Библиографическое описание:

Николаева С. В. Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1504-1506.



Ценность — это понятие, которое используется в различных науках таких, как философия, экономика, психология и социологии с целью обозначения предметов, явлений, и их качеств. Каждая ценность воплощает в себя социальные идеалы, и выступает как эталон. Ценность — это также значимая, важная,полезностькакого — либо предмета или явления. Так как потребности, интересы общества и каждого отдельного индивида многообразны, то ценности выражаются в сложной системе и различных ее видах.

Говоря о ценностях, их можно условно разделить на 3 формы существования:

Первая форма ценности представляется как соц. эталон. Формируется сознанием общества и содержит абстрактное понимание об атрибутах должного в разных областях социума. К подобным ценностям можно отнести и общечеловеческие (чувство долга, вера, честность и т. п.), и конкретно-исторические (равноправие, демократия, патриархат и т. п.);

Вторая форма ценности предстает в различных вариантах в виде произведений материальной и духовной культуры. Также в виде человеческого поступка — определенных предметных воплощений социальных ценностных эталонов (моральных, эстетических, общественно-политических, правовых и др.);

Третья форма ценности. Общественные, преломляясь через призму жизнедеятельности каждого, входят в психологическую структуру индивида как ценности личностные. Это является одним из источников мотивации поведения [3].

Ценности обладают конкретно-историческим характером. Они соответствуют определенному периоду развития общества или представляют ценности разных демографических групп (молодое поколение, старшее), а кроме этого также профессиональные, классовые, религиозные, общественно-политические и др. Разнотипность социальной структуры общества порождает неоднородность и в том числе противоречивость ценностей и ценностных ориентации.

Существуют одни из самых главных ценностей в жизни каждого человека — это семейные ценности. На них остановимся и рассмотрим подробнее.

Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни [5]. Институт семьи всегда считался особенным и важным в жизни абсолютно каждого человека. С самого первого дня своей жизни человек растет и воспитывается в семье. В каждой из таких семей есть свои привычки, обычаи, ценности и традиции. И в зависимости от того, что ребенок видел в своем детстве, у него формируется определенное виденье мира. Поэтому семейные ценности и традиции должны присутствовать в каждой семье.

Семья была и остаётся одной из основных ценностей. Семья — это те близкие и дорогие люди, которые готовы помочь и поддержать тебя в трудную минуту. Благополучная семья эта семья, в которой соблюдаются семейные традиции. Эти традиции выработаны не одним поколением, и, не теряя своей важности, служат хорошим стимулом и толчком во всестороннем развитии ребёнка, а также способствует духовному и культурному развитию личности. Ведь воспитание семейных ценностей — это наиболее важное условие развития духовных ценностей ребенка.

Дети не всегда могут сказать, какие ценности присутствуют в их семье, а основными семейными праздниками становятся: Дни рождения, Новый год и т. п. Дни памяти предков, Пасха, Рождество, праздники, связанные с религией — для них это что-то далёкое и не всегда понятное. Здесь огромная роль отводится родителям. Семейные ценности и традиции также способствуют гражданско-патриотическому воспитанию. Ведь именно через семью в ребенке формируются такие качества как чувство гордости за свою страну, бережное отношение к традициям страны.

Только при тесном взаимодействии педагога и семьи можно добиться достаточно высоких результатов воспитания детей на основе семейных ценностей.

Прошлое традиционное отношение к мужчине как к добытчику и авторитету присутствует далеко не во всех семьях. Чаще всего роли распределяются поровну. А различные проблемы решаются на семейном совете.Поскольку на современном этапе произошла переоценка ценностей, то как следствие изменились задачи не только школьного, но и также семейного воспитания. Нынешняя семья оказалась дезориентированной касательно собственной значимости и способностей воспитания ребенка в новых обстоятельствах [1].

Семейные ценности на сегодняшний день развиваются в условиях становления современного общества. Эти ценности можно подразделить на две категории:

‒ ценности родителей;

‒ ценности детей.

Данные категории пересекаются во многих аспектах. Несмотря на это категория ценности детей прогрессирует, чем категория ценности родителей. Каждое новое поколение перенимает необходимое от предыдущего, добавляя новое, что актуально в меняющихся условиях общества.

Безусловно, взаимодоверие, любовь, взаимовыручка и уважение, понимание и добросердечность остаютсяосновнымиценностяминынешнегообщества. Однако под давлением различных внешних факторов, обусловленных проблемами общества, они со временем уходят на второй план. И на первый выходят хорошее образование, карьера, высокий доход.

Перемены, которые происходили в России в минувшие десятилетия, затронули не только социально-экономическую, но и воспитательную духовно-нравственную сферу жизни социума. В связи со вступлением в силу современных ФГОС НОО актуализировались сфера духовно-нравственного воспитания личности, а также проблема развития и формирования моральных ценностей школьников. Именно они находятся в наиболее затруднительном положении. Их восприятие на окружающую действительность осуществляется в тех ситуациях, когда былые ценности являются уже не признанными, а новые ещё не в полной степени установившимися [4].

Благодаря ценностному подходу появляется возможность вычленить не только внешнюю сторону процесса взаимодействия семьи со школы, но и внутреннюю, которая раскрывается посредством нового вида отношений семьи и учебного заведения в развивающемся социуме.

Впервые за последние годы перед средним образованием поставлена цель сформировать систему ценностей школьников. На сегодняшний день, когда традиционные ценности переоценены, то ставится под угрозу воспитание нравственного молодого поколения, умеющего любить свое отечество.

Школа и семья — это два основных социальных института, от их успешного взаимодействия будет зависеть насколько эффективным будет процесс воспитания ребёнка. А. С. Макаренко говорил, что самый доступный способ связи школы с семьёй — это учащийся. Преимущество этого способа не только в том, что он оперативен, но и в том, что ребёнок, получая требования педагога, становится проводником и реализует их в семье. Именно такое взаимодействие способствует сплочению семьи и образовательной организации. Безусловно, подобная работа усиливает понимание и доверие между двумя социальными институтами.

Правильно организованная и обдуманная деятельность педагогов содействует результативному усвоению школьниками понятий и взглядов на семейные ценности, а также формированию умения видеть значимость в предметах.

Педагогическое образование будущего педагога должно содержать в себе аспекты семейного воспитания, а также знания о воспитании семейных ценностей. Именно педагог способен изменить характер взаимодействия с семьей в сторону ценностного единства. Оно может осуществляться посредством стремления и желания родителей посодействовать школе в работе. Может осуществляться по тем направлениям, которые являются наиболее актуальными и определенно важными в современных условиях [1].

Таким образом, резюмируя полученные в ходе исследования данные и выводы, отметим, что семья является основной ценностью и без нее никуда. Воспитание семейных ценностей должно осуществляться не только в кругу близких людей, но и в образовательных организация на всех стадиях развития ребенка.

Литература:

  1. Власюк И. В. Автореферат. Ориентация будущего учителя на ценностное взаимодействие с семьей: Дис. канд. пед. наук. Оренбург, 1998г.
  2. Моргулец Г. Г. Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей. Волгоград: Учитель, 2011г. 183 с.
  3. Словарьпрактическогопсихолога.М.:АСТ,Харвест.С. Ю. Головин1998.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2012г.
  5. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов.2-еизд. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006г. 768 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle