Библиографическое описание:

Кучкарова С., Махмудова М. Важная роль педагогической практики в жизни будущего учителя информатики // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 887-889.



В наше время в стране создана прочная система образования и воспитания, гармонично сочетающая современные технологии. В уголках республики последовательно претворяются в жизнь Национальная программа по подготовке кадров, Государственная общенациональная Программа развития школьного образования, которые дают весомые результаты подъема на качественно новый уровень подготовки квалифицированных специалистов, кардинальное реформирование системы образования, обучение подрастающего поколения [1].

Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека [4].

Педагогическая практика по информатике является основополагающим звеном в подготовке методически грамотного учителя информатики. Она способствует обогащению и закреплению полученных в вузе знаний по педагогике, психологии, частным методикам, общественным и специальным наукам, позволяет будущим учителям познакомиться с особенностями преподавания информатики в данном классе (школе), с используемыми там учебными и методическими пособиями, программным обеспечением, компьютерным классом. Основная задача педагогической практики: овладение умениями и навыками практической деятельности учителя информатики в современной школе.

Сроки проведения педпрактики определяются учебным планом.

Практика строится по принципу постоянно возрастающей самостоятельности студентов в подготовке и проведении уроков, внеклассных и внешкольных мероприятий.

Готовясь к практике, студенты должны:

‒ ознакомиться с Обязательным минимумом содержания образования по курсу информатики и программами по информатике;

‒ изучить фактический материал школьных учебников по информатике для соответствующих классов;

‒ ознакомиться с новинками методической литературы по информатике, наглядными пособиями, программными средствами;

‒ ознакомиться с конспектами, наглядными пособиями и другими материалами студентов-практикантов предыдущих лет обучения.

Основное содержание педагогической практики по информатике:

Первая неделя педагогической практики является наблюдательной. В это время студенты должны:

‒ ознакомится со школой, изучить класс, в котором проводится практика;

‒ изучить программы, учебники, учебные и наглядные пособия по информатике, используемые учителем;

‒ ознакомиться с кабинетом информатики, компьютерным классом, программным обеспечением;

‒ посетить и проанализировать уроки учителя информатики как в классе, где будет проходить практика, так и в других классах, где работает учитель;

‒ подготовить календарно-тематическое планирование учебно-воспитательной работы;

‒ начать подготовку конспектов уроков и внеклассных мероприятий.

Последующие недели являются активной практикой студентов, в течение которой студенты должны:

‒ разрабатывать конспекты уроков и внеклассных мероприятий, включая подбор или создание методического и программного обеспечения;

‒ проводить уроки информатики разного типа с применением разнообразных методов и технических средств обучения, а также анализировать уроки информатики;

‒ проводить внеклассные мероприятия по предмету (не менее 2-х);

‒ посещать и анализировать уроки информатики, проводимые другими студентами и преподавателем;

‒ оказывать помощь учителям-предметникам, желающим использовать компьютеры в обучении, участвовать в разработке необходимого школе программного обеспечения учебного назначения;

‒ принимать участие в работе методического объединения учителей информатики, других мероприятиях;

‒ оформлять документацию по педпрактике;

‒ участвовать в подготовке сообщений на одну из методических тем к итоговой конференции по педпрактике на факультете;

‒ принять участие в итоговой конференции на факультете.

Всякий урок информатики, является с одной стороны целостной развивающей системой, а с другой — составным элементом совокупности уроков по учебной теме и учебному предмету. Именно поэтому работа учителя-предметника строится на основе четкого предварительного и непосредственного планирования всей его учебно-воспитательной деятельности [2].

Предварительный этап связан с построением системы уроков по изучаемой теме (тематическое планирование), а непосредственный — с разработкой очередного урока.

В ходе педагогической практики студентам следует познакомиться с годовыми, тематическими планами учителя информатики, с планами конспектов его уроков. Затем, с учебными и методическими пособиями, дополнительной литературой, программным обеспечением, используемым учителем. Далее совместно с учителем и методистом следует составить собственное тематическое планирование с указанием названия тем; общей дидактической цели системы уроков по каждой теме; названия уроков; их типов; общих методов обучения; оборудования, программного обеспечения; основных источников информации для учителя и ученика. Составление подобных тематических планов раскрывает практикантам перспективы их деятельности, создает представление о расстановке смысловых акцентов и распределении материала по урокам, помогает в обеспечении ритмичности учебного процесса, предупреждает неоправданную затрату времени на изучение одних вопросов в ущерб другим, способствует нормализации нагрузки учащихся [3].

Что касается непосредственной подготовки студента-практиканта к уроку, то эта деятельность связана с определением:

‒ целей урока и фокусированием внимания на наиболее значимых результатах;

‒ дидактического аппарата — содержания, методов и средств обучения, необходимых для достижения поставленных целей;

‒ структуры урока.

Подготовка к уроку информатики занимает от 2 до 3 часов (если при этом приходится осваивать новое программное обеспечение, то подготовка может длиться значительно дольше).

Результаты этой работы оформляются в виде конспекта урока, который является важным документом при его проведении, поскольку умения фиксировать строение урока и детализировать каждый из его составных элементов в конечном счете сказываются на организации урока.

Важную роль в овладении педагогическим мастерством играет посещение уроков учителя и других студентов. При этом студенты наблюдают как за деятельностью учителя, так и за деятельностью учеников. Подобная работа способствует методической грамотности будущего учителя, развивает умения анализировать свою и чужую деятельность по конструированию урока.

Анализ урока информатики — это сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных, развивающих и практических целей и достигнутых результатов. Его цель заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. С помощью приведенной ниже общей схемы возможно проведение как анализа урока при взаимопосещениях, так и самоанализа.

Наблюдение на уроках за деятельностью учащихся может вестись как прямыми, так и косвенными методами. С этой целью может быть составлен план и разработана программа наблюдений. При этом:

‒ восприятие общего фона занятости учащихся сочетается с одновременным контролем над их групповыми и индивидуальными действиями;

‒ ведутся наблюдения за степенью активности учащихся;

‒ прослеживается доля индивидуального участия на фоне общей активности группы;

‒ наблюдается отношение учащихся к совместной работе, отношение учащихся к заданиям, к деятельности, связанной с работой на компьютере.

Литература:

  1. Юлдашев У. Ю., Закирова Ф. М., Методика преподавания информатики Часть первая. Учебное пособие Ташкент 2004г.
  2. Тимофеева Н. М. Педагогическая практика по информатике: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета. — Смоленск: СГПУ, 2005. — 24 с.
  3. Лапчик М. П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. Пед, Вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер; Под общей ред. М. П. Лапчика. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 624 с.
  4. Курбанов Ш., Саидов Х., Ахлиддинов Р. Мечта о совершенном поколении. — Т.: «Шарк», 1999 г.
  5. www. rudocs.exdat.com

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle