Библиографическое описание:

Авлиякулова Ш. Б., Остонова Г. Р. Бухарский Тадж-Махал (Чар-Минар) // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 956-959.



Бухара — один из немногих городов мира, который, начиная с V в. до н. э., рос и развивался на одном и том же месте. Легенда приписывает, что Сиявуш украсил город высоким дворцом, плодовыми садами и цветниками». В древности Бухара входила в состав одной из областей Средней Азии — Согда, где уже со второй половины I тысячелетия до н. э. была развита градостроительная структура.

Центром Бухары является крепость Арк, где проживали правители и их приближенные. За ее стенами сложился собственно город — «Шахристан». В котором расположились торгово-ремесленные предместья. Недалеко от города располагалось античное поселение Варахша, известное своими великолепными настенными росписями, представлявшими сцены охоты на гепардов.

01

Свой современный облик город приобрел во времена династий Шейбанидов и Аштарханидов в XVI-XVII вв., когда было построено большинство его изумительных мечетей и медресе, караван-сараев, бань, крепостных стен и ворот, а также крупные архитектурные ансамбли и усыпальницы.

Бухара — своеобразный культурный центр Востока. Здесь в разные годы жили и занимались творчеством великие ученые, мыслители и поэты Абу Али ибн Сино, Рудаки, Фирдоуси, Имам аль-Бухари и другие. Кроме того,Бухара — это город-музей, в котором сосредоточено 140 архитектурных памятников старины. Сохранившееся наследие Бухары представляет собой редкостное сочетание сооружений разных эпох, характеризующих развитие архитектурного зодчества на протяжении двадцати пяти веков. Дворцы и мечети, мавзолеи и минареты древней Бухары и сегодня вызывают восхищение туристов всего мира, выразивших желание полюбоваться дивными красотами старины, прикоснуться к прошлому, оценить великое мастерство зодчих и строителей давно ушедших времен.

В 1991 г. Бухара была внесена в список Мирового наследия ЮНЕСКО. А в 1997 г. под руководством ЮНЕСКО в международном масштабе широко праздновался 2500-летний юбилей города.

Бухара богата уникальными произведениями зодчества. Многие памятники старины сосредоточены на небольшой территории. Здесь обычно берегли землю. Не последнюю роль играет и то обстоятельство, что город был обнесен стеной, и все строительство производилось в точно очерченной границе. В Бухаре можно встретиться и с далеким прошлым, и с молодостью этого удивительного города.

Архитектура — вечно живой родник ярких, самобытных художественных идей, образов и форм. В ряду сокровищ художественной культуры Бухары памятники архитектуры занимают одно из главных мест, и сохраняют отдельные моменты общественного быта, некоторые детали жизни городов и селений, религий, искусства прошлого. В основе своей архитектура всегда глубоко народна и национальна.

Бухара — своеобразный культурный центр Востока. Бухараэто город-музей, в котором сосредоточено 140 архитектурных памятников старины. До нашего времени сохранились лишь немногие архитектурные памятники IX-X веков, хотя на территории Бухары находятся сооружения всех исторических эпох. Бухару по праву именуют городом-музеем архитектуры и народного зодчества Востока. Сохранившееся наследие Бухары представляет собой редкостное сочетание сооружений разных эпох, характеризующих развитие архитектурного зодчества на протяжении двадцати пяти веков. Дворцы и мечети, мавзолеи и минареты древней Бухары и сегодня вызывают восхищение туристов всего мира, выразивших желание полюбоваться дивными красотами старины, прикоснуться к прошлому, оценить великое мастерство зодчих и строителей давно ушедших времен.

Одним из архитектурных памятников Бухары является медресе Чор — Минор. Архитектурный комплекс Чор-Минор (другое произношение: Чар-Минар, Чор-Минор) находится в оживленной, северо- восточной части Бухары, недалеко от ансамбля Ляби-Хауз.

Необычный исторический памятник находится на открытой озелененной площади с водоемом, прямо посередине жилой части города- махалли. До наших дней сохранилась небольшая часть некогда большого медресе, построенного Халифом Ниязкулом. Внутри здания, справа от входа, сохранилось четверостишие на персидском языке, в котором упоминается дата постройки — 1807 год. Чор-Минор спроектирован в виде сложного архитектурного комплекса и представляет собой мечеть айванного типа с парадным входом, оформленным в виде купольного здания с четырьмя высокими башнями. Каждая башня покрыта глазурованными кирпичами синего и голубого оттенков.

02

Здание двухэтажное: на первом этаже спроектирована шестигранная комната, проемы которой имеют выход на все четыре стороны. На втором этаже здания имеется квадратное помещение, из которого можно попасть внутрь четырех минаретов. Устройством ниш архитектор достиг большого совершенства, т. к. башни напоминают распространенные на Востоке минареты. В действительности же башни не являются минаретами, а являются их подобием — художественным отзвуком. Башни придали парадному входу особый эффект, характерный для архитектурных сооружений Индии. Не менее интересные сооружения, являющиеся минаретами и сакральными сооружениями, можно увидеть во время поездки в Китай. Кроме того, что в Китае можно совершить шоп-туры, также они предполагают возможность культурного знакомства с миром Востока.

Название комплекса «Чор-Минор» происходит от двух слов: персидского «чор» (четыре) и арабского «минар» (минарет). Слово «чор» встречается в топонимических и архитектурных наименованиях, например, Чортут (четыре шелковицы), Чорбог (четыре сада), Чорджоу (четыре канала), Чорсу (четыре воды, улицы). Слово «минар» или «минора» происходит от арабского ‏منارة, что означает «место света». Суть того, что арабы стали использовать минареты, изначально была в том, что они взяли за идею башни со светом, то есть маяки, которые стали со временем использоваться как маяки в пустыне. С развитием общества и исламской идеологии, минарет стал также символом веры и места собрания. Арабское слово «нур» / ‏نور‎ / переводится как «свет». Это слово также было перенято многими европейскими языками. Сравните: Элеонора, Нурия, Фанур, Нуриддин, Нурмат, Нурата, Нурсултан. Чор-Минор (с персидского‎ — Четыре минарета) — самое необычное и интересное сооружение в Бухаре, находится в глубине старинного жилого квартала (махали) в 10 минутах ходьбы от Ляби-хауза. Чор — Минор это сохранившийся до наших дней оригинальной формы входной портал (* чартак) медресе с куполом и четырьмя башнями — псевдоминаретами, купола которых покрыты голубыми изразцами, а их барабаны украшены кирпичной мозаикой на терракотовом фоне (синие, белые, голубые, одинарные плитки). Стволы минаретов выполнены из шлифованного кирпича. К сожалению весь комплекс медресе с худжрами, внутренним двором, мечетью, был утрачен за последние 200 лет. Считают, что инвестором строительства медресе был богатый ассимилированный торговец-туркмен Нияз-кул. По другим сведениям, Нияз-кул был имамом мечети Калян. Дата постройки Чор-минора — 1807 г. указана внутри купольного помещения. Чор-Минор иногда называют бухарским Тадж-Махалом. По легенде Ниязкул-бек, побывав в Индии был поражен красотой Тадж-Махала и хотел построить, нечто его напоминающего. Прибыв в родной город, он возжелал построить в Бухаре что-то подобное. Собственноручно сделав наброски, он призвал зодчих и астрономов и распорядился сделать расчеты, что бы построенное здание отвечало двум запросам. Первое — оно должно быть по звездной карте на Шелковом пути, чтобы все туркмены, торгующие и путешествующие, хоть раз в жизни пришли и остановились в нем. И вторым условием стало задание зодчим. Им вменялось архитектурными формами рассказать потомкам, что части света, как и все люди равны, что у всех одно небо над головами, под ногами одна земля, а над всеми единый Бог. Идея была интересная и постройка разительно отличалась от того что строилось в Бухаре в то время.

Бухоро-Чор-минор-jpg

Замысел вполне удался: здание стоит на Шелковом Пути, а его «чартак» состоит из одинаково прекрасных минаретов, на первый взгляд похожих как близнецы, но имеющих каждый свою форму и неповторимый орнамент, а над всем этим великолепием огромный купол голубого неба и единый Бог. Здания всего комплекса не сохранились до наших дней, но по описаниям кроме входного комплекса и медресе, в свое время существовали: внутренний двор с конюшнями и огромным садом, гузарная мечеть, хауз и летняя мечеть. Его четыре, стоящих почти вплотную друг к другу, массивные башни — минареты, как бы сжимают кубическое здание с куполом. Вход в медресе оформлен высоким порталом, такой же портал украшал и выход во двор. Первый этаж здания мечети занимает вестибюль, над которым располагалось караульное помещение, из которого можно было пройти в башни. К боковым стенам были пристроены жилые комнаты, в которых когда-то обитали студенты. Наверху размещалась небольшая, но богатая библиотека школы, в которой, по свидетельствам современников, хранилось немало ценных рукописей. В течение долгих веков (вплоть до конца 80 -х годов XX в.) на всех четырех куполах минаретов Чор-Минорагнездились аисты, что считалось особым счастливым знаком. Архитектура сильно отличается от других подобных сооружений на Востоке, к нему пристроены небольшие четыре минарета. Медресе включает в себя дворик, с двух сторон обстроенный одноэтажными худжрами, колонный айван, летней мечети, бассейн, облицованный каменными блоками. Особый облик медресе связан с оригинальным входом- четырехарочной купольной постройкой, над углами которой возвышается четыре башни с голубыми куполками при этом декор каждого индивидуален. Три башни использовались как подсобные помещения. В четвертой встроена лестница ведущая на второй этаж в купольной зал, где помещалась библиотека. Существует поверье местных жителей, что в каждом из четырех миноретов в элементе оформления можно увидеть крест, полумесяц, буддийское колесо. Считается, что мастера хотели изобразить на каждом минарете по одной из четырех основных религий. В Бухаре вам обязательно покажут в северо-восточной части города необычный памятник — Чар-Минор. Чар-Минор значит „четыре минарета». Он служил, по существу, как — чар-так или дарваза хана, как часть большого медресе, построенного богатым туркменом Халифа Нияз- кулом. Медресе разобрано, и Чар-Минор стоит на площадке среди жилых домов. Справа от входа, внутри, было написано на персидском языке четверостишие, указывающее дату постройки — 1807 г. На первом этаже Чар-Минора — шестигранный проходной вестибюль, раскрытый проемами на четыре стороны, на втором — квадратное караульное помещение, из которого можно попасть внутрь возносящихся по углам четырех минаретов, увенчанных голубыми куполками.

Литература:

  1. Альмеев Р. Бухара. — Ташкент: ИПК «Шарк», 1999 г.
  2. Альмеев Р. Бухара город музей. — Ташкент: Вентилятор, 1999 г.
  3. Бухоро. — Тошкент: Ўзбекистон нашриёти, 1997 г.
  4. Наршахи. История Бухары. — Тошкент. 1897

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle