Библиографическое описание:

Дороничева Р. М., Иващенко Г. А., Комков С. С. Исследовательский подход к организации творчества студентов // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 851-855.



Страшная это опасность — безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека и ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, — в сфере мысли…

В.А.Сухомпинский

Подготовка специалиста должна быть такой, чтобы он мог эффективно пополнять и углублять свои знания, повышать профессиональный уровень в течение всей своей трудовой деятельности. Подготовка студентов должна способствовать не только получению и применению знаний, но и развитию навыков творческого труда.

Критерием практической подготовки специалиста является срок его адаптации на производстве. Для сокращения этого срока необходимо чтобы студент владел навыками практической работы в реальных производственных условиях. Этому не могут научить теоретические занятия, такую роль может выполнить лишь практика. Лучший вариант, когда практика удовлетворяет следующим условиям: конкретность, непрерывность, тесная связь с реальным технологическим процессом. В настоящее время, когда комплексная система обеспечения качества подготовки специалиста почти распалась, многие базовые предприятия не берут студентов на практику, поэтому учебным заведения самим приходится перестраиваться.

Эти изменения заложены в новые учебные планы и программы а именно:

– увеличено количество практических работ;

– изменено содержание лабораторных работ в сторону их практической значимости;

– предусмотрено изменение содержания программ до 30 % объема для ежегодной их корректировки.

В свою очередь, учебные заведения стремятся совершенствовать учебный процесс, используя современные научные теории в области методики, практики, компьютерных технологий.

Назовем некоторые ориентировочные направления:

– повышение уровня самостоятельности при индивидуальной работе:

– повышение уровня самостоятельной работы и общепрофессиональных компетенций студентов при коллективной или групповой работе.

Активные методы обучения — это стратегия учебного процесса;

– улучшение подготовки в освоении новой техники и технологии.

Расширение информационного поля за счет максимального использования аудио- и видеотехники: тренажеров, средств телекоммуникаций;

– применение методов компьютерного моделирования в автоматизированных обучающих системах;

– улучшение подготовки по смежным специальностям, учитывая спрос и предложения рынка;

– введение элементов технического творчества в реальную часть курсового и дипломного проектов.

Обучение приемам творческого труда возможно лишь при создании у студентов психологического настроя для поиска оригинальных решений практических задач. Таких студентов в нашем колледже немного. Ведь для творчества требуются дополнительные затраты труда, времени, средств. В такой работе чаще всего отсутствует сиюминутная выгода, а современный студент довольно расчетлив, поэтому занимаются техническим творчеством только «одержимые» студенты. Самостоятельный выбор направлений творческой работы и соблюдение добровольности только это может гарантировать устойчивый интерес к работе.

Реализовывать творческие возможности можно на занятиях, используя АМО (активные методы обучения), в период выполнения лабораторно-практических работ, в учебное и свободное от занятий время.

Научить трудиться творчески можно, если заранее планировать деятельность, в которую будут вовлечены студенты. В отличие от учебной деятельности, где студенты, в основном, решают готовые задачи, в производственной деятельности молодым специалистам придется ставить задачи самим, самим оценивать и решать их, если, конечно, они в достаточной степени компетентны. Учитывая особенности производства, преподаватель должен постоянно насыщать свой предмет новыми нетиповыми производственными ситуациями, проблемами и задачами и совместно со студентами решать их.

Передовой педагогический опыт позволил определить множество путей для реализации данных целей;

– реальное проектирование (полное или частичное);

– Исследовательская работа, в которой решаются профессиональные творческие задачи;

– создание на уроках по реализации МДК: ПМ, учебных практик конкретных производственных ситуаций;

– использование деловых игр;

– индивидуальное и групповое техническое творчество.

На каждом этапе работы профессиональные компетенции развиваются на новом содержании. Становятся более прочными и осознанными, стимулируя далее творческую активность, когда можно сказать: «Делаю учась, и учусь делая!». Студенту нужно предоставить право на активность, инициативу, равную с преподавателем; обеспечить ему условия перехода из позиции потребителя знаний. Обобщив вышесказанное, можно составить деятельностный модуль студента.

— Подготовить творчески мыслящего специалиста — это проблема не только учебных заведений, но и любого института, предприятия и т.д. Имеется ряд уже опробованных научно-обоснованных теорий — «технологии творчества». Знакомство с ними в учебном заведении поможет обеспечить оптимальную систему перехода от учебной деятельности к профессиональной.

Идея научно-технической работы не нова, но в настоящее время она требует немалых финансовых затрат, дополнительного свободного времени у студентов и преподавателей помимо учебы и конечно желания, творить на современном уровне.

В одночасье изменить сложившуюся ситуацию не всегда под силу даже целому учебному заведению, однако можно грамотно работать в предлагаемых обстоятельствах. В качестве примера предлагаем описание творческой практической работы наших студентов дневного отделения 3 го курса обучающихся по специальности 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация промышленных и гражданских зданий».

Каких-либо выдающихся достижений они не достигли, но взять максимум от современных знаний, преобразовать их и эффективно использовать у них получилось.

Под руководством молодого преподавателя Комкова. С.С. был разработан проект роботизированного устройства, на основе набора для робототехники, состоящего из двигателей постоянного тока, микроконтроллера — Arduino, ИК-датчиков, фотодатчика, светодатчика.

Инвестиций в этот проект никто не вкладывал — обошлись своими средствами.

Был закуплен с помощью “интернет — ресурса” набор для разработки полноценного проекта робота, были дополнительно заказаны на сайте драйвера для управления двигателями постоянного тока.

После получения комплекта и процессов программирования, сборки, доводки, для был создан робот.

Более подробно остановимся на этапах работы:

  1. Используя типовые решения, разработка программного обеспечения Arduino 1.6.8. Все можно найти на официальном сайте Arduino.
  2. Разработка технологии и выполнение монтажной платы.
  3. Сборка конструкции и совместимость отдельных узлов, подбор пульта управления.
  4. Опробование, доводка, демонстрация работы робота.

IMG_20160412_083324.jpg

Рис. 1. Занятие в лаборатории

Наличие интереса к проекту, желание довести установку до запланированного уровня, все это способствовало успешному завершению эксперимента.

F:\фото\0_53a6b_754ec24c_L.jpg

Рис. 2. Собранный модуль робота

В мае месяце 2016 года на заседании областного объединения преподавателей электротехнических дисциплин, преподаватель колледжа Комков С.С. продемонстрировал действие установки и сопроводил ее видео-презентацией.

Студенты, участвующие в создании данной модели использовали свой конструкторский опыт при сдаче квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ01. Каждый из них кроме практической части, подготовил теоретическую часть (сообщения).

Сообщение № 1 “программное обеспечение Arduino 1.6.8” для данной модели

Сообщение № 2 “Технология выполнения монтажной платы”

Сообщение № 3 “Программирование логического контроллера”

Сообщение № 4 “Методика сборки отдельных конструкторских узлов и их совместимость”.

Проявленный интерес к работе не остыл и сейчас разрабатываются новые идеи, которые через некоторое время могут реализовываться.

Заключение

Овладение новыми способами работы обогащает, перестраивает студента, развивает новые качества его личности.

Постановка новых целей превращает интересы студента в насущную потребность к учению и творчеству. Почти все студенты, участвующие в названной работе, продолжают успешно учиться в высших учебных заведениях, занимаются изобретательством для производственных целей, во время практики, а также в качестве хобби.

Между тем наступил 21 век, который принес глубокий прорыв в науке. Век высоких технологий требует высокообразованных людей. Уже почти не нужны «самоделкины» и их работы: на фоне квантовых компьютеров это уже почти «первобытный» век.

В учебном процессе повсеместно входит компьютеризация, информатизация, интернет, при этом границы раздвинулись до бесконечности. Чем же сейчас занимаются продвинутые студенты? Всеми доступными средствами оформляют все виды самостоятельных работ на ПК: набирают тексты, делают расчеты, строят и анализируют графики, используют все средства мультимедиа, выполняют курсовые и дипломные проекты.

А что делают преподаватели? Догоняют таких студентов! И педагогика сотрудничество в этих новых условиях особенно актуальна.

Наши студенты продолжают подниматься по ступеням лестницы знаний. Реальные курсовые проекты с техническими решениями и исполнительской частью: это электроснабжение компьютерных классов и их паспортизация: это — реализация новых стандартов ГОСТ Р 50571 01…..28 «Электроустановки зданий»: это модернизация и реконструкция устаревший системы электроснабжения корпусов. Готовясь к защите дипломных проектов, выпускных квалификационных работ, студенты используют видеоролики и видео-презентации, моделируют сложные процессы. Эту работу выполняют студенты вместе с преподавателями, совместными усилиями они участвуют в непрерывном поиске информации, её систематизации, используя в учебном процессе все способы её отображения, предъявлении, преобразования и хранения.

Литература:

  1. Подласый. И. П. Педагогика. Том 1./ Москва: “Юрайт”, 2013.
  2. Подласый. И. П. Педагогика. Том 2. / Москва: “Юрайт”, 2013.
  3. Столяров. Ю.Н. Техническое творчество учащихся. / Москва: “Просвещение”, 1989.
  4. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. / Санкт-Петербург: “Наука”, 2013.
  5. Шустов. М. А. Методические основы инженерно-технического творчества. / Томск: издательство “ТПУ” 2013.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle