Библиографическое описание:

Горбунова О. Ю., Сизова Л. Н. Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые и множественные отклонения и нарушения в развитии, проживающими в условиях Центра содействия семейному воспитанию // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1435-1437.



Наша работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями и перед нами задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечивающих ориентировку в окружающем мире.

Приоритеты современного общества требуют большого внимания к личности ребенка с ограниченными возможностями. Проблема социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития является одной из главных в сфере государственной политики.

Актуальной является и разработка новых организационных форм работы, позволяющих оптимизировать пути и способы взаимодействия детей с ОВЗ с окружающим миром.

Мы работаем длительное время в Центре содействия и семейному воспитанию, и накопили опыт сотрудничества со всеми детьми. В настоящее время, работаем с детьми имеющими тяжелыми и множественные нарушения развития (самая тяжелая категория детей, проживающих в условиях ЦССВ).

Данная категория детей до недавнего времени, к сожалению, была меньше всего охвачена специалистами. В первую очередь, нам необходимо было трансформировать свой опыт для работы именно с этими детьми.

Дети, о которых идет речь, имеют основной диагноз и сочетанные нарушения. В двигательном развитии чаще всего не передвигаются, занимают вынужденное положение тела полусидя, в силу заболевания опорно-двигательной системы. Возможны только совместные действия со взрослым; характерны грубые нарушения зрительно-двигательной координации. Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи, даже при многократном жестовом и мимическом повторении. В основном, эти дети пассивны в принятии предлагаемого задания, инструкцию не понимают, не удерживают внимание при выполнении заданий; у них не сформированы регуляторные механизмы. Они не понимают простейшие ситуации, с большим трудом формируется опыт. Они не ориентируются в окружающем. Эмоции детей примитивны.

Как правило, основной формой организации педагогической- коррекционной работы являются индивидуальные — коррекционные занятия.

Безусловно, все занятия строятся с учетом особенностей структуры дефекта каждого ребенка. Но дети, имеющие тяжелые и множественные нарушения развития, часто не могут выдержать, даже в рамках одного занятия (в силу основного диагноза и сочетанных нарушений). Поэтому, в своей работе мы применяем такие технологии, как: динамическая пауза, релаксация, пальчиковая гимнастика, корригирующая гимнастика, игра терапия, массаж, арт терапия, технология музыкального воздействия, сказка терапия, психа гимнастика, технология воздействия цветом, а также используем различные формы организации занятий: комплексные занятия разных специалистов, межгрупповые развлекательные и досуговые мероприятия, тематические ландшафтные экскурсии, игры на свежем воздухе, спортивно- досуговые мероприятия, театрализованные репризы. Занятия проходят в различных специализированно-оборудованных помещениях: учебный класс, спортивный зал, музыкальный зал, зал лечебно-физкультурный зал, сенсорная комната, игровая зона в группе, спортивно-развлекательный игровой комплекс с горками и сухим бассейном, а также на улице.

Наша работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями и перед нами задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечивающих ориентировку в окружающем мире. Поэтому сначала формируем представление ребенка о самом себе, затем учимся ориентироваться в ближайшем окружающем пространстве. Безусловно, обогащаем опыт взаимодействия с взрослым.

Темы, подобранные нами для занятий соответствуют возможностям и опыту детей. Каждую тему мы прорабатываем в различных ситуациях: на занятии, в режимных моментах, досугах, в быту, и на улице. Ребенку легче воспринимать и усваивать необходимый объем информации, переключаясь с одного вида деятельности на другой, поэтому мы берем задания из разных областей (сенсорное развитие, развитие моторных навыков, окружающий мир, предметно-практическая деятельность).

Формирование представления о себе: показываем отражение в зеркале, обязательно комментируя. Показываем части тела ребенка, куклы, педагога, дотрагиваясь до них и проговаривая разные стихи — потеши, формируем умение откликаться на свое имя (поворачивать голову, жестами, мимикой, показывать на себя рукой, для некоторых глазками). Формируем интерес к взрослому посредством игр (ладушки, ку-ку, кто спрятался, идет коза рогатая).

Работа с данной категорией детей требует постоянного педагогического поиска, гибкости, самосовершенствования, профессионального обучения, а самое главное в нашей работе — терпение и любовь.

Правильно подобранная коррекционно-развивающая и реабилитационная работа — залог нашей успешной работы!

Хотим поделиться опытом работы на примере конспекта занятия.

Тема: Утро.

Цель: формировать элементарное представление о времени суток.

Задачи:Коррекционно-образовательные:

‒ Формировать интерес к совместным действиям.

‒ Создать условия для формирования представлений об утре.

‒ Расширять пассивный словарь по теме.

Коррекционно-развивающие:

‒ Развивать зрительное и слуховое восприятие.

‒ Развивать тактильную чувствительность.

‒ Стимулировать визуальный и тактильный контакт.

‒ Развивать вкусовые ощущения.

‒ Стимулировать обонятельный анализатор новыми сенсорными впечатлениями (запахами).

Воспитательные:

‒ Устанавливать эмоциональный контакт.

‒ Формировать эмоциональный отклик на музыку, чувство ритма.

Ход занятия:

(Занятие начинается с песенки «Утро начинается»)

Здравствуйте, ребята! Доброе утро! Давайте вдохнем аромат свежего утра (ароматические масла). Появилось солнышко, становится светло и тепло.

Ритмичная игра.

Солнышко, солнышко (беремся за руки, тянемся вверх)

Золотое донышко (опускаем руки вниз)

Гори, гори ясно (поднимаем руки вверх, раскачиваемся)

Чтобы не погасло.

Побежал в лесу ручей (руками показываем волны)

Прилетели сто грачей (соединяем руки и машем ими, как крылышками)

А сугробы тают, тают (каждый медленно тянется до пола)

А цветочки подрастают (каждый медленно тянется до пола).

Запели птички. Послушайте, как они звонко поют (звукозапись). Спойте вместе с птичками: «Тиу-тиу, пиу-пиу».

Рассматривание картинок (дети просыпаются, потягиваются, одеваются, умываются и чистят зубы, делают зарядку, завтракают).

Мы проснулись, давайте потянемся! (Выполнение движений спроговариванием):

Потягунюшки, потягунюшки, порастюнюшки, порастюнюшки,

Поперек мы потолстюнюшки, глазоньками поглядюнюшки,

Ушеньками послышунюшки, рученьками похватюнюшки,

Ноженьками потопунюшки, в ротик говорок-говорок,

А в головку-разумок, разумок.

А теперь умоемся:

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Одеваемся:

Мы на пухлые ручонки,

Одеваем рубашонку.

Повторяй за мной слова:

Ручка — раз, ручка — два!

Застегнем застежки

На твоей одежке:

Пуговки и кнопочки,

Разные заклепочки.

На наших ребятишек

Оденем мы штанишки:

Повторяй за мной слова:

Ножка — раз, ножка — два!

А теперь на ножки -

носочки и сапожки!

(вариант для лета:Обуваем ножки,

Бегать по дорожке!)

Повторяй за мной слова:

Ножка — раз, ножка — два!

Хоть устали одеваться,

Но не будем возмущаться!

Что осталось — голова?

Вот и шапочка — раз, два!

А теперь пора завтракать! (учим пить из чашки.)

Телесно-ориентированная методика.

Ранее утро согрело нас ласковым солнышком. Лучики согрели головку, личико, ручки. Вдалеке запели птички, послушаем их. Еще раз вдохнем аромат утра и расслабимся. Потихоньку покрутим головкой по сторонам, разомнем плечики, кисти рук, похлопаем ими по ножками, и в ладошки. С добрым утром, … (называем имя ребенка).

Утро — прекрасное время для игр и прогулок. Дети проснулись, подкрепились, полны сил. А впереди столько времени — можно многое успеть.

Литература:

1. Маллер А. Р. Помощь детям с недостатками развития. М.: АРКТИ,2006.

2. Маллер А. Р. Социализация детей с выраженной умственной недостаточностью Москва, АПКиППРО, 2008г;

3. Маленькие ступеньки. Книга 5 Навыки тонкой моторики. Программа ранней педагогической помощи с отклонениями в развитии Университет Маккуэри, Сидней.1989Программа рекомендована Министерством Образования РФ и Европейской Ассоциацией Даун Синдром.

4. Маленькие ступеньки. Книга 3,6,8. Программа ранней педагогической помощи с отклонениями в развитии Университет Маккуэри, Сидней.1989

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle