Библиографическое описание:

Комарова Л. В., Зайцева О. А., Чубенко А. О. Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как эффективное средство создания единого образовательного пространства в МАДОУ Д/С№ 1 «Радость» г. Волжского // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 73-77.



Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Историко-педагогический анализ и анализ научно-исследовательской литературы по данной теме свидетельствует о том, педагоги дошкольного образования уже много лет изучают аспект взаимодействия семьи и ДОУ, и пришли к выводу, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребёнку. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома — просмотр мультфильмов и прогулка.

Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии.

Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать.Задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет постоянно поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат будет достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Важнейшим признаком единого образовательного пространства и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.

Современные программы образования дошкольников строятся на основе ФГОС ДО, передовых достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.

Следующим признаком и условием создания единого образовательного пространства должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.

Не менее важным признаком и условием создания единого образовательного пространства становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.

Таким образом, современность ставит перед ДОУ достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов.

Цель:

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление с родителями партнёрских отношений по взаимодействию и активизация родителей в различных мероприятиях.

Задачи:

– Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

– Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.

– Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДО.

В нашем ДОУ созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов (старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог — психолог, логопед) и воспитателей по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ мы ведем по четырем направлениям.

Информационно— аналитическое направление имеет цель изучение семей воспитанников, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами.

Основополагающий момент изучения семьи через:

анкетирование родителей позволило получить информацию о тех проблемах, с которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего ребёнка.

опрос родителей с целью определения их социального статуса. Анализ данных социально-демографической карты показал: 90 % наших воспитанников живут в полных семьях, 10 % в неполных семьях. Контингент родителей неоднородный по образованию и профессиональной принадлежности (врачи, служащие, педагоги, рабочие). В большинстве родители молодые, имеют высшее профессиональное образование. 50 % семей составляют семьи с 1 ребёнком, 40 % — с 2 детьми,10 % -с 3детьми.

Получив реальную картину, на основе собранных данных, мы проанализировали специфику семьи и семейного воспитания каждого ребенка, выработали тактику общения с каждым родителем. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности, появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Мы разработали для себя критерий, который назвали «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, конкурсах, посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее мы выделили для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

C:\для печати\Рисунок2.png

Родители — активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители — исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители — наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

У нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление — это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Мы используем активные формы и методы работы с родителями:

родительские собрания, работа сродительским комитетом группы.

К собраниям мы готовим выставку детских работ или стенд, где используем фотографии из жизни группы. Используем мультимедийные презентации с проектной деятельности, чтобы дать возможность увидеть итоги и результаты совместной творческой работы педагогов и родителей. На каждом собрании выражаем благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности.

консультации. В ходе проведения консультаций используем просмотр видеозаписей ситуаций в группе, аудиозаписи вопросов детей, их суждений. Стараемся раскрыть их значение, понимание необходимости правильного ответа со стороны родителей.

занятия сучастием родителей всегда проходят в занимательной форме викторин, олимпиад, творческих мастерских, где с интересом включены в процесс, не только дети, но и взрослые. Пример таких занятий — «Герб моей семьи», «Первый раз в первый класс», «Мини-олимпиада»;

совместные проекты, инициаторами которых, а также активными участниками выступают сами родители. Тематика проектов разнообразна — «Мы — юные болельщики Олимпиады в Сочи 2014г», «С днем рождения, любимый город!», «Чудеса на грядках», «Яблочно-медовый спас», «Мы — за чистый город!», «О слонах», «Песни, опаленные войной», «Удивительный мир насекомых», «Новогодний переполох или в ожидании новогодних чудес» и др.;

выставки семейных работ: «Осенние фантазии», «Новогодняя игрушка», «Вторая жизнь пластика», «Поделки к Пасхе», «Герб моей семьи», «Такие разные слоны», «Дары осени»;

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, игрушку, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.

мастер-классы: «Новогодняя открытка», «Изготовим подарки для слонов»,

«Музыкальные инструменты из бросового материала своими руками» и др. объединяют взрослых и детей общим делом, будь то совместная поделка или аппликация.

На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» — ремонт игрушек, оформлении группы, облагораживание участков, где гуляют дети, помощь в разбивке клумб для цветников и грядок для огорода постепенно налаживается атмосфера мира, теплых взаимоотношений. Родители пробуют и открывают в себе способности дизайнера.

участие вакциях: благотворительные акции «Соберем вещи и игрушки для детского дома», «День знаний в Новороссии», природоохранные акции «Сбережем бумагу — сохраним деревья», «Посадим деревья в подарок любимому городу», «Обними детский сад»;

Совместные экскурсии в парк, театр, на выставки и галереи, к памятникам военной славы, а также походы (поездки) выходного дня в музей русской сказки, музей Эйнштейна, трогательный зоопарк, музей русского быта, инициаторами которых часто выступают родители, обогащают детей новыми впечатлениями об окружающем мире, о своем крае, а также простейшими знаниями об истории, литературе и других науках. Благодаря таким мероприятиям у родителей появляется возможность проявить организаторские способности, завлечь коллектив группы, и конечно лишний раз побыть со своим ребенком вместе.

совместное создание предметно— развивающей среды;

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группах сделано руками пап и мам наших детей. Это и пособия для занятий, и красочные панно, которыми оформлены центры искусства, занимательной математики, патриотизма, и красочные театральные куклы и атрибуты для творчества.

Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Совместная подготовка сблизила нас и родителей, родителей и детей, подружила семьи.

Многие из них ходят друг к другу в гости, отмечают совместные праздники и дни рождения, гуляют в парке или выезжают на природу.

Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

родительские уголки ввиде стендов с информацией, буклетов и кратких памяток с небольшим по объему текстовым материалом;

В них мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, советы, задания, рекомендации, анонс мероприятий, проводимых каждый месяц в группе и ДОУ.

семейный игрупповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наши занятия и праздники» «Волжский, город в котором я живу»;

участие воформление фотовыставок ифотоколлажей позволяет родителям проявить творческие способности («Дачные истории», «Мой папа самый лучший», «Мама, папа, я — спортивная семья», «Мама и я, счастливые мгновения»). Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

картотека Добрых делфотоотчет об интересных моментах, дает педагогам возможность поблагодарить родителей за активное участие и привлечь других к посильной помощи в следующем мероприятии.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Цель таких мероприятий — укрепление детско-родительских отношений.

развлечения, театрализованная деятельность, гдеродители выступают в роли артистов «Самый лучший папа на свете», «В гостях у тетушки Варвары», «Путешествие в страну Огородию», «Музыкальная семейка», «Путешествие в страну Мульти-Пульти», «Хрустальный башмачок».

тематические праздники «Песни, опаленные войной» к празднованию дня победы в ВОВ, «А я бабушку люблю» к дню пожилого человека, «День добра» к дню инвалидов и др.

спортивные досуги «Мама, папа, я — спортивная семья», «Шоу всемогущих пап»;

Сценарии праздников и развлечений мы разрабатываем совместно с родителями, музыкальным руководителем.

Результативность:

На сегодняшний день мы утверждаем, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал, теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

C:\педагогическая февральская ярмарка\Рисунок1.png

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Литература:

  1. Е. П. Арнаутова Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях Сайт www.dou4sun.ru:
  2. Т. Н. Доронова Дошкольное учреждение и семья — единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений Сайт www.eduportal44.ru
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Сайт www.d10162.edu35.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle