Библиографическое описание:

Ануфриев А. А. Городское планирование как система организации устойчивого развития городов // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 260-264.



На сегодняшний день городское планирование рассматривается как система осознанной совместной деятельности, которая связана с созданием или изменением облика малых и больших городов, городских районов или более обширной территории. Кроме того, городское планирование напрямую связано с реализацией приоритетных результатов таких видов деятельности, которые касаются инвестирования в развитие территории, финансирования развития основной инфраструктуры, принятие природоохранных мер, внедрение принципов регулирования землепользования.

Согласно прежним взглядам, городское планирование подразумевало создание планировочной структуры территории с целью установления контроля над использованием земли.

В центре деятельности городского планирования стоит проблематика организации территориального пространства, т. е. создание условий для взаимодействия между различными организациями и сообществами городских районов. Сегодня планирование рассматривается как стратегическая, а не комплексная деятельность, что означает избирательный подход и особо пристальное внимание к существующим проблемам, своевременное решение которых окажет положительное влияние на дальнейшую судьбу территории.

Важно отметить, что система планирования ставит на первый план развитие по принципу из прошлого в будущее, т. е. предполагает возможность выбора в настоящее время соответствующих мер с позиции их возможного влияния на формирование социальных и территориальных отношений в будущем. Такой подход подразумевает создание проектных концепций на несколько поколений вперед, особенно, что касается инвестирования в объекты инфраструктуры, а также рационального использования природных ресурсов, что, в конечном итоге, определяет качество жизни человека.

Вектор планирования должен быть направлен на развитие компактной городской застройки так, чтобы соответствовать условиям конкретной ситуации. Однако, на сегодняшний день существует тенденция, что будущее строительство будет развиваться в направлении дальнейшего разрастания городских окраин. Чтобы процесс планирования была эффективным, необходимо искать возможные пути управления этим процессом, обеспечивая всестороннюю поддержку и укрепление общей системы городского планирования.

Кроме того, важным критерием является расширение возможностей экономической деятельности и создание источников дохода для малоимущих слоев населения, совершенствование инфраструктуры, предоставление услуг и организация социально-бытового обслуживания [1, 5].

Цели планирования и методы их достижения формируются в условиях конкретной ситуации, в которой осуществляется городское управление [5, с.33]. Здесь находит свое отражение позиция общественности в отношении следующих вопросов: развитие городских районов; распределение материальных благ, и каким должно оставаться соотношение между правами человека и интересами общества.

Иногда область городского планирования рассматривают как мероприятие, позволяющее решать многие важные проблемы городов и поселений, а иногда как излишнее вмешательство государственных структур в рыночную деятельность [5]. В последнее время бытует мнение, что система городского планирования в развивающихся странах является причиной многих городских проблем, устанавливая нереальные нормативы и ограничения, что стимулирует рост городской нищеты и неблагополучия в социальной сфере.

В будущем городское планирование необходимо осуществлять с учетом факторов, которые влияют на социальные и территориально-пространственные проблемы городов. В силу этого, необходимо решить ряд целевых задач, от которых зависит устойчивое развитие городских структур и поселений:

‒ свертывание процесса разрастания городов и развитие компактного городского строительства с обеспечением транспортной инфраструктуры;

‒ сохранение и рациональное использование невозобновляемых ресурсов;

‒ принятие мер по предотвращению истощения возобновляемых ресурсов;

‒ утилизация и переработка отходов производства с применением технологий, которые не наносят ущерба окружающей среде;

‒ принятие мер по сокращению потребления электроэнергии и производства отходов на единицу продукции и потребления.

Осуществление вышеперечисленных задач возможно при условии решения проблем урбанизации в контексте градостроительного планирования и осуществления политики на региональном, национальном и международном уровне [5, 6, 7]. Важным приоритетным направлением на пути к устойчивому развитию является направление устойчивого экономического развития, как малых, так и больших городов. Сюда входит обеспечение материальных условий, которые необходимы для эффективного функционирования производственных предприятий разного уровня. К системе материального уровня относятся:

‒ надежная инфраструктура и система предоставления услуг, в том числе энергоснабжение и коммуникации, водоснабжение, транспортное сообщение, организация утилизации отходов;

‒ доступность земли и жилья, а также обеспечение гарантий владения;

‒ квалифицированные и работоспособные трудовые резервы;

‒ правовая система, гарантирующая конкуренция, ответственность и права собственности;

‒ законодательная база, предусматривающая необходимые стандарты по соблюдению безопасности на местах приложения труда, технологий по обработке отходов и работы с вредными выбросами;

‒ кредитно-финансовые учреждения, способные мобилизовать инвестиционные средства.

Социальные аспекты урбанизации и экономического развития необходимо рассматривать строго в увязке с устойчивым развитием городов.

Стратегическое направление городского развития

Данная интерпретация означает выбор сферы деятельности в городском планировании, с привлечением и участием общественности для создания и разработки плана действий в развитии городских структур. При этом масштабы, формат и приоритеты стратегии могут различаться. Целью стратегии является обеспечение участия заинтересованных сторон в определении и выявлении проблем и задач, а также приоритетных направлений планирования городского развития и дальнейших перспектив.

Методы с привлечением и участием общественности ориентированы на достижение согласованных перспектив, а именно: реализация комплекса мер и планов воздействий, выявление приоритетных направлений города, создание организационных рычагов выполнения проектов и организация мониторинга и оценки.

Такая практика стратегии городского развития получила широкую поддержку местных органов власти, а также специалистов в сфере планирования и международных организаций. Надо отметить, что применение такой стратегии внесло положительные результаты по таким направлениям деятельности, как: разработка и укрепление рычагов воздействия на совместную деятельность общественных и государственных структур; повышение уровня знаний о местных приоритетах и потребностях населения; аналитика широкого спектра технических решений; повышение качества координации и согласованности совместных усилий между местными и международными организациями.

Стержневым вопросом эффективного городского планирования является согласованность стратегии устойчивого развития с реальными ресурсными предложениями, которые позволят решить поставленные градостроительные задачи. В течение длительного времени органы власти развитых стран вводили финансовые меры в систему планирования, которые одновременно стимулировали и сдерживали рост строительства в различных городских районах.

Применяемые финансовые меры в отношении застройщиков могут сыграть в пользу местного населения застраиваемой территории. Так, например, в случае, когда строительство ведут частные застройщики, применяется практика ведения переговоров с достижением определенных договоренностей, в частности по распределению конкретных расходов на строительство.

Поэтому, применение финансовых мер весьма актуально в связи с возможностью «закулисных» сделок по вопросу использования общественных территорий, среди застройщиков и девелоперов. К данным мерам можно отнести создание альтернативного механизма в виде определенной платы, взымаемой в зависимости от площади и масштабов объектов строительства [4, 5]. Такая плата взимается в виде налога, что гарантирует распределение средств в государственные или муниципальные фонды.

Сложной задачей является осуществление мер по координации и интеграции деятельности, такие меры должны находиться в центре внимания эффективного городского планирования и эта работа требует большого опыта [3, 5]. Так, во многих странах отсутствие профессиональных и квалифицированных кадров служит серьезным сдерживающим фактором эффективного развития системы городского планирования. В качестве примера можно привести Камбоджу, где из-за отсутствия профессиональных знаний и рабочей силы после прекращения международного финансирования в конце 1990-х годов, пришлось приостановить работы в сфере городского территориального планирования. Во многих других развивающихся странах дефицит местного квалифицированного персонала и его утечка, является основным тормозом на пути развития эффективного городского планирования.

Таким образом, важно, чтобы меры в сфере планирования были сопряжены с правильным пониманием местных условий. Поэтому, разрабатывая систему эффективного городского планирования и реализуя ее в условиях конкретной городской ситуации, важно уделять внимание трем ключевым аспектам:

  1. Сообществам и местным организациям, которые занимаются конкретными направлениями градостроительной деятельности, а также решением существующих проблем городского развития.
  2. Заинтересованным сторонам, чья деятельность, интересы, потребности и ценности напрямую зависят от решения вопросов городского развития.
  3. Площадкам взаимодействия между заинтересованными сторонами и партнерскими организациями [1, 2, 5].

Новые методы в системе городского планирования

За последние десятилетия выработались новые принципы и методы к проблемам городского планирования, которые могут качественно повлиять на развитие стабильной, устойчивой и экологически здоровой городской среды. Среди всех принципов акцентируем внимание на семи наиболее весомых направлениях для создания новой системы планирования:

Метод 1. Стратегическоетерриториальноепланирование — направлено не на все части городских территорий, а, главным образом, на аспекты наибольшего приоритета и стратегической значимости, которые имеют наиболее важное значение для достижения целей единого генерального плана территории города.

Метод 2. Интегрирование территориального планирования в функции государственных и общественных структур — что подразумевает взаимосвязанную систему трех направлений, в которой общественный сектор является локомотивом, а государственный сектор обеспечивает мощнейшую поддержку общественных инициатив в отношении городского планирования.

Метод 3. Новые методы регулирования и организации землепользования — включают работу с застройщиками в целях организации единой системы пользования общественным пространством и обеспечение предоставлением услуг. Также, метод подразумевает применение и включение в систему городского планирования правовых норм в целях сбора информации об изменении стоимости земли на разных участках территории города.

Метод 4. Развитие сотрудничества с общественностью и партнерскими организациями. Методика включает такие направления деятельности, как «оценка состояния городской среды с участием общественности», «обучение и активные действия с участием общественности», «планирование стратегии с участием общественности», в том числе, «подготовка бюджета с участием общественности».

Метод 5. Развитие методов, получивших поддержку международных организаций, в которых акцент сделан на конкретные направления деятельности: окружающая среда, преступность и стихийные бедствия, а также партнерство и сотрудничество с общественными организациями.

Метод 6. Новые формы генерального планирования, где развитие и формирование новых проектных предложений происходит при участии общественности. Метод также направлен на обеспечение социальной справедливости с целью противодействия спекуляции с землей.

Метод 7. Планирование, направленное на создание новых форм освоения территории, таких как компактная городская застройка и новый урбанизм, что является реакцией на стихийное строительство и устойчивую урбанизацию [2, 5, 7].

Идея устойчивого развития во многом подразумевает обеспечение высокого качества жизни людей. Концепция содержит три фундаментальных составляющих: 1. Экономическая; 2. Экологическая; 3. Социальная.

Экономическое направление — подразумевает оптимизацию ограниченных ресурсов и использование экологичных, т. е. природосберегающих; энергосберегающих и материалосберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, уничтожение отходов.

Социальное направление — ориентировано главным образом на человека и направлено на сохранение и поддержание процесса стабильности социальных и культурных систем, а также на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Такое направление подразумевает справедливое разделение благ среди населения и сохранение культурного многообразия в глобальных масштабах.

Экологическое направление — с этой точки зрения, устойчивое развитие направлено на обеспечение целостности биологических и физических природных систем. Основное вниманиеуделяется сохранению способности природныхсистем к самовосстановлению и адаптации, к изменениям условий экосистемы, например, чрезмерным выбросам в атмосферу, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды. Под природными системами, также можно понимать и созданную человеком ту или иную среду, например город.

Такое триединство концепций есть мощный инструмент для достижения устойчивого развития городов. Все три направления должны рассматриваться сбалансированно, что является крайне сложной для реализации задачей.

Рассмотрев взаимодействие экономическогоисоциального направления, появляются такие задачи, как достижение справедливости, например, в отношении распределения доходов и оказания целенаправленной помощи малоимущим слоям населения.

Взаимодействие экономическогоиэкологического направлений создает идеи относительно стоимостной оценки внешних воздействий предприятий на окружающую среду.

Социальнаяиэкологическая взаимосвязь вызывает интерес к таким вопросам как равенство, включая соблюдение прав и участие населения в процессе принятия решений.

XX в. связан с беспрецедентным ростом городов и систем расселения, что выявило потребность человечества в разработке и внедрении принципов устойчивого развития в сферу градостроительства и территориального планирования, что в дальнейшем получило название «устойчивое развитие территории». Такая концепция градостроительства переняла в себя ключевые особенности концепции «устойчивого развития». Таким образом, «устойчивое развитие территории» подразумевает обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности: безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, снижение негативного воздействия хозяйственной и прочей деятельности на окружающую среду, рациональное использование природных ресурсов. В таком виде термин попал в Градостроительный кодекс России 2004 года [8, 9].

Принципы устойчивого развития территории:

  1. Создание «гуманной» этажности (не выше 5 этажей), внедрение планировочных решений, учитывающих создание удобной транспортной инфраструктуры, которая обеспечит легкую доступность к административным, деловым и торговым центрам и социальным учреждениям.
  2. Осуществление застройки по принципу ячеек, т. е. создаются зеленые дворы, детские площадки; административные и деловые кварталы с высотной застройкой имеют разграничение от жилых зеленых районов/ячеек.
  3. Создание транспортной инфраструктуры направлено на развитие экологически чистого вида транспорта (троллейбусы, трамваи, фуникулеры, электропоезда и т. д.). Большое внимание уделено развитию общественного транспорта; стимулируется и поддерживается пользование велосипедами [8, 10].
  4. Расчет парковочных мест автомобилей вблизи жилых массивов и административно-деловых центров исходя из экономической и демографической ситуации того или иного региона.
  5. Большое внимание направлено на благоустройство территории, т. е. создание и обустройство парков, аллей, скверов, набережных и т. п.
  6. Расчет функционального назначения кварталов с учетом демографии, региональной специфики и т. д.
  7. При создании инженерной инфраструктуры учитывается возможность использования локальных источников возобновляемой энергии/ресурсов для каждого квартала.
  8. Возможность использования внутридомовых энергосберегающих технологий, например, системы естественной вентиляции и освещения в соответствии с возможностями региональной энергосистемы.
  9. Эффективная система водоснабжения и водоотведения, т. е. канализация с максимальной первичной очисткой перед сбросом в водоемы, в комплексе с системами рециркуляции использованной воды.
  10. Создание системы раздельного сбора твердых бытовых отходов, рециркуляция вторичных материалов, а также создание удобных схем по компостированию нетвердых бытовых отходов.
  11. Архитектурный облик зданий согласовывается с особенностями местного ландшафта и с местными национальными архитектурными традициями.
  12. Создание объектов социальной инфраструктуры, которые обеспечивают развитие образовательно-культурного, творчески активного и духовно развитого общества, с учетом различных возрастных групп и стимуляцией общества к активному взаимодействию.
  13. Комплексное решение проблемы с рационализацией сортировки и переработки мусора.
  14. Стимуляция отношений, приводящих в движение жизнь общества:

‒ деловые отношения, бартерные отношения;

‒ совместные мероприятия;

‒ общественные собрания, направленные на совместную разработку стратегии будущего развития;

‒ система местного самоуправления.

  1. Развитие полноценной местной экономики в виде небольших сообществ и малого бизнеса.

Для реализации концепции устойчивого развития современному обществу необходимо формировать более эффективную систему принятия решений, которая будет учитывать исторический опыт и многообразие существующих направлений и форм знаний, видов бытия, стилей поведения человека и т. д.

Таким образом, концепция устойчивого развития опирается на расширение вариантов выбора человека, что предполагает непосредственное участие человека в процессах, формирующих сферу его жизнедеятельности, содействуя при этом принятию и реализации решений человека и контроль над их исполнением.

Литература:

  1. Брук Д. История городов будущего. М.: StrelkaPress, 2014. 436 с.
  2. Гидион З. Пространство, время, архитектура. М.: Стройиздат, 1984. 455 с.
  3. Крашенинников А. В. Градостроительное развитие жилой застройки: исследование опыта западных стран. М.: Архитектура-С, 2005. 112 с.
  4. Ле Корбюзье. Три формы расселения. Афинская Хартия. М.: Стройиздат, 1976. 136 с.
  5. ООН Хабитат. Планирование устойчивых городов: направления стратегии. Глобальный доклад о населенных пунктах. Сокращенная версия. Лондон: Стерлинг, Вирджиния, 2009. 120 с.
  6. Рагон М. Города будущего. М.: Мир, 1969. 296 с.
  7. Харланд Бартоломью. Использование территории в американских городах. М.: Госстройиздат, 1959. 214 с.
  8. Википедия. [Электронный ресурс]: Устойчивое развитие. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Устойчивое_развитие (дата обращения: 29.05.2016).
  9. WorldDataCenter. [Электронный ресурс]: Мировой центр данных по геоинформатике и устойчивому развитию. URL: http://wdc.org.ua/ (дата обращения: 30.05.2016).
  10. Градостроительный кодекс РФ. [Электронный ресурс]: Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (дата обращения: 30.05.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle