Библиографическое описание:

Ерошкин А. К. Система управления муниципальной собственностью в РФ // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 733-736.



Важной задачей органов местной власти является управление объектами муниципальной собственности, включающей местные финансы, муниципальное имущество, муниципальные предприятия и учреждения, муниципальные земли и другие природные ресурсы. Понятие «управления муниципальной собственностью» является новым для теории и практики экономики России, возникшим в ходе реформирования форм и отношений собственности в 90-х г. г. прошлого века. В этой связи предпринята попытка ответить на вопрос: «Что же представляет собой управление муниципальной собственностью?».

«Управление муниципальной собственностью базируется как на общих постулатах теории управления, так и на специфических особенностях, связанных с осуществлением управления в пределах, установленных федеральным законодательством. Определена группа лиц, в интересах которой осуществляется управление муниципальной собственностью — население муниципального образования. Основными программными целями управления муниципальной собственностью являются:

 обеспечение экономической основы местного самоуправления;

 повышение эффективности управления муниципальной собственностью на основе оптимизации ее структуры, создания целостной системы управления;

 получение дополнительных доходов в местный бюджет;

 повышение конкурентоспособности муниципального образования для привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест, развития городской инфраструктуры».

Следовательно, цель управления муниципальной собственностью во многом зависит от стратегической цели и приоритетов общегородского развития. В качестве примера можно привести главную стратегическую цель г. Сургута — обеспечить достаточно высокое и устойчиво повышающееся качество жизни для нынешних и будущих поколений горожан. Качество жизни определяется и оценивается совокупностью показателей, характеризующих уровень развития и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей населения. Выше изложенное позволяет определить в качестве главной цели управления муниципальной собственностью — удовлетворение интересов и потребностей местного населения.

Можно классифицировать процесс управления муниципальной собственностью по основным направлениям управленческого воздействия: формирование, использование, учет, обеспечение сохранности и воспроизводства.

Управление муниципальной собственностью — есть деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение интересов и потребностей населения муниципального образования, осуществляемая в определенных федеральным законодательством формах и пределах, посредством формирования, эффективного использования, обеспечения учета, сохранности и воспроизводства муниципальной собственности.

Подобная формулировка предполагает разработку и реализацию программ управления собственностью муниципальных образований. Обобщая отечественный и зарубежный опыт в сфере муниципального управления, можно определить основные направления реализации таких программ:

 проведение анализа существующей системы управления муниципальной собственностью и основных результатов ее использования на территории муниципального образования;

 установление цели, задач, основных принципов и направлений развития системы управления муниципальной собственностью на территории муниципального образования;

 определение способов, методов и особенностей управления отдельными видами собственности муниципального образования;

 реализация прямых методов регулирования инвестиционной деятельности, к которым можно отнести бюджетное финансирование производственной и социальной сферы; разработку целевых муниципальных программ, механизмов инвестирования отдельных перспективных проектов; проведение инвестиционных конкурсов;

 реализация косвенных методов регулирования инвестиционной деятельности, в числе которых использование инвестиционных налоговых кредитов, долгосрочного кредитования, ипотеки, лизинга; содействие созданию финансово-промышленных групп; предоставление государственных гарантий;

 развитие фондового рынка корпоративных ценных бумаг;

 установление направлений движения собственности, в т. ч. осуществление приватизации, национализации, передачи собственности с одного уровня управления на другой (федеральный, региональный, муниципальный);

 демонополизация и развитие конкурентной среды, включая прямое воздействие на монополистов, меры по формированию конкуренции и развитию рынка товаров и услуг;

 совершенствование механизма санации, внешнего управления, банкротства, в т. ч. уточнение критериев несостоятельности;

 учет и контроль муниципальной собственности;

 информатизация процесса управления муниципальной собственностью;

 прогнозирование доходов и расходов, связанных с управлением муниципальной собственностью;

 расчет предполагаемого увеличения или уменьшения размера муниципального долга и разработка возможных мер по его погашению;

 определение перечня нормативных актов, принятие которых необходимо для реализации программы.

В зависимости от размеров муниципального образования, его экономических и социальных характеристик объем, структура и содержание программы могут меняться.

Органы местного самоуправления муниципального образования управляют муниципальной собственностью самостоятельно. Однако это обстоятельство не делает их собственником. В соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» право собственности принадлежит муниципальному образованию.

Население владеет муниципальной собственностью, передавая право распоряжения и пользования в части издания нормативных актов исключительно представительному органу местного самоуправления, который действует от имени всего населения муниципального образования. Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является его исключительной компетенцией. Исполнительный орган в пределах своей компетенции управляет объектами муниципальной собственности. Такой подход позволяет избежать противоречий между представительными и исполнительными органами власти по этому вопросу.

В настоящее время в ряде субъектов РФ приняты законы о местном референдуме, которые позволяют сообществу граждан муниципального образования непосредственно осуществлять процесс управления муниципальной собственностью.

Субъектами, приобретающими и осуществляющими от имени города имущественные права и обязанности, являются органы местного самоуправления города — муниципальный Совет и городская администрация.

Муниципальный Совет по представлению городской администрации утверждает положение об органах, осуществляющих управление и распоряжение муниципальной собственностью, либо правовыми нормативными актами наделяет этими полномочиями существующие органы в дополнении к их компетенции, установленной законодательством.

В соответствии с распределением компетенции муниципальный Совет:

 устанавливает полномочия органов по управлению муниципальной собственностью;

 устанавливает порядок управления объектами, отнесения имущества к муниципальной казне города, а также порядок его использования;

 устанавливает перечень объектов муниципальной собственности города, не подлежащих отчуждению, и максимальный размер стоимости сделок с имуществом, заключаемых городской администрацией и ее органами без согласия муниципального Совета;

 устанавливает порядок и определяет условия приватизации объектов муниципальной собственности города, утверждает программу приватизации;

 распоряжается имуществом, закрепленным за муниципальным Советом;

 осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством и в пределах своей компетенции.

Городская администрация в пределах своей компетенции вправе:

 передавать находящиеся в муниципальной собственности объекты во владение и пользование в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и правовыми актами муниципального Совета;

 распоряжаться средствами местного бюджета, внебюджетными и валютными фондами;

 устанавливать по согласованию с муниципальным Советом ограничения по перепрофилированию муниципальных предприятий, а также по изменению ассортимента выпускаемой ими продукции;

 требовать от соответствующих органов передачи или продажи в муниципальную собственность предприятий, их структурных подразделений, а также иного имущества, находящегося в государственной собственности, если они имеют особо важное значение для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения данной территории, функционирования ее хозяйственного комплекса;

 получать полную компенсацию за причиненный ущерб в случае отчуждения в государственную собственность объектов муниципальной собственности;

 передавать право управления отдельными объектами муниципальной собственности другим органам местного самоуправления.

Правами по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью в порядке, установленном правовыми нормативными актами органов местного самоуправления города, изданными в пределах их компетенции, наделяются следующие исполнительные органы, выполняющие функции уполномоченных органов по управлению муниципальной собственностью города:

1) городской комитет по управлению имуществом является уполномоченным органом, осуществляющим управление объектами муниципальной собственности;

2) финансовое управление города является уполномоченным органом по управлению средствами городского бюджета;

3) фонд имущества города является уполномоченным органом, осуществляющим функции собственника в отношении организаций, имеющих в своем составе долю муниципальной собственности, владения пакетами акций, находящихся в муниципальной собственности, заключение сделок по отчуждению объектов муниципальной собственности и приобретению в муниципальную собственность;

4) иные органы городской администрации, наделяемые в установленном порядке правами уполномоченных органов по управлению муниципальной собственностью.

В установленном порядке уполномоченные органы по управлению муниципальной собственностью осуществляют иные функции в соответствии с законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления города, а также могут передавать отдельные полномочия по управлению имуществом иным юридическим и физическим лицам.

Перечень органов управления и распоряжения муниципальной собственностью закрепляется в схеме управления городом, структуре городской администрации.

Одним из принципов управления собственностью является принцип разграничения полномочий между субъектами управления таким образом, чтобы они были соразмерны поставленным перед ними целям и задачам.

Полномочия местных администраций по управлению муниципальной собственностью, составляющей финансово-экономическую основу местного самоуправления, можно разделить на несколько групп: общие полномочия; полномочия в сфере управления финансовыми ресурсами; в сфере управления природными ресурсами, в том числе земельными участками, а также в сфере управления объектами культурного достояния.

Полномочия местных администраций и их глав реализуются путем издания соответствующих правовых актов — постановлений и распоряжений, причем в местном законодательстве устанавливается перечень полномочий, которые не могут передаваться другим органам.

Компетенция местного самоуправления собственности складывается из полномочий, необходимых для функционирования местного самоуправленияпо реализации предметов собственного ведения в сфере жизнедеятельности населения, проживающего на территории муниципального образования, на которую распространяется их юрисдикция.

Сопоставляя предметы ведения местного самоуправления, связанные с использованием собственности, можно выделить следующие направления деятельности муниципалитетов, в той или иной мере реализующих функцию управления в сфере собственности. В их числе:

 организация содержания муниципальных учреждений образования и здравоохранения; жилищного фонда; муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации; муниципальной информационной службы и архивов, противопожарной службы и ритуальных услуг, организация благоустройства;

 создание условий для жилищного и социально-культурного строительства; для деятельности средств массовой информации; проведения зрелищных мероприятий; развития физической культуры и спорта; в целях обеспечения населения услугами транспорта, связи, торговли, общественного питания;

 участие в регулировании охраны окружающей среды; использовании водных объектов и общераспространенных полезных ископаемых, застройке населенных пунктов и в контроле за использованием земли.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Муниципалитеты вправе принимать по решению субъектов Российской Федерации к своему рассмотрению и другие вопросы, в том числе и в сфере использования собственности.

Литература:

  1. Игнатов В. Г., Рудова В. В. Местное самоуправление. 2_е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д., 2003.;
  2. Мулагаева З. З. Способы эффективного управления муниципальной собственностью // Имущественные отношения в Российской Федерации 2010 г., № 9 С.;
  3. Овсянников С., Журик Т. Некоторые проблемы правового регулирования эффективности управления муниципальной собственностью в субъекте Российской Федерации // Муниципальная экономика. 2007. № 1.;
  4. Пескова. А. Публично-правовые способы возникновения права муниципальной собственности: особенности осуществления // Журн. Муниципальная экономика — 2012 — № 1(49) — с.48–54;
  5. Шокотько М. А. Основные проблемы определения правового режима имущества находящегося в муниципальной собственности // Административное и муниципальное право, 2008 г., № 3.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle