Об изучении транспортной системы Центральной Азии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 20.06.2016

Статья просмотрена: 670 раз

Библиографическое описание:

Шарофиддинов, М. М. Об изучении транспортной системы Центральной Азии / М. М. Шарофиддинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 720-721. — URL: https://moluch.ru/archive/116/30326/ (дата обращения: 18.04.2024).



В настоящее время транспортно-коммуникационные системы являются показателем экономического потенциала каждой страны. Именно поэтому этот вопрос считается регулярно исследуемым специалистами ряда стран. В связи с этим, ряд ученых и специалистов исследуют экономические, политические, культурные, социальные, идеологические и военные факторы стран Центральной Азии.

К числу исследователям нашей страны, которые в своей научной деятельности старались осветить эту проблему в той или иной степени относятся К. У. Улджабоев, Р. С. Мирзаев, З. К. Ахмаджанов, А. Хаджаев, Я. К. Карриева, Ж. Й. Артиков, а также Г. И. Каримова, У. Хасанов, А. А. Зохидов, С. Примбетов, Г. А. Саматов, И. Т. Акбаров и другие. Важно отметить, что Узбекистан в качестве особого объекта исследования не был изучен в истории транспорта. Но при исследовании периода Российской империи и Советского колониализма уделено внимание некоторым проблемам. В основном, в литературах на эту тему, останавливаясь на сфере железной дороги, не были освещены другие стороны этой проблемы, в частности, если в исследовании З. Ахмаджанова, который изучал начальную историю железных дорог Средней Азии и Казахстана, основное внимание было уделено классовой борьбе железнодорожников, то в исследовании Т. Сафарова отражена роль видов транспорта в системе путей торговли Средней Азии конца ХIХ начала ХХ веков. А так же, Орестовым было издано ряд книг о железнодорожной отрасли. К этому можно добавить, что это отрасль была изучена И. Убайдуллаевым, З. Аброровым, С. Юсуповым, А. Ахмедовой, Й. Азизовым, К. Сиддикназаровым. А в годы независимости, если в монографии Х. Зиёева особое внимание уделялось роли транспортной системе в экономической жизни и торговых отношениях, то в научных исследованиях А. Тогаева освещена роль железнодорожной сети Ташкент-Оренбург в транспортной системе Туркестана и в его социально-экономической жизни. Из вышеизложенного видно, что в научных исследованиях советского периода и после обретения независимости история транспорта практически не изучена.

К числу иностранных специалистов, которые вели научно-практические исследования по транспортно-коммуникационной системе регионов Центральной Азии можно отнести Т. Станковича, А. Г. Гранберг, Ж. К. Курганбаев, А. Колесноков, М. Татеринко, Б. Балчи, Ч. Сянпина, М. С. Роя, А. Ш. Хасажа, Ф. Старра, О. Строкова и И. Рунова. В научных работах, проведенных данными исследователями были изучены отдельные аспекты проблемы, как объекта исследования, поэтому в их работах существуют резкие различия. В частности, в научно-исследовательской работе проведенный Б. Балчи основное внимание уделено транзитному потенциалу Евроазиатского континента, в том числе международным торговым путям проходящим по территории Центральной Азии, связывающих страны Востока и Запада на суше, при этом исследованы возможности морских путей связывающих континенты. А в научных работах Ч. Сянпина основное место занимают формирование и развитие транспортного коридора, обеспечивающего торговые отношения между государствами Центральной Азии и Китайской Народной Республикой, а так же, в рамках Шанхайской организации сотрудничества, проводимое сотрудничество в сфере транспорта данными регионами.

В своих научных работах исследователи нашей Республики освещают транспортную мощь стран Центральной Азии частично те или иные стороны, например, юристы — юридические, экономисты — экономические. Давая оценку транспортной мощи стран Центральной Азии, иностранные специалисты исходят из своих интересов и в некоторых случаях их подход нельзя считать объективным. В целом, все авторы, уделяя основное внимание проблемам повышения мощи транспорта, сотрудничеству в сфере транспорта, не изучали проблему транзита отдельно. Таким образом, необходимо глубокое изучение истории транспортной системы стран Центральной Азии, оценивание транспортной мощи и политики, исходя из интересов Узбекистана, разработать научные заключения. Это требование времени.

Литература:

  1. Ульджабоев К. У. «Экономическая реформа на железнодорожном транспорта» — Тошкент, «Меҳнат», 1999.
  2. Мирзаев Р. С. «Геополитика нового шелкового пути» — Москва, Известия, 2004.
  3. Ахмаджанов З. К. «К истории строительства железных дорог в Средней Азии» — Тошкент, Ўзбекистон, 1985.
  4. Карриева Я. К. «Ўзбекистонни жаҳон бозорига чиқиши учун халқаро йўлаклардан самарали фойдаланишнинг логистика транспорт муаммолари» и. ф. д. илмий даражасини олиш учун диссертация, Тошкент, 2004.
  5. Артиков Ж. Ю. «Ўзбекистон Республикаси ташқи сиёсати ва транскоммуникация муаммолари» С. ф. н. олиш учун афтореферат, Тошкент, 2005.
  6. Ходжаев А. «Развитие транспортных коммуникации инфраструктуры Центральной Азии как фактор экономического восстановления Афганистана» // Узбекистан и Центральной Азия, № 6 2008.
  7. Саматов Г. А., Акбаров И. Т., Карриева Я. К. Халқаро транспорт тизими: унинг ривожланиш истиқболларини баҳолашнинг математик модели // Ўзбекистон иқтисодий ахборотномаси ЎзИА, Тошкент, № 4 2000.
  8. Зохидов А. А. и др. Автомобильно-дорожный сектор государств Центральной Азии: проблемы и перспективы развития. – Т.: Изд-во Нац. библиотеки, 2011. – 200с.
  9. Сафаров Т. XIX асрнинг иккинчи ярми — XX аср бошларида Ўрта Осиё савдо йўллари. Тарих фан. номз. дисс. афтореф. – Тошкент: 2009.
  10. Убайдуллаев И. Аброров З. Ўзбекистон транспорти. Т.: Ўзбекистон, 1969.
  11. Юсупов С. Ўзбекистон пассажир транспорти. Т.:Ўзбекистон, 1975.
  12. Ахмедов А. Азизов Ё. Ўзбекистон транспорти 75 ёшда Т.: Меҳнат, 1982.
  13. Сиддиқназаров Қ. Ўзбекистон автотранспорти ўтмишда ва истиқлол йилларида. Т.: Тошкент Ислом университети, 2001. 269.б.
  14. Б. Балчи «Транзит — стабилизирующий фактор» // Узбекистан и Центральная Азия № 10, 2007 г.
  15. Сянпина Ч. «Новый трансазиатский мост» Москва, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): Центральная Азия, основное внимание, история транспорта, сфера транспорта.


Похожие статьи

Строительство железной дороги Центральной Азии и появление...

Колониалисты могли вывести наземные и подземные богатства ханств Средней Азии и генерал-губернаторства в большом количестве только при помощи мощного транспорта-железной дороги.

Из истории экономических связей Центральной Азии и России.

Современные транспортные магистрали Великого шелкового пути...

Данные факторы способствуют повышению внимания и активизации крупных государств

Груз морским транспортом из Юго-Восточной Азии в Европу доставляется в среднем за 30–35 дней.

Основные термины (генерируются автоматически): Центральная Азия, Узбекистан...

Влияние китайского мегапроекта «Один пояс и один путь» на...

Территориально проект охватывает Центральную, Южную и Западную Азию и Евразию.

Стоит сказать, что оба сухопутных проекта являются конкурентами морского транспорта.

Что касается маршрута северного пути, то онзаключается в трех сферах.

Анализ развития узбекско-китайской дипломатии в рамках...

В последние годы увеличивается сотрудничество в сфере энергетики и транспорта.

Главная мысль выступления заключалась в решении горячих проблем Центральной Азии, обратить внимание международного общества для обеспечения стабильности, безопасности.

Региональное сотрудничество стран Центральной Азии: взгляд из...

В статье анализируется регионально сотрудничество стран Центральной Азии, история сотрудничества, перспективы, а также факторы, влияющие на политику регионального сотрудничества.

Азиатский вектор внешней политики Республики Казахстан...

Приоритетные интересы Японии в Центральной Азии в основном сводятся к укреплению дружественных связей с азиатскими странами, в том

и расширение номенклатуры товаров в сфере торговли; развитие инфраструктуры в сфере транспорта и торговых коммуникаций...

К вопросам развития туризма в Узбекистане | Статья в журнале...

Узбекистан — место древней славной истории.

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, сфера туризма, развитие туризма, США, Казахстан, объективная оценка, мировое сообщество, мировая экономика, Центральная Азия, республика.

Совершенствование логистики — пути для расширения сферы...

Центральная Азия становится все в большей степени значимым регионом для международной г5ражданской авиации, ставящей целью для своей

По мнению руководителей пяти крупнейших грузовых экспедиторов Кыргызстана основными проблемами транспорта являются

Особенности развития железнодорожного транспорта в годы...

Рубрика: История. Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Однако особое место занимают транспортные коммуникации, в том числе железнодорожный транспорт.

После этого с 8 октября 2011 года впервые в Центральной Азии начали курсировать...

Похожие статьи

Строительство железной дороги Центральной Азии и появление...

Колониалисты могли вывести наземные и подземные богатства ханств Средней Азии и генерал-губернаторства в большом количестве только при помощи мощного транспорта-железной дороги.

Из истории экономических связей Центральной Азии и России.

Современные транспортные магистрали Великого шелкового пути...

Данные факторы способствуют повышению внимания и активизации крупных государств

Груз морским транспортом из Юго-Восточной Азии в Европу доставляется в среднем за 30–35 дней.

Основные термины (генерируются автоматически): Центральная Азия, Узбекистан...

Влияние китайского мегапроекта «Один пояс и один путь» на...

Территориально проект охватывает Центральную, Южную и Западную Азию и Евразию.

Стоит сказать, что оба сухопутных проекта являются конкурентами морского транспорта.

Что касается маршрута северного пути, то онзаключается в трех сферах.

Анализ развития узбекско-китайской дипломатии в рамках...

В последние годы увеличивается сотрудничество в сфере энергетики и транспорта.

Главная мысль выступления заключалась в решении горячих проблем Центральной Азии, обратить внимание международного общества для обеспечения стабильности, безопасности.

Региональное сотрудничество стран Центральной Азии: взгляд из...

В статье анализируется регионально сотрудничество стран Центральной Азии, история сотрудничества, перспективы, а также факторы, влияющие на политику регионального сотрудничества.

Азиатский вектор внешней политики Республики Казахстан...

Приоритетные интересы Японии в Центральной Азии в основном сводятся к укреплению дружественных связей с азиатскими странами, в том

и расширение номенклатуры товаров в сфере торговли; развитие инфраструктуры в сфере транспорта и торговых коммуникаций...

К вопросам развития туризма в Узбекистане | Статья в журнале...

Узбекистан — место древней славной истории.

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, сфера туризма, развитие туризма, США, Казахстан, объективная оценка, мировое сообщество, мировая экономика, Центральная Азия, республика.

Совершенствование логистики — пути для расширения сферы...

Центральная Азия становится все в большей степени значимым регионом для международной г5ражданской авиации, ставящей целью для своей

По мнению руководителей пяти крупнейших грузовых экспедиторов Кыргызстана основными проблемами транспорта являются

Особенности развития железнодорожного транспорта в годы...

Рубрика: История. Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Однако особое место занимают транспортные коммуникации, в том числе железнодорожный транспорт.

После этого с 8 октября 2011 года впервые в Центральной Азии начали курсировать...

Задать вопрос