Библиографическое описание:

Сырова Н. В., Давыд В. С. Роль первых всемирных выставок в развитии архитектуры и дизайна // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 952-956.



Выставка — это показ и демонстрация товаров перед зарубежными специалистами, потребителями и широкой общественностью с целью ознакомления с передовыми достижениями в соответствующих отраслях и результатами научного прогресса.

Но выставка или ярмарка несут выгоду не только предприятию-экспоненту, но и потребителям. Одним из основных преимуществ ярмарок и выставок является сосредоточение образцов огромного количества товаров, производимых в разных странах. Это дает возможность пришедшему на выставку или ярмарку покупателю за короткое время ознакомиться с существующими на рынке предложениями, получить необходимую консультацию от специалистов, сделать сопоставления цен и качественных характеристик товаров или услуг, провести переговоры с представителями фирм и, в конечном итоге, подписать контракт. При этом покупатель имеет возможность ознакомиться с товаром в действии, с приемами его работы, областью применения и эффективностью. Эти факторы обеспечивают большую популярность выставок и ярмарок и, как следствие, привлекают огромное количество посетителей.

Выставки и ярмарки занимают особое место в арсенале средств рекламной индустрии, так как предлагают большие возможности для показа рекламируемых изделий и для установления непосредственных контактов между покупателями и потребителями.

Если рассматривать в теоретическом плане понятия «торговая ярмарка» и «выставка», то они практически неразличимы, и поэтому целесообразно прояснить смысловые отличия терминов «торговая ярмарка» и «выставка».

Торговая ярмарка является кратковременным мероприятием, периодически проводимым в одном и том же месте, на котором достаточно большое количество предприятий представляет определенный объем товаров или услуг одной или нескольких отраслей промышленности с помощью выставочных образцов для того, чтобы посетитель — предприниматель мог получить определенное и ясное представление об их возможностях, тогда как предприниматель — экспонент при помощи экспонируемых товаров стремится распространить информацию о своей фирме и ее продукции и заключить прямые торговые контракты.

Торгово-промышленная выставка является кратковременным мероприятием, периодически организуемым в одном и том же месте, на котором значительное количество фирм и предприятий с помощью выставочных образцов предлагают собственные товары или услуги одной или нескольких отраслей производства, рекламируя потребителям свою фирму и ее продукцию с конечной целью содействия продажам.

Что же касается ярмарок, то они появились как мероприятия рыночного характера с главной целью — сбыт товаров. Выставки, в отличии от них, являлись средством публичной демонстрации тех или иных достижений промышленности, а так же достижений в различных областях жизни общества. Коммерческую направленность они приобрели не сразу. В первое время основной задачей выставок было просвещение посетителей через показ самых новых, самых интересных объектов, а по мере развития промышленности выставки приобрели ярко выраженную коммерческую направленность.

Таким образом, цель выставки ясно определяется как показ научно-технических достижения одного государства или нескольких во всем многообразии развития промышленности или в определенной отрасли производства. Целью же ярмарки является предоставление возможности ее участникам показать образцы своего производства, продемонстрировать новейшие достижения и усовершенствования с целью заключения договоров (торговых сделок).

Выставки и ярмарки прочно зарекомендовали себя наиболее эффективным инструментом в маркетинговой области. Подтверждения этому можно найти в результатах исследований, проводимых ведущими мировыми выставочными странами.

Участие в выставках любого ранга, а особенно в международных, демонстрирует открытость компании, ее прозрачность, и соответственно повышает ее авторитет среди потребителей и уровень доверия конечного потребителя к ее продукции. И самым значимым для любой компании является показ в международных, или как их называли раньше, всемирных выставках.

Всемирные выставки — это международные выставки, организуемые с целью демонстрации разносторонней деятельности государства в области экономики, науки, промышленности, культуры и искусства.

Изначально в период перехода от мануфактурного производства к машинному, расширения торговли и появления внутригосударственных рынков возрастает роль общенациональных выставок. Начиная с 60-х годов XVIII века организуются общенациональные выставки торгово-промышленного характера. Первые такие выставки прошли в Лондоне в 1761 и в 1767 гг., в Париже в 1763 г., в Дрездене в 1765г., в Берлине в 1786 г. и других городах Европы.

Первая всемирная промышленная выставка, получившая название «великая», состоялась в Англии в 1851 году. Англия в тот период была ведущей в промышленной революции и самой мощной в экономическом отношении страной. В мировой торговле страна занимала первое место. Английские товары, будучи лучшими по качеству, буквально заполонили рынки европейских, азиатских, американских стран. Англия превращалась в «мастерскую мира». Открытие первой Всемирной выставки состоялось в Гайд-парке Лондона и прошло под девизом «Пусть все народы работают совместно над великим делом совершенствования человека» [4]. Называлась же выставка «Великая выставка изделий промышленности всех наций 1851 года». Ее организаторами являлись принц-консорт Альберт и художник-прикладник сэр Генри Кольм.

Великая выставка стала вехой в истории промышленной революции. Ее прозвали всемирной из-за участия большого количества стран со всей планеты. Приняли же в ней участие 32 страны. За период работы выставки (6 месяцев) ее посетили более 6 миллионов человек.

На проект павильона для выставки был объявлен конкурс среди архитекторов. Но из представленных 245 работ жюри одобрило неожиданную идею, предложенную не архитектором, а садовником Джозефом Пакстоном. Его опыт конструирования оранжерей из стекла и металла и был использован им при создании знаменитого Хрустального дворца. Это здание было непривычным для Англии викторианской эпохи. Оно было новаторским для своего времени, породив новую архитектурную форму. Дворец, равный по площади четырем соборам святого Петра в Риме, представлял огромный павильон из стекла и металла, который был собран за рекордно короткие сроки в то время — 6 месяцев. Возможно это стало благодаря высокому развитию английской промышленности и использованию очень рациональной и простой системы изготовления унифицированных сборных элементов, из которых состоял дворец: 3300 чугунных колонн, соответствующее количество однотипных металлических балок и деревянных рам, 300 тысяч листов стекла для стен и крыши. Лист стекла был в качестве единого типоразмера [2, c52].

С возведением Хрустального дворца судьба архитектуры на несколько десятилетий попала в руки инженера [2, c52]. В выставочной архитектуре произошел кардинальный сдвиг от украшательства к инженерии, что определило главное направление развития архитектуры в XX веке. Принцип металлического каркаса, использованный в проекте дворца, предвосхитил новые методы возведения зданий в строительстве и совершил революцию в архитектуре, положив начало развитию нового стиля.

CRYSTAL_PAL_PERSP_1 (1).JPG

Рис. 1. Хрустальный дворец

Английский писатель У. Теккерей назвал здание«дворцом для сказочного принца». Он написал лирическую оду о Хрустальном дворце в связи с открытием выставки 1851 г [5].Несомненно, Хрустальный дворец являлся главным выставочным экспонатом (рис. 1).

Новая архитектурная форма Хрустального дворца контрастировала с убранством его интерьеров, напоминавших огромный, богатейший, но традиционный магазин. Выставочные стенды были похожи на богато оформленные прилавки, интерьеры дворцов.

Представленные предметы стояли на подставках, обтянутым дорогим материалом под балдахинами, среди драпировок, бахромы, вышивок, знамен и картин художников. В Хрустальном дворце не было экспонатов, которые показывали бы историю, традиции народов, но были представлены машины, минералы, изделия ремесленников, английское оборудование для судов, французские гобелены, тунисские ковры, швейцарские часы, русская посуда из малахита и многое другое.

Новаторское решение Хрустального дворца побудило архитекторов к проектированию зданий, представляющих собой большие залы из стекла и железа. Появились, в частности, крупные читальные залы: четвероугольный с тонкими высокими железными колоннами — в Париже (1873 г.), а также круглый зал в Лондонском Британском музее (1851 г.). В 1852 году дворец, подобный Хрустальному, был воздвигнут для выставки в Нью-Йорке, а в 1854 году возведен стеклянный дворец в Мюнхене.

Самыми распространенными повторениями сооружений типа Хрустального дворца стали торговые пассажи и сводчатые галереи. Среди них овальный концертный зал «АльбертлХолл» в Лондоне на восемь тысяч человек, построенный в 1867–1871 гг. и другие.

Первая Всемирная выставка дала не только новый импульс в развитии архитектуры, но и способствовала преобразованию подготовки мастеров в области декоративно-прикладного искусства. В период Выставки 1851 года на базе специальных художественных музеев была создана система обучения архитекторов и специалистов в области дизайна. Инициаторами стали английские художники, архитекторы и немецкий зодчий Земпер Г., участвовавший в работе Выставки. Результатом такого сотрудничества явилось создание художественного музея в Южном Кенсингтоне (Лондон) в 1857 г. и основанной на его базе школы художественного проектирования (дизайна). В дальнейшем она стала главным центром обучения молодых дизайнеров в стране. На основе Южнокенсингтонского музея и школы дизайна при нем позднее возникли Музей Виктории и Альберта (так именуется с 1899 г.) и Королевский колледж искусства, успешно продолживший подготовку кадров прикладного искусства на более высоком уровне [6].

Исторически оправдано появление профессиональных школ дизайна именно в Англии, там, где лучшие художники, архитекторы, инженеры мирового уровня в конце XIX — начале XX века, проектируя здания и интерьеры выставок, совершенствовали свое мастерство.

Первая мировая война приостановила организацию выставок, вновь всемирные промышленные выставки появились только в 20-х годах, но они носили совсем уже иной характер.

Во второй половине XIX века в Европе произошли значительные экономические изменения, повысился технический уровень в промышленности, но эстетические нормы менялись медленно. Эстетика классицизма была разрушена, не существовало и интерьера, объединенного единым стилем, эклектика господствовала во всем — в архитектуре, интерьерах, выставочных экспозициях.

Но искусство экспозиции совершенствовалось со временем от выставки к выставке. Появились фундаментальные требования к организации выставок, к выставочным павильонам, к выставочным экспозициям. Стиль модерн, родившийся в конце XIX века, завоевал свои позиции, вытесняя безвкусие эклектики. Влияние модерна ярко проявилось на Всемирной выставке в Париже (1900 г.). На этой выставке происходит разделение экспозиции по странам, фирмам и отраслям. В полный голос заявляют о себе дизайнеры, создавая макеты и модели для показа производственных процессов. Вместо живописных картин и гравюр, изображающих заводы и фабрики, участвующие в выставке, появились искусно изготовленные дизайнерами макеты этих заводов и фабрик, а то и диорамы. Фотография — изобретение технического прогресса, сыграла свою роль в истории выставок, запечатлев исторические моменты.

Уже на первой всемирной выставке 1851 года возникла проблема передвижения посетителей по территории выставки. Так появился первый выставочный транспорт (омнибусы). Позднее, на выставке в Чикаго (1893), были впервые применены «подвижные тротуары», передвигавшие на ленте транспортера ежедневно до 10 тысяч посетителей. Появилась проблема утомляемости посетителей. Организация зон отдыха повлекла за собой создание целой индустрии развлечений, способствующей появлению театров, ресторанов, а также различных аттракционов и прочих доходных зрелищ.

Новый архитектурный стиль — модерн в начале XX века способствовал развитию ремесел, новых строительных технологий, появлению новых направлений в дизайне, литературе, изобразительном искусстве. И наравне с всемирными промышленными многоотраслевыми выставками стали организовывать и специализированные выставки. Во всех странах открываются выставки ремесел, народного творчества, архитектуры, строительных конструкций и материалов, дизайнерских проектов в русле достижений нового стиля модерн. Знаменитые архитекторы и дизайнеры этого периода из разных стран прошли через трудности первых промышленных выставок, где могли дать свободу своему творчеству, испытать новые технологии, смело экспериментировать в проектировании выставочных павильонов, часто совершенно авангардных для того времени. Всемирные промышленные выставки стали своеобразной творческой лабораторией, способствовали дальнейшему прогрессу архитектуры, строительной техники, различным направлениям дизайна.

Литература:

  1. Ковешникова, Н. А. Дизайн: история и теория: Учеб. пособие — М.: Омега-Л, 2015г — 224 с.
  2. Михайлов, С., Михайлова, А. История дизайна. Краткий курс.: Учеб. для вузов. — Москва: «Союз дизайнеров России», 2006. — 289с., ил.
  3. Федько, Н.Г., Федько В. П. Маркетинговые коммуникации: Учеб. пособие. –Ростов н/Д: Феникс, 2008г.
  4. http://studopedia.su/12_603_pervaya-vsemirnaya-promishlennaya-vistavka--g-hrustalniy-dvorets-dzhozefa-pakstona.html
  5. http://knowledge.allbest.ru/marketing/3c0b65635b2ad68b4c43a89421216d27_0.html
  6. http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/CRYSTAL.HTM

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle