Библиографическое описание:

Болгова И. В., Кузнецова Т. Г., Новикова А. Ф. Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Комнатные растения — спутники жизни» // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1425-1428.



В НОД «Комнатные растения — спутники жизни» раскрыты вопросы развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.

Разнообразие видов деятельности в процессе НОД обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы, обеспечивает занятость всех дошкольников, стимулирует исследовательскую деятельность детей (выявление причины потребности растения в рыхлении почвы, продумать место для комнатного растения), а также позволяет продуктивно использовать время, развивать познавательный интерес, создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста основывается на потребности в новых впечатлениях и любопытстве, как первичной форме познавательного интереса. Любопытство переходит в любознательность, а затем у дошкольника возникает потребность убедиться в истине.

Т. А. Куликова считает, что применительно к детям дошкольного возраста познавательный интерес — это стремление узнавать новое, выяснять непонятное в предметах и явлениях действительности. Л. М. Маневцова подчеркивает желание дошкольника вникнуть в сущность предметов, явлений, в имеющиеся между ними связи и отношения. Она определяет познавательный интерес как стремление к активности и самостоятельности в познании. [1, с. 5].

Н. Г. Морозова разработала структуру деятельности, наиболее успешно влияющую на формирование познавательных интересов. Для этой специфически организованной деятельности характерны следующие особенности:

− возникновение в ее ходе недоумения и вопросов у самого ребенка; для этого подача нового материала должна опираться на прежние представления, которые вступают в противоречие с новыми и требуют объяснения;

− постановка и принятие ребенком задачи для самостоятельности или совместного с воспитателем решения, чтобы она становилась собственной задачей ребенка и вызывала желание самостоятельно добиваться ее решения;

− организация поиска решения задачи, проходящего через преодолимые трудности и приводящего к положительному результату;

− решение задачи, включающей возникновение новых вопросов, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и все более устойчивым. [1, с. 6]

Свою задачу видим в том, чтобы не разучить детей удивляться, предоставить им право выбирать, экспериментировать, проверять свои выводы. Работа в данном направлении побуждает детей размышлять: «Кто я?», «Кто и что меня окружает?», «Страны мира», «Земля — планета», «Человек — разумная частичка природы».

Тема: «Комнатные растения— спутники жизни».

Задачи:

− Расширять и систематизировать знания о комнатных растениях.

− Познакомить детей с новым растением — хлорофитум; отметить характерные особенности его внешнего вида, необходимых условиях жизни.

− Закрепить знания о том, что для роста и жизни растений необходимы свет, тепло, вода.

− Развивать умение узнавать растения по описанию и по внешнему виду, называть их.

− Выявить причину потребности растения в рыхлении почвы.

− Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, развивать познавательный интерес к природному окружению.

Предварительная работа: экскурсии в зимний сад, беседы о комнатных растениях, знакомство с картой мира и материками, чтение стихотворений о цветах, загадки, дидактические игры «Где спряталась Капелька?», «Угадай-ка», труд в зимнем саду.

Оборудование: физическая карта мира, изображение на карточках комнатных растений, модели леек с водой, шапочки цветов, магнитофон, палочки для рыхления, лейки с водой, баночки с водой, тарелки с землей, салфетки.

Ход занятия.

  1. Сюрпризный момент.

Дети заходят в зимний сад. Их встречает цветочница Анюта.

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Я — цветочница Анюта. Весь год вас радует красота моих цветов. Летом — прекрасные, восхитительные цветы на клумбах, а зимой — комнатные растения.

Я хочу пригласить вас на бал цветов. Вы хотите побывать на этом балу?

  1. Беседа орастениях.

Тогда давайте поговорим о комнатных растениях. У вас в зимнем саду их много, какие они красивые, ухоженные. А для чего вы их посадили?

Ответы детей:

− Комнатные растения нужны для того, чтобы было красиво и уютно.

− Комнатные растения сажают для того, чтобы воздух был чище.

− Комнатные растения отпугивают вредных насекомых, например моль.

− Чтобы мы наблюдали и ухаживали за ними.

− Растения лечат людей.

− Комнатные растения поддерживают влажность воздуха.

− Комнатные растения выделяют кислород, которым мы дышим.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Сколько интересного вы рассказали мне о комнатных растениях.

Дети, проходят годы, меняется мода на платья, мебель, но сохраняется наша любовь к вечнозелёным комнатным растениям. Зимой, когда земля покрыта снегом, а деревья гнутся от порывов холодного ветра, наш глаз радуют нежные зелёные веточки или цветок, распустившийся в комнате.

На балу цветов вам придётся встретиться со многими комнатными растениями, и конечно, нужно знать их названия.

Назовите и покажите, какие растения растут у вас в зимнем саду?

Дети: Герань, традесканция, бегония Рекс, бегония крапчатая, папоротник, хлорофитум, фиалка, фикус, бегония лотосовидная, сансевьера (дети показывают и называют знакомое растение).

  1. Дидактическая игра «Узнай по описанию». Моделирование.

Воспитатель: Вы много назвали комнатных растений, а сможете ли вы узнать свои любимые растения по описанию. Давайте поиграем в игру «Узнай по описанию».Один из вас будет описывать комнатное растение, а остальные отгадывать его название. [2, с. 200]

1 ребёнок.

«Родом из Африки. У него красивые розовые цветки, похожие на розочки, нежные, овальные листочки. Долго цветёт, любит много воды, это растение светолюбивое».

Дети. Бальзамин. (Кто отгадал, берет карточку с изображением бальзамина и прикрепляет ее на карте там, откуда родом это растение).

2 ребёнок.

«Похожа на травку. У неё пушистые листочки, цветочки маленькие, махровые. Цветёт почти круглый год. Ее родина — Австралия».

Дети. Фиалка (прикрепляют карточку с ее изображением на карту).

3 ребёнок.

«Её родина — Южная Африка. У неё крупные, круглые листья по краям волнистые. Цветы очень красивые: розовые, красные».

Дети. Герань (прикрепляют карточку на карту).

4 ребёнок.

«Царственная, королевская. Родина — тропические леса Азии. Растение с красивыми, яркоокрашенными, крупными листьями. Растение не любит прямых солнечных лучей».

Дети. Бегония Рекс (прикрепляют карточку на карту).

Воспитатель: Молодцы, дети. Благодаря вам все, кто будет у вас в гостях в зимнем саду, будут знать, откуда родом эти замечательные растения. Я вижу, вы любите их и знаете много комнатных растений, поэтому хочу вам подарить вот это комнатное растение.

  1. Рассказ воспитателя.

Называется оно— ХЛОРОФИТУМ.

Родина этого растения — Южная Африка. Растение с длинными ярко-зелёными, линейными листьями, собранными в пучки, на листьях есть по краям белые полоски.

Из середины пучка листьев вырастают длинные свисающие стрелки, на которых появляются мелкие белые цветы, а затем детки — розетки с воздушными корнями.

Хлорофитум хорошо растёт в прохладных помещениях и в комнатах с высокой температурой воздуха. Переносит затемнение. Летом растение обильно поливают. Размножается отводками и молодыми листовыми розетками.

Воспитатель. Скажите, что вы узнали про это растение?

Дети отвечают, затем прикрепляют карточку с этим растением на карту.

  1. Постановка проблемных вопросов. Работа скарточками- моделями.

Воспитатель. Мне интересно, куда вы поставите хлорофитум в зимнем саду?

Дети. Хлорофитум нужно поставить на пенек, потому что там не очень светло и есть небольшое затенение.

Воспитатель. Асейчас предлагаю вам выбрать карточку-модель, показывающую потребность хлорофитума в воде.

(Предлагается три модели: 1 — с полной лейкой для влаголюбивых растений; 2 — с неполной лейкой для растений, требующих умеренной поливки; 3 — с небольшим количеством воды для сухоустойчивых растений).

Дети. Ядумаю, что для хлорофитума подходит 1модель, потому что он влаголюбивое растение. Ребенок ставит модель возле растения.

Воспитатель. Молодцы, дети! Вы все запомнили про новое растение, поэтому с уверенностью могу сказать, что ему у вас будет комфортно, и оно долго будет радовать вас своей красотой.

  1. Жалобная книга природы.

Воспитатель: Ребята, по пути к вам мне встретились герань, бегония крапчатая и фиалка. Они были такие печальные и послушайте, что они мне сказали.

Воспитатель включает запись на магнитофоне (1-ая жалоба).

«Ах, бедная я, фиалка! Как же мне плохо! Я так старалась, росла, на солнышке жарилась, а оказалась никому не нужна. Никто не пришел, не полил меня. Хорошо садовым растениям: они под открытым небом растут, дождь пойдёт, вот и попьют они водички».

Воспитатель: Какая беда случилась с фиалкой? Как помочь растению?

Дети: Надо полить.

Воспитатель: Как надо поливать фиалку?

Дети: Поливать нужно в край горшка так, чтобы носик лейки лежал на горшке. Поливают.

Воспитатель: Какие вы умнички! Как вы быстро догадались и помогли бедной фиалке. Посмотрите, ребята, фиалка сразу повеселела, листики оживают. Теперь она с радостью будет украшать ваш зимний сад.

Воспитатель включает следующую запись с жалобой бегонии крапчатой. (2-ая жалоба).

«Что же это делается, совсем пропадаю, ведь я люблю свет, а меня поставили в тень, мне страшно, мои листочки осыпаются!»

Воспитатель: Что же случилось с бегонией крапчатой?

Дети: Её поставили в тень, бегония крапчатая светолюбивое растение, в тени листочки засыхают, их надо убрать, чтобы растение могло дышать.

Воспитатель: Куда мы поставим бегонию крапчатую?

Дети: На окно, там много света, ведь бегония светолюбивое растение. Ставят.

Воспитатель: Теперь, бегония, тебе не придётся жаловаться.

Воспитатель: Давайте послушаем жалобу герани. Включает запись.

3-я жалоба

«С одной стороны мне грех жаловаться, хозяйка обо мне всё время заботилась: поливала, рыхлила, подкармливала. Спасибо ей! Но она уехала и попросила соседей за мной ухаживать. Поливать-то они поливали, но землю, ни разу не порыхлили и корни мои задыхаются. Одна надежда осталась на детей детского сада «Солнышко». Только они смогут спасти меня».

Воспитатель: Как помочь герани?

Дети: Надо порыхлить землю.

Воспитатель: Зачем рыхлят землю?

Дети: Рыхлить землю необходимо для того, чтобы корням растения легко дышалось.

Воспитатель: Как вы думаете, в какой земле растению дышится легко в плотной или рыхленной? А это мы сейчас проверим.

  1. Опыт.

Воспитатель: Пройдите к столам. Возьмите рыхлую почву и плотную. Погрузите их в баночки с водой и посмотрите, где больше выделяется пузырьков воздуха: из рыхлой земли или из плотной.

Самостоятельная деятельность детей.

Вопросы:

  1. Из какой земли выделяется больше пузырьков воздуха?
  2. В какой земле растению дышится легко?

Вывод:

В банке с плотной землёй мало и медленно выделяются пузырьки воздуха, потому что земля твёрдая, плотная, хуже проходит вода, а в банке с рыхлой землёй пузырьков воздуха очень много. Вот поэтому необходимо рыхлить землю в горшках, чтобы растению легко дышалось.

Воспитатель: Кто хочет помочь фиалке? Расскажите, как вы это будите делать.

Дети: Рыхлить надо осторожно, неглубоко, чтобы не повредить корни. Рыхлят.

Воспитатель: Посмотрите, как растения сразу ожили, повеселели. Я думаю, они никогда не будут жаловаться, потому что за ними будите ухаживать вы. Ведь не случайно у вас в зимнем саду очень красивые растения.

  1. Экологическая викторина.

Воспитатель: Хотите попасть на бал цветов? Тогда приглашаю вас на викторину, где за правильный ответ даю приз — шапочки — цветы. Это будет приглашением на бал цветов.

Вопросы:

  1. Кому из растений нужно больше воды?

Ответ: Бальзамину, хлорофитуму, розе.

  1. Какие условия необходимы для хорошего роста растений?

Ответ: Тепло, свет, вода, удобрения

  1. Какую пользу приносят комнатные растения?

Ответ: Лечат людей, отпугивают вредных насекомых, очищают воздух, поддерживают влажность воздуха.

  1. Какую работу проводите осенью с растениями.

Ответ: Осенью поливаем реже.

  1. Что будите делать весной?

Ответ: Весной комнатные растения пересаживают.

  1. Как ухаживаете за комнатными растениями?

Ответ: Поливаем, рыхлим почву, убираем сухие листья, протираем листочки.

  1. Вкакое время года поливают цветы каждый день?

Ответ: Весной и летом.

  1. Как размножаются комнатные растения?

Ответ: Черенками, листьями, клубнями, розетками.

Воспитатель. Яочень рада, что все дети смогли получить приглашение на бал. Звучит музыка П. Чайковского «Вальс Цветов». Мальчики приглашают девочек на вальс.

  1. Танец «Вальс цветов».
  2. Рефлексия.

Воспитатель: Спасибо, ребята, что вы пришли ко мне в гости. Мне понравилось, что вы знаете названия комнатных растений, любите их и бережно, заботливо относитесь к ним. Скажите, что нового и интересного вы узнали?

А вам понравилось у меня в гостях?

Если вам понравилось — возьмите красный цветок и положите на полянку, а если не понравилось — жёлтый.

Пришло время расставаться, до свиданья. Приходите ещё ко мне в гости.

Литература:

  1. Вахрушева Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 с. (Библиотека Воспитателя) (8).
  2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительные группы. — М.: ВАКО, 2010. — 240 с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle