются в традиционной вьетнамской лаковой живописи. Художник очень тонким слоем наносил теплый лак, затем приклеивал золото и серебро. После высыхания лакахудожник водой снимал излишки лака.

[3]Яичная скорлупа является важным материалом в лаковой живописи. Яичнаяскорлупа поджаривалась для создания различных цветов – серого, желтого, черного и т.д.,затем приклеивалась на теплый лак. После высыхания лакахудожник снимал его излишки водой.Нгуен Дык Кыонб. Вьетнамские технологии лаковой живописи. Ханой:Культурная информация, 1995.

[4] Окончил первый поток факультета живописи в Колледже изобразительных искусств Индокитая (1930–1935). Отдавал предпочтение лаковой живописи, в которой создал много работ. Он участвовал во многих выставках в стране иза рубежом: выставка Художественной ассоциации Аннама в 1943 и 1944 гг., а также ряд послевоенных выставок. Нгуен Ханг получил несколько важных государственных наград, среди которых Государственная премия Хо Ши Мина за вклад в литературу и искусство.

[5] Окончил факультет живописи в Колледже изобразительных искусств Индокитая (1936–1941).

[6] Окончил факультет живописи в Колледже изобразительных искусств Индокитая (1927−1932).

[7] Окончил факультет живописи в Колледже изобразительных искусств Индокитая (1936–1941).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle