Библиографическое описание:

Огородникова К. О. Факторы, влияющие на процесс социального восприятия в старшем подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1778-1780.



Ключевые слова: восприятие, социальное восприятие, объем восприятия, акцентуации характера

Каждый человек с самого момента его рождения находится в социальном окружении. Он живет и развивается среди людей посредством вступления с ними в различные виды общения, а также через познание социального окружения и познание самого себя. Можно с уверенностью сказать, что человек без общества выжить не может. В своих трудах американский философ и психолог Уильям Джемс замечает, что самое дьявольское наказание для человека — это общество, в котором его не замечают. Когда никто не оборачивается при его появлении, не отвечает на вопросы, при встрече намеренно не узнает его, и когда все обходятся с ним как с неодушевленным предметом. Трудно представить, что было бы тогда с этим человеком.

Одним из компонентов общения и познания в социальных отношениях является восприятие человека человеком. Именно социальное восприятие является одним из самых важных факторов регуляции поведения людей в процессе их совместной деятельности и общения.

Подростковый возраст — переломный этап развития человека. Именно в этом возрасте подростки начинают предъявлять качественно новые требования не только к себе, но и к другим людям [6]. Исходя из этого, возникает проблема, связанная с выявлением тех факторов, которые влияют на социальное восприятие старших подростков.

Изучению проблемы межличностного восприятия посвящены работы Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, К. Е. Данилина и др., в которых исследуются общие принципы, механизмы и особенности формирования образа других людей, выявляются факторы, на основе которых происходит накопление знаний об окружающих людях, анализируются ошибки при формировании этого знания.

Изучением восприятия как психического познавательного процесса занимались такие ученые, как И. П. Меркулов, Л. П. Бадагина, С. Л. Рубинштейн, Х. Шиффман. Так, Харви Шиффман в своем научном труде «Ощущение и восприятие» рассматривает восприятие, как результат упорядочения ощущений и их превращение в знания о предметах и событиях физического мира [10]. С. Л. Рубинштейн отмечает, что восприятие человека — это не просто чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмету [9]. Исходя из этого, человек способен не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать качества и свойства воспринимаемого предмета внешней среды. Одним из видов человеческого восприятия является социальное восприятие. От предметного оно отличается тем, что зависит не только от характеристик и свойств воспринимаемого объекта, но и от полученного в прошлом опыта субъекта, его намерений и целей, чувств и эмоций. И еще одной специфичной особенностью социального восприятия является формирование не только внешнего облика воспринимаемого человека, но и его психических, личностных и поведенческих характеристик. То есть, на основе внешних характеристик человек как бы рассматривает внутренний облик другого человека. Таким образом, социальное восприятие — это формирование образа другого человека, группы или социальной общности.

В своих исследованиях В. Н. Куницына сделала вывод о том, что в старшем подростковом возрасте человек становится более способным дифференцированно относиться к другому человеку, что связано с ведущим видом деятельности данного возраста — межличностным общением, в процессе которого подростки учатся взаимодействовать друг с другом, отстаивать свою точку зрения, понимать себя и другого [7]. Говоря о социальном восприятии старших подростков, необходимо отметить, что при восприятии других людей они ориентируются на особенности внешности человека и его личностные свойства и качества, при этом Н. Б. Берхин отмечает, что морально-нравственные качества выходят на первый план. Необходимо также отметить, что умение воспринимать и оценивать человека в деятельности и его экспрессивное поведение в этом возрасте находится на стадии формирования.

Цель работы — изучение факторов, влияющих на социальное восприятие старших подростков.

Для исследования применялись методики, предназначенные для достижения следующих целей:

  1. Изучение восприятия человека человеком
  2. Исследование индивидуально-характерологических особенностей

Для исследования индивидуально-характерологических особенностей старших подростков применялись следующие методики:

  1. Методика исследования акцентуации характера и темперамента Г. Шмишека и К. Леонгарда.

Опросник предназначен для выявления типа акцентуации личности. В его теоретическую основу положена концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда, который утверждает, что присущие человеку черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты — ядро личности. В случае яркой выраженности таких черт, они становятся акцентуациями характера. «Акцентуируемая личность» находится на грани между нормой и патологией и только при воздействии неблагоприятных факторов на такую личность, акцентуации могут приобретать неблагоприятный характер, разрушая личность [5]. Методика состоит из 97 утверждений (модификация Г. Шмишека), касающихся особенностей характера человека. К. Леонгардом было выделено 10 типов акцентуированных личностей, которые он разделил на две группы: акцентуации характера и акцентуации темперамента. К акцентуациям характера он отнес такие типы, как демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый. К акцентуациям темперамента — гипертимический, дистимический, тревожный, циклотимический, аффективный и эмотивный.

  1. Методика диагностики объема восприятия.

Данная методика предполагает выявление того количества объектов, которые могут воспринимать испытуемые за один раз.

На ватмане были изображены следующие объекты: 10 трехзначных цифр, 10 картинок и 10 слов из 4–8 букв. Все объекты были расположены горизонтальными рядами в разной последовательности. Перед испытуемыми была поставлена задача — внимательно посмотреть на лист ватмана в течение одной минуты, а затем написать на листе все то, что успели воспринять, обязательно точно.

При экспериментальном исследовании процесса восприятия человека человеком использовалась специальная Проективная методика, которая заключалась в том, что каждому из участников выдавалось четыре портрета, на которых были изображены мальчик, молодая девушка, пожилая женщина и мужчина. Перед испытуемыми была поставлена задача — описать людей, изображенных на данных портретах. Испытуемые могли выполнить задание только письменно. Затем, содержание текста описания подверглось анализу, целью которого было выяснить, какие элементы внешнего или внутреннего облика людей были восприняты испытуемыми при восприятии людей на портретах.

При анализе полученных результатов по данной методике были сформированы следующие группы характеристик человека, выделенные испытуемыми: деятельность (писатель, художник и т. д.); возраст (примерное количество лет); одежда (описание того, во что одет человек); характер (целеустремленный, добрый, замкнутый и т. д.); внешность (волосы, глаза, нос и т. д.); атрибуты (часы, ручка, зонт и т. д.); эмоции, чувства, состояния (встревоженный, серьезный, грустный и т. д.); статус (из какой семьи, семейное положение).

В исследовании принимали участие 15 подростков в возрасте 15–16 лет.

Результаты исследования объема восприятия в старшем подростковом возрасте показали, что 20 % исследуемых имеют объем восприятия 10 объектов, 20 % — объем восприятия 9 объектов. 13 % подростков имеют объем восприятия 7 объектов, еще 13 % — 12 и 13 объектов. 7 % исследуемых имеют объем восприятия 8 объектов, еще 7 % — 15 объектов, и еще 7 % — 20 объектов.

На основе данных, полученных при исследовании объема восприятия, можно сделать вывод о том, что 40 % исследуемых имеют объем восприятия в пределах нормы, а 60 % исследуемых имеют объем восприятия выше нормы (от 10 до 20 объектов).

В ходе исследования по методике Г. Шмишека и К. Леонгарда были выявлены следующие акцентуации характера (обозначено название типа акцентуации и число испытуемых, у которых выявлен соответствующий тип акцентуаций): экзальтированность — 46 %; циклотимность — 20 %; гипертимность — 7 %; возбудимость — 7 %; эмотивность — 7 %; акцентуаций не выявлено — 13 %.

Таким образом, у испытуемых было выявлено 5 типов акцентуаций характера.

Распределение групп характеристик человека, обнаруженных в «портретах», написанных испытуемыми с различными акцентуациями характера, показало, что при восприятии человека по портрету старшими подростками воспринимаются разные группы характеристик человека. Оказалось, что подростки с экзальтированным типом акцентуации характера, который характеризуется способностью восторгаться, восхищаться, высокой контактностью, словоохотливостью и влюбчивостью, при восприятии других людей воспринимают все выделенные группы характеристик, а именно деятельность человека, его примерный возраст, внешние особенности, включая одежду и другие атрибуты, его эмоции, чувства и состояния, а также статус. При этом необходимо отметить, что при анализе работ испытуемых было выявлено, что внешность человека, его одежда и атрибуты являются более приоритетными при восприятии другого человека подростками. А деятельность и статус воспринимается подростками с данным типом акцентуации крайне редко.

Подростки с эмотивным типом акцентуации характера, который характеризуется эмоциональностью, чувствительностью, тревожностью, глубокими реакциями в области тонких чувств, при восприятии других людей очень точно и глубоко воспринимают их чувства, эмоции и состояния. При этом никакие другие характеристики человека они не выделяют.

Возбудимый тип акцентуации характера характеризуется проявлением недостаточной управляемости, ослаблением контроля над влечениями и побуждениями, повышенной импульсивностью и низкой контактностью в общении, а также равнодушием к будущему. Подростки с данным типом акцентуации воспринимают только внешние особенности человека, такие как внешность, одежду и атрибуты. То есть воспринимает то, что непосредственно видит, глядя на человека, не учитывая внутренних личностных особенностей или место, статус, занимаемый человеком в мире.

Гипертимные подростки воспринимают такие характеристики человека, как деятельность, характер и эмоции, чувства, состояния, не воспринимая внешних особенностей. То есть такие подростки больше нацелены на восприятие динамических проявлений человека. Это связано с тем, что сами люди с гипертимной акцентуацией отличаются общительностью, болтливостью, выраженностью жестов, мимики, пантомимики.

Подростки с циклотимным типом акцентуации характера воспринимают все выделенные группы характеристик при восприятии человека, кроме его характера и чувств, эмоций, состояний. Можно предположить, что это связано с тем, что циклотимный тип акцентуации характеризуется либо чрезмерной говорливостью, активностью и жаждой деятельности, либо, наоборот, подавленностью, замедленностью реакций и мышления.

При анализе данных, полученных в ходе исследования влияния акцентуации характера на социальное восприятие в старшем подростковом возрасте, можно сделать вывод, что люди с разными акцентуациями характера воспринимают разные группы характеристик человека. Причем, это во многом определяется проявлениями самой акцентуации.

Дальнейшему исследованию подлежит проблема влияния внутреннего мира человека, его ценностей, убеждений, картины мира на социальное восприятие другого человека.

Литература:

  1. Андреева Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенностей его содержания / Межличностное восприятие в группе. — М.: МГУ, 2000. – 270 с.
  2. Березина А. В. Особенности формирования межличностного восприятия как условие совершенствования общения у подростков: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07: М., 2003. — 172 с.
  3. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012. — 198 с.
  4. Кондратьева С. В. Межличностное понимание и его роль в общении: Автореф. дис. доктора психол. наук. — Л., 1976. — 35 с.
  5. Кортнева Ю. В. Диагностика актуальной проблемы: методика Леонгарда-Шмишека. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. – 240 с.
  6. Кузнецова Д. А. Социально-психологические качества подростков как условие их социальной реадаптации: Дис. канд. психол. наук: 19.00.05: Вологда, 2011. — 286 с.
  7. Куницына В. Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя: Автореф. дис. канд. психол. наук. — Л., 1968. — 16 с.
  8. Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. — М.: МПСИ, 2011. — 400 с.
  9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2012. — 713 с.
  10. Шиффман Х. Р. Ощущение и восприятие. — 5-е изд., перераб. — М. — 2003. — 993 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle