Библиографическое описание:

Абдурахимова Д. А., Тожиева Г. Ш. Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 811-813.



В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки учителя к инновационной деятельности. Названы показатели, определяющие готовность учителя к инновационной деятельности.

Ключевые слова: подготовка кадров, инновационная деятельность, педагог, система непрерывного образования, дошкольные образовательные учреждения

Современная эпоха и время стремительных перемен в окружающем нас мире характеризуются мощным развитием рыночных экономических отношений, усложнением, углублением социальных процессов, обострением проблем в нравственной и культурной жизни, повышением роли личностных устремлений человека. В связи с этим в последние годы резко повысилась роль образования в жизни каждого отдельного человека и всего человечества в целом. В Гамбургской декларации 1997 года образование признано «ключом, открывающим дверь в XXI век».

В настоящее время учебный процесс в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический процесс всё больше осознаётся как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека и развитию духовного богатства личности.

Какие бы реформы ни предпринимались обществом в области образования, важнейшей фигурой в них всегда будет учитель. В соответствии с концепцией модернизации образования одной из важнейших задач становится задача организации целенаправленного профессионального образования педагогов. Внедрение инновационных педагогических технологий в эту систему будет способствовать, с одной стороны, становлению профессиональной компетентности самих педагогов, а с другой, — внедрению этих технологий в учебный процесс образовательных учреждений разного уровня.

Основу и содержание инновационных образовательных процессов составляет инновационная деятельность, сущность которой заключается в обновлении педагогического процесса, внесении новообразований в традиционную систему, которая предусматривает высшую степень педагогического творчества. Субъектом, носителем инновационного процесса является, прежде всего, педагог-новатор. Участники инновационного процесса должны иметь надлежащую квалификацию для выполнения возложенных на них обязанностей. Поэтому необходимым условием эффективной инновационной деятельности является специальная подготовка учителя, накопления и осмысления им опыта такой деятельности, внутренняя настроенность на поиск и постижения нового.

Анализ научно-педагогической литературы по вопросам инноваций в образовании позволил нам определить основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки учителя к инновационной деятельности:

­ осознанное отношение учителя к инновационным технологиям и их роли в решении актуальных проблем образования;

­ познавательный интерес учителя к инновационным педагогическим технологиям и личностно-значимый смысл их применения;

­ методологические знания (умение воспринимать действительность с позиций системного подхода, сформированность общенаучных категорий);

­ научно-теоретические знания по предмету и знания по теории и технологии обучения предмету (знание принципов и методов педагогического исследования, владение конкретными исследовательскими умениями);

­ положительный педагогический опыт;

­ способность к созданию нового, нетрадиционного подхода к организации учебно-воспитательного процесса, умение творчески решать любые профессиональные проблемы.

­ сформированность рефлексивной позиции (оценка педагогом себя как субъекта инновационной деятельности).

Выявленные в педагогической науке компоненты готовности к инновационной деятельности рассматриваются как совокупность мотивационного, когнитивного, креативного, рефлексивного компонентов, которые взаимообусловленные и связаны между собой.

Готовность учителя к инновационной деятельности определяют по следующим показателям:

1) осознание необходимости внедрения педагогических инноваций в собственной педагогической практике;

2) информированность о новейших педагогических технологиях, знания новаторских методик работы;

3) ориентация на создание собственных творческих задач, методик, настроенность на экспериментальную деятельность;

4) готовность к преодолению трудностей, связанных с содержанием и организацией инновационной деятельности;

5) владение практическими навыками освоения педагогических инноваций и разработки новых.

Эти показатели проявляют себя не изолированно, а в разнообразных сочетаниях и взаимосвязях. На основе соотношения и степени проявления этих показателей выделяют интуитивный, репродуктивный, поисковый, творческий (производительный) уровни сформированности готовности к педагогическим инновациям [1, с. 17–28].

На интуитивном уровне, учитель относится к инновационной проблематике как к альтернативе традиционной практики. Основой такого отношения является эмоциональный, интуитивный настрой на восприятие нового потому, что оно новое, а не глубокие теоретические знания особенностей инновационной идеи или анализ педагогической практики, которая на этой идее базируется.

На репродуктивном уровне сформированности готовности к инновационной педагогической деятельности учитель владеет теоретическими основами, содержанием, конкретными методиками педагогов-новаторов, нередко применяет элементы этих систем в собственной педагогической деятельности.

Учителя, желающие работать по-новому, воплощая в собственную деятельность известные технологии и методики учебно-воспитательной работы, относятся кпоисковому уровню сформированности готовности к инновационной педагогической деятельности.

Творческий уровень сформированности готовности к инновационной педагогической деятельности характеризуется тем, что учитель имеет широкие и содержательные знания о новых научных и новаторских подходах к обучению и воспитанию, владеет новейшими технологиями и создает собственные. Реализация творческого потенциала в инновационном процессе для многих из них является важнейшим ориентиром деятельности.

Готовность к инновационной педагогической деятельности формируется не сама по себе, а во время педагогической практики, аккумулируя все накопленное на предыдущем этапе, достигая благодаря этому значительно высшего уровня. Это означает, что каждый предыдущий уровень готовности является предпосылкой формирования новых уровней.

Своевременное, объективное выяснение уровня сложившейся готовности конкретного педагога к инновационной деятельности дает возможность спланировать работу по переподготовке и развитию его инновационного потенциала, который является важным компонентом структурных профессиональных качеств. Подготовка и переподготовка учителей к инновационной деятельности в системе повышения квалификациии учителей с учетом сложившегося уровня их готовности требует еще более детального его рассмотрения, поскольку именно от этого зависит формирование гармонично развитого поколения республики.

Литература:

  1. Дерновский И. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие. — К.: Академвидав, 2004. — 352 c.
  2. Сластёнин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность // Педагогика. — М., 1997. — № 4. — С. 66–72.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle