Библиографическое описание:

Сатторкулов О. Т., Умаралиев О. Р. Государственное регулирование деятельности промышленных предприятий и его методы // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1435-1438.



Государственное регулирование-это воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы, и участвующих в них лиц. Оно осуществляются, главным образом, с целью, чтобы придать этим процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, отстаивать государственные и общественные интересы. В широком смысле слова, государственное регулирование – это программирование, прогнозирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет и контроль за хозяйственными процессами. Государственное регулирование имело место и в условиях плановой экономики, хотя оно во многих случаях больше походило на директивное, командное управление экономикой и всеми её отраслями. Государство присутствовало везде и во всем – от размещения производительных сил до установления заданий предприятиям по выпуску продукции.

Приобретенная республикой независимость и переход экономики на рыночные отношения в корне изменили экономическую и общественную обстановку в стране. Упор был сделан на демократизацию хозяйственной жизни, укрепление статуса частной собственности, созданной на законодательной и нравственной основе, использование природных богатств и ресурсов на общественное благо. Эти, небывалые в истории, изменения породили, особенно в начальные годы независимости республики, мнения о могуществе и всесильности рынка. Считалось даже, что все проблемы может и должен решать рынок, а присутствие государства в экономике не обязательно.

Однако, демократизация хозяйственной жизни, как известно, не отрицает централизованного руководства. Зарубежный, да и наш опыт показывает, что в условиях развития демократизации усиливаются тенденции к регулированию как экономических, так и общественных процессов. Можно ли, например, сказать, что правительства таких стран, как Англия, Япония, США, Германии и других, ослабляют управление экономикой своих стран? Полагаем, что не ослабляют. Напротив, правительства, особенно, в процессе смены, отчитываются перед своими избирателями насколько удалось им улучшить экономику и социальные условия жизни, создать новые рабочие места и сократить безработицу, обеспечить научно-технический прогресс и т. п. А все это, как правило, не обходится без государственного участия, без воздействия «сверху», со стороны государства. Государству под силу осуществить многие процессы, которые не под силу или не входят в компетенции частного бизнеса.

Усиление регулирующей роли государства-естественная реакция на утрату в прежних условиях управляемости социально-экономическими процессами, на отсутствие понятных, продуманных, обоснованных концепций и программ действий по важнейшим стратегическим, экономическим и другим вопросам развития общественной жизни. Этому благоприятствуют не только демократические процессы, укрепление и развитие негосударственного сектора, поддержка государством статуса собственности, но и возрождение инициативы, творческого отношения к делу, повышение заинтересованности трудовых коллективов в достижении высоких результатов производственной деятельности. В нынешних условиях государственное воздействие на деятельность предприятий осуществляется как прямо, через управление развитием государственного сектора и решение социальных проблем, так и косвенно, посредством правовых, экономических и других регуляторов. Важно подчеркнуть, что государственное регулирование дополняет, корректирует рыночные механизмы. Государство путем регулирования берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, формирование рациональных отраслевых и межотраслевых пропорций, поддержку малого бизнеса и частного предпринимательства, развитие фундаментальных научных исследований, стимулирование технического прогресса и «ноу-хау», а также решение многих региональных проблем.

В условиях рыночных отношений сложились в основном две формы государственного регулирования производственно-экономической и хозяйственной деятельности промышленных предприятий: одна путем прямого (административного) подчинения предприятий решениям органов государственной власти, другая – посредством косвенного, опосредствованного воздействия с помощью различного рода финансово-кредитных рычагов.

Государственное регулирование деятельности промышленных предприятий и развития промышленности в целом направлено, прежде всего, на недопущение и ликвидацию имеющихся диспропорций, и осуществление глубоких структурных преобразований в экономике, обеспечение устойчивого экономического роста, интегрирование в мировую экономическую систему. Оно ежегодно пересматривает налоговую нагрузку предприятий, предоставляет им необходимые льготы и преференции, особенно тем, которые завозят в страну передовые зарубежные технику и технологии, максимально использует в производстве местные сырьевые ресурсы, участвуют в создании новых рабочих мест и повышении занятости трудоспособного населения.

Государство, непосредственно не вмешиваясь в деятельность промышленных предприятий, отмеченными и другими экономическими инструментами и рычагами, воздействуют, более того, стремится устранить сырьевую направленность экспорта, достичь расширения действующих и создания новых импортозамещающих производств, в том числе глубокой переработки сырья и производства готовой продукции с ориентацией на экспорт. Государство не только оказывает то или иное воздействие на деятельность предприятий, но и выступает основным заказчиком и потребителем промышленной продукции, а в необходимых случаях-инвестором. Например, в США, по имеющейся информации, государственное потребление, представляющее по своему содержанию, платежеспособный государственный спрос, составляет до 93 % номенклатуры товаров и услуг, производимых экономикой страны. Оно включает в себя заказы федеральных властей на военное и гражданское строительство, новую технику и технологии, стандартные и коммерческие промышленные товары и изделия, оборудование, машины и механизмы, сырьё и топливо, на разработку и производство новой и серийной военной технологии и систем вооружения, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Сюда же относятся затраты на содержание государственно-хозяйственного аппарата, включая вооруженные силы страны.

Самого серьезного внимания заслуживает работа по привлечению инвестиций, направляемых на реализацию проектов по модернизации, техническому и технологическому обновлению отраслей, структурным преобразованиям в экономике страны. В этих целях в 2015 году было привлечено и освоено инвестиций за счет всех источников финансирования в эквиваленте 15,8 миллиарда долларов США, или с ростом против 2014 года на 9,5 процента. При этом более 3,3 миллиарда долларов, или свыше 21 процента всех инвестиций – это иностранные инвестиции, из которых 73 процента составляют прямые иностранные инвестиции. 67,1 процента всех инвестиций направлены на производственное строительство. Это позволило в 2015 году завершить строительство и обеспечить ввод 158 крупных производственных объектов общей стоимостью 7,4 миллиарда долларов. В их числе – строительство парогазовой установки мощностью 370 МВт на Ташкентской ТЭС, модернизация гидрогенераторов Чарвакской ГЭС, расширение производства кальцинированной соды на Кунградском содовом заводе, организация производства новых сложных удобрений в АО «Самаркандкимё» мощностью 240 тысяч тонн, тракторных прицепов, в том числе с увеличенной емкостью, компонентов для бытовой техники на базе бездействующих производственных площадей АО «Моторный завод» и другие. [1, с. 2].

Важно подчеркнуть роль государства в стимулировании производственных инноваций, без которых любые предприятия, в первую очередь промышленные не могут занять прочные позиции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Она находит свое отражение в бюджете, в расходах государства на науку и образование, на выполнение перспективных и высокоэффективных НИОКР. В нынешних условиях приоритет отдается стимулированию не только реализации крупных научно-технических программ, но и научно-технической кооперации и мелкого новаторского бизнеса, благодаря которому, кроме инновационных достижений, можно формировать рынок венчурного капитала.

Определенную роль здесь играют или могут сыграть расширение практики использования налоговых льгот, предоставление выгодных условий кредитования, внедрение гибкой амортизационной политики и др. Например, в США с 1981 года действует налоговая скидка на инвестиции в НИОКР, позволяющие сокращать объем уплачиваемого с прибыли налога в размере, равном 20–25 % среднего увеличения расходов на НИОКР за предшествующий трехлетний период (налоговый кредит). Система государственного стимулирования производственных инноваций применяется и в других странах мира, в том числе и в Узбекистане. [2, с. 55].

Разновидностью налогового регулирования деятельности предприятий является амортизационное регулирование, как правило, используемое для ускорения научно- технического прогресса не только в промышленности, но и в других отраслях экономики.

Еще одной формой государственного регулирования является валютное регулирование. Девальвируя или ревальвируя национальную валюту, государство тем самым делает выгодным или невыгодным экспорт или импорт продукции. Девальвация национальной валюты делает невыгодным импорт и расширяет экспортные возможности предприятий, стимулируя тем самым деловую активность всех или большинства отечественных товаропроизводителей.

Таким образом, за годы независимости экономика стала устойчивой и конкурентоспособной, укрепились не только права и статус промышленных предприятий, но и регулирующие функции государства, прежний управленческий диктат уступил место демократии и свободе хозяйствования.

Литература:

  1. Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации-наша приоритетная задача // Народное слово, № 11. 17.01.2015.
  2. Махмудов Э. Х. Промышленность Узбекистана: экономика, размещение, приоритеты развития. – Т.: Иктисодиёт, 2013. – 137 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle