Библиографическое описание:

Кучумова Е. В. Формирование исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1472-1474.



В статье рассматривается проблема изучения исследовательских умений у учащихся начальных классов и способы их формирования во внеурочной деятельности. Рассмотрены педагогические условия формирования исследовательских умений, проведена опытно-экспериментальная работа, которая показала эффективность данных условий.

Ключевые слова: умения, исследовательские умения, познавательная активность, мыслительные операции.

Каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире.

Долгое время нас приучали к тому, что обучение ребенка должно строиться на послушании, повторении и подражании. Методы самостоятельного поиска истины, базирующиеся на анализе и синтезе различных точек зрения, собственных наблюдениях и экспериментах, практически полностью исключались. Новое время диктует новые задачи, заставляет на деле переходить от призывов к развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка к реальным действиям. Одним из самых действенных шагов в этом направлении является активное использование исследовательских методов в образовании [6].

Проблемам изучения исследовательских умений младших школьников посвящено сегодня достаточно много исследований, их анализ позволяет нам сделать вывод, что исследовательские умения младших школьников включают в себя творческую деятельность, направленную на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Они обеспечивают условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, являются средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяют формировать предметные и общие умения [5]. В контексте нашего исследования будем придерживаться следующего определения: исследовательские умения Л. В. Занков понимает как стремление учащихся к познавательной активности, способности сравнивать, анализировать, самостоятельно решать поставленные перед ними задачи [4].

При анализе психолого-педагогической литературы обнаруживаются противоречия:

– между необходимостью развития интеллектуальной и творческой личности и недостаточностью сформированности исследовательских умений у учащихся начальных классов;

– между необходимостью формирования исследовательских умений и недостаточностью средств, используемых в практике современной школы.

Выше изложенное позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости обращения к поиску педагогических условий способствующих формированию исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности.

Исследование строилось на предположении о том, что к педагогическим условиям, способствующим формированию исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности, правомерно отнести:

– включение младших школьников в выполнение исследовательских проектов, КТД;

– проведение игр, викторин познавательной направленности.

Исследовательский проект — метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и её практическом достижении. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности. Коллективное творческое дело предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. В процессе КТД учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими.

При формировании исследовательских умений использовались следующие познавательные игры: игры -конкурсы, игры-путешествия, игры читателей, почемучкины игры и игры-обзоры (игры истории).

С целью проверки эффективности выявленных условий нами была организована опытно-экспериментальная работа. Исследование проводилосьна базе школы МБОУ СОШ № 1 г. Ишима. В эксперименте участвовало 26 учеников 1 класса. Учащиеся были разделены на две группы контрольную и экспериментальную. Численность каждой группы составило 13 человек. Опытно-экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Для проведения констатирующего этапа эксперимента нам необходимо было выделить критерии и показатели уровня исследовательских умений детей младшего школьного возраста (таблица 1).

Таблица 1

Критерии ипоказатели уровня исследовательских умений детей младшего школьного возраста

Критерии

Показатели

Методики

Способность к самостоятельности

Умение самостоятельно работать с источниками информации, искать способы решения поставленных задач.

Методика «Нерешаемая задача»

Познавательная активность

Умение выявлять смысл изучаемого содержания, стремление познать связи между явлениями и процессами, овладение способами применения знаний в измененных условиях

Методика познавательной активности Ч. Д. Спилбергера

Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение)

Овладение умениями анализа, синтеза, сравнения.

Методика «Сравнение понятий»

На основе выделенных критериев и показателей были определены уровни развития исследовательских умений:

Для высокого уровня исследовательских умений характерны: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Учащийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.

Средний уровень исследовательских умений характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.

Для низкого уровня характерно: низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. Только под руководством учителя.

Результаты констатирующего этапа работы по определению уровня сформированности исследовательских умений учащихся начальных классов показали:

В экспериментальной группе 52 % человек демонстрируют низкий уровень исследовательских умений учащихся начальных классов, а в контрольной группе 45 %.Это характеризует низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности.

45 % (экспериментальная группа), 52 % (контрольная группа) — средний уровень самоэффективности: появление внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями.

У 3 % экспериментальная и контрольная группа — высокий уровень уровня исследовательских умений характерны: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно исследование. Учащиеся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации).

Таким образом, анализируя полученные результаты по методикам, определяющим уровень развития самостоятельности учащихся, познавательной активности и усвоения процессов анализа, синтеза, сравнения, можно сделать вывод о том, что у младших школьников преобладающим является средний и низкий уровень сформированности исследовательских умений.

Это характеризует низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Ученики редко проявляют инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывают идей, предложений, предположений по работе.

Проанализировав данные, полученные в результате исследования, на формирующем этапе мы разработали и реализовали педагогические условия, способствующие формированию исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности.

Контрольный эксперимент показал следующие результаты: 40 % — высокий уровень исследовательских умений, 60 % — средний уровень. Это значит, что учащиеся обладают устойчивыми внутренними и внешними мотивами к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Учащийся демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.

Таким образом, цель нашего исследования достигнута. Итоги опытно-экспериментального исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу.

Результаты исследования направлены на совершенствование деятельности педагога в аспекте проблемы формирования исследовательских умений учащихся начальных классов.

Литература:

  1. Ведерникова Л. В. Формирование социальной позиции педагога как механизма профилактики виктимности воспитанников [Текст] /Л. В. Ведерникова, О. Г. Бырдина, О. А. Поворознюк //Педагогическое образование и наука.- 2014. — № — № 3. — С. 52–55.
  2. Веселкова О. А. Педагогические условия актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников: Дисс. … канд. пед. наук. Омск, 2000.
  3. Зимняя, И. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности [Текст]/ И. А. Зимняя. — Ижевск: ИЦПКПС, 2001.- 34 с.
  4. Л. В. Занков. Обучение младшего школьника [Текст]/ Д. Б. Эльконин. — М.: Знания, 2004.- 64 с.
  5. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]/ А. И. Савенков. — Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.- 128 с.
  6. Сластенин, В. А. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / В. А. Сластенин. — М.: «Ось-89", 2006. — 164 с.
  7. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст] / И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. — 2003. — № 6. — С. 24–29.
  8. Шумаков, Н. Б. Развитие исследовательских умений личности [Текст]/ Н. Б. Шумаков. — М.: Просвещение, 2011. — 157 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle