Библиографическое описание:

Белобеев К. В., Зарницкий С. С., Штефан В. М. Разработка комплексного проекта веб-портала «Нейротекст» для изучения когнитивного воздействия контента // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 138-143.



Информационные технологии прочно вошли в жизнь современного человека. Сегодня он потребляет огромное количество информации посредством таких источников, как интернет, телевидение, радио и ряд других. С таким внушительным числом каналов данных информация стала распространяться чрезвычайно свободно, и управление ею стало одновременно важным и трудным делом. Вследствие этого становится чрезвычайно актуальным вопрос, какое влияние она оказывает на мнение человека. Исследование этого влияния может быть использовано для оценки и прогнозирования поведенческих установок, мотивации в принятии решений, качественного анализа маркетинговых действий и многого другого.

Данная работа является развитием проведенного в 2012 году Зеленоградским ЦНИЭ исследования «Живая история» [1], в котором для ответа на поставленный вопрос использовалось бумажное анкетирование. Исследование было проведено с целью разобраться в том, какие причины Второй мировой войны предлагается принять школьникам, проживающим на территории различных государств. Для этого были переведены соответствующие выбранной тематике главы учебников разных стран, отобранных по группам, олицетворяющим различные ключевые стороны конфликта.

Исследование проверяло ряд выдвинутых гипотез, включающих в себя предположения об:

‒ эмоциональном образе разных сторон конфликта;

‒ достоверности той или иной информации;

‒ основных причинах войны, на которых акцентировали внимание учебники разных стран.

Работа с респондентами, их опрос, выдача текстов, сбор результатов, внесение их в электронные таблицы для дальнейшего анализа — всё это проводилось вручную, и поэтому требовало большого объема ручной работы, связанной со сбором и вводом данных и анализом результатов, значительных затрат времени и сил, что является очевидным недостатком бумажного анкетирования в принципе. Здесь же встаёт финансовый вопрос, непосредственно связанный с человеческими ресурсами, что делает этот недостаток особенно критичным, поскольку подобные исследования становятся недоступными для малого бизнеса, многих общественных некоммерческих и благотворительных организаций. Если разработать современное программное решение, то затраты человеческих ресурсов могут быть сведены к минимуму, позволив разительно упростить весь процесс.

Может показаться, что с проблемой смогут справиться аналоги универсальных опросов со статистическими интерфейсами, уже давно существующие в сети Интернет. Рассмотрим некоторые из наиболее популярных сервисов.

VirtualExs — первый российский сервис для создания профессиональных маркетинговых опросов [2]. Предоставляет два типа конструкторов: упрощённый для создания опросов и более комплексный для создания крупных исследований, но требующий авторизацию. Созданные опросы и исследования публикуются на портале после прохождения модерации и открыты для прохождения всеми желающими. Сервис позволяет распространять свой опрос в социальных сетях или рассылках для сбора необходимых данных. Анализ полученных ответов может происходить как в реальном времени, так и посредством выгрузки массива всех ответов для детальной обработки в удобной среде SPSS и Excel.

SurveyMonkey — универсальный сервис для создания опросов [3]. Предоставляет широкий выбор типов вопросов, однако большая часть возможностей становится доступна только при приобретении платного пакета услуг. Созданные опросы на портале не публикуются, а доступны в виде ссылки для встраивания на сторонние сайты. Предоставляет статистические данные по числу проголосовавших, обновляющиеся в реальном времени.

Testograf — сервис проведения онлайн-опросов [4]. Есть возможность гибкого управления исследованием, включающее редактирование и отложенный запуск. Исследования распространяются также с помощью ссылок, публикация на самом портале — платная услуга. Из результатов доступны только статистические данные по числу проголосовавших за отдельные варианты, представленные в виде гистограмм.

Typeform — ещё один универсальный сервис для создания опросов [5]. Обладает самым гибким конструктором из рассмотренных ранее. Публикация на сайте не предоставляется, распространение опроса только по ссылке. Результаты представлены в виде таблиц данных по каждому участнику, доступных для скачивания. Диаграммы по полученным результатам не строятся.

Однако в сочетании с поставленной проблемой использование упомянутых сервисов порождает ряд неудобств. Связано это с тем, что на универсальных ресурсах-аналогах, если рассматривать проект «Живая история», для каждого текста учебника пришлось бы создавать отдельный опрос, а значит совместно обрабатывать их результаты в рамках этого же ресурса уже не получится.

Таким образом, напрашивается вывод, что ни бумажное анкетирование, ни существующие программные инструменты не способны стать полноценным решением поставленной задачи.

В качестве решения предполагается создание веб-портала «Нейротекст», позволяющего проводить работу с исследованиями на тему когнитивного воздействия текстов и реализующего алгоритм оценки их влияния на основе оригинальной методики [6]. Данный портал позволит проводить в сети Интернет исследования, разделяющиеся на два этапа: до и после ознакомления с предлагаемыми материалами по выбранной тематике. На первом этапе респонденту предоставляется возможность ответить на предложенные вопросы, руководствуясь собственными знаниями и мнением. На втором этапе происходит выдача произвольного текста из базы загруженных автором исследования текстов, разбиение данного текста на абзацы и предоставление пользователю повторяющегося набора вопросов по каждому из абзацев. После ознакомления с предоставленными материалами пользователь отвечает на предлагаемые вопросы, что позволяет оценить степень влияния на него прочитанной информации.

Портал предполагает реализацию следующего функционала:

  1. Предоставление инструментов для создания и проведения исследований в виде электронных форм с последующим сохранением полученных от респондентов данных.
  2. Предоставление инструментов для выгрузки результатов, полученных с помощью бумажного анкетирования.
  3. Вывод результатов статистической обработки полученных данных в виде набора гистограмм и текстовых сводок.

Процесс создания исследования состоит из 4 этапов:

  1. Ввод общей информации по исследованию.
  2. Проектирование структуры исследования.
  3. Ввод служебных настроек.
  4. Предпросмотр полученного результата и публикация.

Интерфейс ввода данных по исследованию представляет из себя комбинацию текстовых полей и списков. В качестве инструмента для проектирования структуры исследования пользователю предоставляется конструктор (рис. 1), позволяющий проводить всю необходимую работу с вопросами и текстами, включающую в себя тщательную настройку параметров вопросов и разбивку текстов на абзацы.

После создания исследования оно становится доступно в списке активных исследований.

конструктор.png

Рис. 1. Проектирование структуры исследования при помощи конструктора.

Каждое исследование имеет следующую структуру:

  1. Экран приветствия. Содержит текст приветствия, задаваемый автором при создании и сводку статистики по исследованию.
  2. Страница с вопросами до прочтения текста (рис. 2).
  3. Страницы с вопросами после прочтения очередного абзаца текста. Число страниц равно числу абзацев.
  4. Страница ввода необязательной информации. Можно оставить свою почту для получения ссылки на результаты исследования, а также оставить такие данные как пол, возраст, место жительства, образование, что позволит собрать дополнительные статистические данные по респондентам.
  5. Страница благодарности. Содержит текст благодарности, задаваемый автором при создании.

исследования.png

Рис. 2. Страница с вопросами до прочтения текста.

Оценка когнитивного воздействия текстов, получаемая на основании собранных и сохранённых в БД данных, тесно связана с их статистическим анализом. Её осуществление берёт на себя программный модуль статистического анализа данных, работающий в тесной интеграции с функционалом портала и реализующий основанный на авторской методике алгоритм, объединяющий совокупности итеративных ответов на вопросы после прочтения каждого из абзацев одного из текстов, после чего складывающий их в единую картину.

Так, по окончании исследования связанные с ним статистические данные становятся доступны для ознакомления в соответствующем разделе (рис. 3). В нем можно ознакомиться с результатами исследования по всем вопросам, разбитым по их типам, как до, так и после прочтения одного из заданных текстов.

dsfsd.png

Рис. 3. Страница со статистикой по исследованию

Не стоит забывать, что не для всех предложенный вариант онлайн-анкетирования является оптимальным: некоторые потенциальные респонденты могут не иметь доступа к сети Интернет, либо достаточных навыков для работы с ним. Поэтому для создания наилучшего решения необходимо предусмотреть и классический вариант с бумажным анкетированием, имеющим ту же структуру, что и онлайн-исследования на веб-портале «НейроТекст». Для работы с ними предполагается разработать программный модуль обработки данных, позволяющий распознавать и считывать результаты с бумажных анкет путем их сканирования и дальнейшего разбора полученных данных. Разработка подобного программного модуля позволит уменьшить трудозатраты при проведении исследований путём автоматизации процесса ввода данных с бумажных анкет.

Для проведения исследования «Причины Второй мировой войны» посредством бумажных анкет пользователю необходимо зарегистрироваться на веб-портале «НейроТекст» и воспользоваться предложенной анкетой для данного исследования (рис. 4)

Рис. 4. Страница для распечатывания анкеты

Для обработки анкет и выявления итогового результата, необходимо для начала отсканировать анкеты прошедшие исследование в формате.jpeg, после чего загрузить анкеты в заархивированном файле формата.zip на портал.

После загрузки zip файла будут выполнены следующие действия:

  1. Распаковка файла формата.zip;
  2. Обработка поступивших анкет для выявления итогового результата;
  3. Сохранение итогового результата для дальнейшего статистического анализа (рис. 5)

Данное программное решение построено на базе CMS 1С-Битрикс и написано с использованием следующих языков: HTML, CSS, JavaScript, PHP.

Данная работа может быть интересна широкому кругу лиц, профессионально связанных с вопросами эффективного донесения информации до аудитории: историкам, маркетологам, представителям СМИ и т. д. Данный веб-портал позволит нивелировать большую часть связанных с любыми такого рода проектами организационных сложностей, предоставив комфортные условия и интерфейс как людям, ответственным за проведение исследований, так и респондентам, которые получат возможность вносить вклад в общее дело, не выходя из дома.

Рис. 5. Пример отсканированной анкеты.

Литература:

  1. Причины Второй Мировой войны. URL: http://glavkonstruktor.ru/news/prichiny-vtoroy-mirovoy-voyny
  2. VirtualExS. URL: http://virtualexs.ru/
  3. Survey Monkey. URL: https://www.surveymonkey.ru/
  4. Testograf. URL: https://www.testograf.ru/ru/
  5. Typeform. URL: https://www.typeform.com
  6. Причины Войны: исследовательский отчёт. URL: http://glavkonstruktor.ru/upload/docs/broshyura_30.pdf

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle