Библиографическое описание:

Абилкасов Г. М., Сарсенбеков Н. Ж., Темиркулов О. Ж. Участие Республики Казахстан в интеграционных процессах на постсоветском пространстве // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1100-1102.



Интеграционные процессы во всем мире происходят непрерывно на самых разных уровнях, как на региональном, так и на более высоких уровнях. Наиболее показателен пример Европейского Союза, который начинался с создания в 1951 году: при участии 6 странЕвропейского объединения угля и стали(ЕОУС), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года. Сегодня ЕЭС —экономическоеиполитическоеобъединение 28европейскихгосударств. Республика Казахстан все эти годы играла не последнюю роль в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Казахстан являлся и является активным участником во многих организациях как региональных, так и на мировых. Нужно отметить, что постсоветские государства не теряли связи друг с другом после 1991 года, но во многом это были связи лишь на уровне двустороннего сотрудничества в разных областях. Первым интеграционным проектом с участием Казахстана стало создание Содружество Независимых Государств (СНГ) Окончательное оформление которого прошло в г. Алматы, где было подписано 21 декабря1991 годаАлма-Атинская декларация, в которой излагались цели и принципы СНГ

Основными целями организации являются:

– сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

– всестороннее развитие государств-участников в рамкахобщего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;

– обеспечение прав и свобод человека;

– сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;

– взаимная правовая помощь;

– мирное разрешение споров и конфликтов между государствами-участниками организации. [1]

Данную структуру можно рассматривать как площадку к новым более сложным интеграционным структурам. Именно опыт СНГ позволил двигаться дальше по пути интеграции. По словам Н. А. Назарбаева «Созданием СНГ удалось не только предотвратить серьезные конфликты между нашими странами, но и избежать трагического разрыва экономических, гуманитарных, просто человеческих связей между новыми суверенными государствами» [2]. Но как отмечалось далее «по объективным и субъективным причинам СНГ не стало решающей структурой интеграции постсоветского пространства» [2]. В 1994 году, выступая перед студентами МГУ, президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев озвучил идею создания Евразийского Союза. Данная идея поначалу не имела особого успеха среди политиков стран бывшего Союза, раздавались мнения о том что это возврат к старому и особого успеха не будет. Со временем голоса противников поутихли, так как началась работа по форсированию нового интеграционного процесса. Единая историческая общность и фактически единый уровень экономического развития, отсутствие межгосударственных противоречий многих постсоветских стран, а также защита интересов национальной безопасности не могли не породить среди части из них тенденцию к объединительным процессам.

Нужна была лишь инициатива и проявление воли со стороны заинтересованных стран. Так первым шагом стало подписания соглашения о Таможенном Союзе России и Беларуси от 6 января 1995 года и присоединения к нему Казахстана 20 января 1995 года. Постепенно вырисовывались контуры новой интеграционной структуры. Со временем по примеру локомотивов европейской интеграции Германии и Франции, магнитом или центрами евразийской интеграции стали Россия, Казахстан и Беларусь. Большим плюсом стало общность границ, что позволило усилить работу Таможенного союза и перейти к новой ступени объединения — Евразийскому Экономическому Сообществу. К концу девяностых годов возникла необходимость в унификации законодательств стран-участниц, в связи, с чем была проведена титаническая работа. Возникла необходимость в более полноценной и работающей организации, в связи, с чем был подписан в октябре 2000 года в Астане договор о создании Евразийского Экономического сообщества пяти государств: России, Казахстана, Белоруссии, Кыргызстана и Таджикистана Интеграция для государств бывшего Союза жизненно необходима, так как в последнее время отвечать на вызовы современного мира легче объединившись. 28 ноября 2009 года встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева в Минске ознаменовала собой активизацию работы по созданию на территории России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства. В этот период был ратифицирован ряд важных международных соглашений по Таможенному союзу.

Всего за 2009 год на уровне глав государств и правительств были приняты около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза [3] Главной целью объединения является унификация законодательства во многих областях сотрудничества, развитие бизнеса, свободное передвижение капитала и человеческих ресурсов в пределах объединения по примеру Европейского Союза.

Свое видение сложившейся ситуации на страницах газеты «Известия» от 25 октября 2011 дал президент РК Н. А. Назарбаев. Он предложил стратегию действий на пути к успешной евразийской интеграции.Его стратегия включает следующие шаги:

Во-первых,Евразийский Союз должен создаваться как конкурентоспособное глобальное экономическое объединение.

Во-вторых, Евразийский союз должен формироваться как прочное звено, сцепляющее евроатлантический и азиатский ареалы развития.

В-третьих, Евразийский союз должен формироваться как самодостаточное региональное финансовое объединение, которое будет частью новой глобальной валютно-финансовой системы.

В-четвертых, Геоэкономическое, а в перспективе и геополитическое возмужание евразийской интеграции должно идти исключительно эволюционным и добровольным путем.

В-пятых, Создание Евразийского Союза возможно только на основе широкой общественной поддержки [4].

В прессе много писалось о возрождении СССР в так называемом новом формате 2.0 или один из самых распространённых мифов о Евразийском союзе как о геополитическом проекте России. Самыми ярыми противниками евразийской интеграции являются США и ее союзники которые заявляют о якобы начавшейся «ресоветизации». «Хиллари Клинтон, когда она готовилась год назад уйти в отставку с поста государственного секретаря, назвала проект Кремля «Евразийский союз» попыткой вернуть Советский Союз». Тогда бывший руководитель внешнеполитического ведомства нынешней администрации США, к слову сказать, не только охарактеризовала планируемый Евразийский союз как «шаг к повторной советизации региона», но и еще добавила: «Мы знаем, какова цель, и мы пытаемся выработать эффективные способы его замедления или предотвращения».[5].

В своем выступлении в МГУ им. Ломоносова 28.04.2014 Н. А. Назарбаев отметил «Я был и остаюсь твёрдым сторонником того, что Евразийский Союз возможен только на принципах добровольности, равноправия, взаимной выгоды и учёта прагматических интересов каждой страны-участницы. Эта инициатива стала отправной точкой для нового исторического процесса, который сейчас называют евразийской интеграцией» [6].

29 мая 2014 г. в г. Астане лидерами России, Белоруссии и Казахстана подписан Договор о Евразийском экономическом союзе (далее — ЕАЭС).

ЕАЭС будет осуществлять свою деятельность на основании следующих принципов:

– уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности;

– уважение особенностей политического устройства государств-членов;

– обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов сторон;

– соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции;

– функционирование Союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов. [7].

Здесь следует отметить тот факт, что происходит углубление и расширение интеграции на постсоветском пространстве. К Евразийскому союзу присоединяются новые члены такие как Кыргызстан, Армения. Рассматривается возможность присоединения таких стран как Турция, Индия, Египет. Все это показывает, что интеграция вышла на новый уровень, произошли положительные перемены. Интеграционные процессы в Европе шли долгие десятилетия, на территории бывшего Союза они идут гораздо быстрее вследствие политической воли лидеров стран-участников понимающих, что будущее за интеграцией.

Литература:

  1. http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=187
  2. Назарбаев Н. А. Нас объединяет будущее. Содружество Независимых Государств: 10 лет спустя. -Минск. Панграф, 2001.-с. 146–147
  3. Казахстан в скором времени вступит в ВТО — глава российской переговорной делегации («Trend»,18.01.2011) http://www.wto.ru/ru/news.asp?msg_id=27635
  4. Назарбаев Н. А. Евразийский Союз: от идеи к истории будущего // Известия. 25 октября 2011//izvestia.ru/
  5. https://zonakz.net/view-global-times-byvshijj-gosudarstvennyjj-sekretar-ssha-khillari-klinton-nazvala-proekt-kremlja-evrazijjskijj.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle