Библиографическое описание:

Персикова Е. Н., Кутрань О. Н. Развитие пространственного ориентирования и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью нестандартного оборудования // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1507-1514.



Как известно, до 90 % информации человек воспринимает с помощью зрения. Оно играет огромную роль не только в развитии собственно зрительных восприятий, но и в развитии пространственных представлений (пространственная ориентировка, двигательная сфера), поскольку движения развиваются под зрительным контролем [1. С.75]

Ориентировка в пространстве является одной из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Успешность интеграции человека со зрительной патологией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в быту, на улицах города, в общественных местах. Между тем, недостатки в развитии пространственной ориентировки, имеющиеся у детей с нарушением зрения, в дальнейшем могут повлиять на их самостоятельность и активность во всех сферах жизни. Элементарные знания о пространстве, навыки ориентировки необходимы для успешного обучения детей в школе (умение ориентироваться в здании школы, следовать инструкции учителя, работы в тетрадях и др.).

Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного отношения предметов.

Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, осязания, обоняния, вкуса).

Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства.

Наиболее успешно освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве осуществляется в дидактических играх и упражнениях.

На решение этой задачи направлены дидактические игры и упражнения, в которых дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы [4. С.132]

НЕСТАНДАРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

«Развивающий коврик»

Развивающий коврик изготовлен из тафты размер 200*150, нейтральные цвета, окантовка у коврика обшита яркой лентой, для зрительного ориентирования ребенка с нарушением зрения. Геометрические фигуры разнообразны, по контуру тесьма. С двух сторон вставлен шнур для использования развивающего коврика в горизонтальном положении, а также коврик можно использовать в вертикальном положении, и на весу.

D:\Публикация\Фото к статье\Рис.1.JPG

Игры и занятия с использованием «Развивающего коврика» способствует решению коррекционно-развивающих задач:

‒ Ориентировка в макро и микро пространстве.

‒ Закрепление цветовосприятия;

‒ Выработка бинокулярного зрения и фиксации взора;

‒ Развитие прослеживающих функций глаза;

‒ Развитие сенсорных и моторных функций, физических качеств (скорости, гибкости, выносливости, координации движения)

‒ Обучение детей работать согласованно, в команде;

‒ Способствовать формированию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.

‒ Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремиться прийти на помощь друг к другу.

‒ Сформировать интерес у детей к процессу движения с использованием нестандартного оборудования.

Игры сиспользованием «развивающего коврика»

Игра «Попади вцель»

Цель игры: обучение метанию мяча, развитие точности движений, глазомера, фиксация взора, ориентировка в микро пространстве. Сформировать интерес у детей к процессу движения с использованием нестандартного оборудования.

Ход игры:Развивающий коврик находится в вертикальном положении. Дети с мячами для метания располагаются перед развивающим ковриком по одному на определенном для каждого расстоянии (в зависимости от остроты зрения). Дети по очереди подходят к линии, берут мячи и бросают их, стараясь попасть в цель. Броски чередуют правой и левой рукой. Обговаривается цель, в которой нужно попасть (геометрическая фигура).

Для развития логического мышления можно обозначить цель (это фигура, не четырехугольная, не круглая и т. д.). По команде: — Один, два, три в цель попади!

D:\Публикация\Фото к статье\Рис.2.JPG

Игра «Эстафета»

Цель игры: Развитие сенсорных и моторных функций, физических качеств (Скорость, выносливость, координация движения). Ориентировка в макро пространстве. Учить детей работать согласованно, в команде. Сформировать интерес у детей к процессу движения с использованием нестандартного оборудования.

Ход игры: Развивающий коврик находится в вертикальном положении. Каждому ребенку на грудь прикрепляется геометрическая фигура, которая находится на развивающем коврике. Дети строятся в команды у каждой команды ведро с прищепками. Каждый ребенок берет прищепку. Педагог задает задание, дети по команде начинают его выполнять.

D:\Публикация\Фото к статье\Рис.3.JPG

Игра «На четвереньках»

D:\Публикация\Фото к статье\Рис.4.JPG

Игра «На носочках»

D:\Публикация\Фото к статье\Рис.5.JPG

Ползание «по-пластунски»

D:\Публикация\Фото к статье\Рис.6.JPG

«На фитболах»

D:\Публикация\Фото к статье\Рис.7.JPG

«Прыжки через мягкие модули»

Геометрические фигуры находятся возле развивающего коврика, ребенок должен добежать до коврика, взять геометрическую фигуру, найти ее на коврике и прикрепить.

D:\Публикация\Фото к статье\Рис.8.JPG

Игра «Будь Внимательным»

Цель игры:Ориентировка в макро и микро пространстве, выработка бинокулярного зрения и фиксации взора, развитие физических качеств (Скорость, гибкость, выносливость, координация движения). Способствовать формированию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности. Сформировать интерес у детей к процессу движения с использованием нестандартного оборудования.

Ход игры: Развивающий коврик находится в горизонтальном положении. Дети встают врассыпную возле коврика, не наступая на него. Пока музыка играет, дети танцуют, бегают, прыгают и т. д. Как только музыка перестает играть, дети должны кто быстрее встать на геометрическую фигуру, которая находится на коврике.

Усложнение игры: Детям на грудь прикрепляется геометрическая фигура, ребенок должен встать в определенную фигуру.

D:\Публикация\Фото к статье\рис.9.jpg

Игра «Салют»

Цель игры: Закрепление цветовосприятия, ориентировка в макро и микро пространстве, выработка бинокулярного зрения и фиксации взора. Сформировать интерес у детей к процессу движения с использованием нестандартного оборудования. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремиться прийти на помощь друг к другу.

Ход игры: Развивающий коврик находится на весу. В середину коврика высыпается большое количество мячей разных цветов. По команде педагога дети подбрасывают коврик с мячами вверх и должны удержать мячи на коврике. Педагог спрашивает у детей, какого цвета мячи.

D:\Публикация\Фото к статье\Рис.10.JPG

D:\Публикация\Фото к статье\Рис.11.JPG

Игра «Закати мяч»

Цель игры:Ориентировка в макро и микро пространстве, выработка бинокулярного зрения и фиксации взора, развитие глазодвигательных функций глаз. Сформировать интерес у детей к процессу движения с использованием нестандартного оборудования. Обучение детей работать согласованно, в команде. Развитие сенсорных и моторных функций.

Ход игры: Развивающий коврик находится на весу. На коврике лежит мяч, дети перекатывают друг другу мяч, поднимая поочередно разные стороны коврика, проговаривая рифмовку:

Ты катись веселый мячик,

быстро, быстро по рукам.

Ну а кто уронит мячик,

тот исполнит что-то нам.

Кто роняет мяч, исполняет какое-то задание.

Усложнение игры: Дети должны закатить мяч в определенную геометрическую фигуру.

D:\Публикация\Фото к статье\Рис.12.JPG

У детей с нарушением зрения большие трудности вызывает ориентация в пространстве, поэтому с ними может проводить всю вышеописанную работу учитель-дефектолог (тифлопедагог) в ДОУ. Он обеспечивает проведение специальных коррекционных занятий, направленных на развитие зрительного восприятия и ориентировки у детей, имеющих нарушения зрения. А также имеет своей целью предупреждение и преодоление у детей нарушений в физическом развитии и двигательной сфере. При этом коррекционно-развивающая направленность такого содержания работы заключается в том, чтобы максимально создать ребенку условия для овладения разными видами движений, зрительно-двигательными образами и ориентировочной деятельностью в пространстве [5. С.37].

Литература:

  1. Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
  2. Двигательная активность детей с косоглазием и амблиопией на занятиях тифлопедагога. Под ред. Мишина М.А, Козловой Е. В. / Научно-методический журнал «Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе». — 2001.- № 2
  3. Игры с мячом на воздухе в дошкольном учреждении. Под ред. Мишина М.А, Козловой Е. В. / Научно-методический журнал «Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе». — 2004. — № 5
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л. И. Плаксиной. — М: Издательство «Экзамен»,2003.
  5. Сековец Л. С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения. М.: Школьная пресса, 2008.
  6. Новые подходы в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения / Горький, 1989.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle