Библиографическое описание:

Пекова А. Л. Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 895-898.



В статье рассматриваются особенности развития франчайзинга в РФ, анализируется использование модели франчайзинга для развития малого бизнеса в стране, рассматриваются прогнозы развития франчайзинга в России, указываются основные факторы, затрудняющие развитие франчайзинга, а также предлагаются некоторые способы создания оптимальных условий для распространения франчайзинга в России.

Ключевые слова: франчайзинг, малый бизнес, франчайзер, франчази, факторы, препятствующие развитию франчайзинга, Российская ассоциация франчайзинга, предпринимательство

Как известно, развитие экономики России находится в непосредственной связи с развитием малого предпринимательства. Этому сектору экономики в настоящее время в настоящее время уделено немало внимания со стороны специалистов и государства, его рассматривают, главным образом, как ключевой фактор развитости и стабильности всей экономической системы страны [8].

Если исследовать практику экономически развитых стран, к основному направлению развития малого бизнеса на сегодняшний день можно отнести формирование разного рода сетевых структур. Опираясь на подобные структуры, предприятия малого бизнеса получают возможность успешного сотрудничества через создание условий для взаимопомощи и поддержки. Яркий пример сетевых структур — организация работы по модели франчайзинга. Прежде чем рассмотреть развитие франчайзинга в качестве фактора поддержки малого бизнеса, раскроем сущность понятия франчайзинг [1, 102].

Франчайзинг в современных условиях выступает в качестве одного из оптимальных и эффективных способов развития малого бизнеса. Это характерно и для организаций, которые уже добились определенного успеха и желают развиваться в будущем, и для организаций, которые начинают заниматься бизнесом, имеют желание и возможности заниматься предпринимательством под началом крупной известной компании, получать новые знания, опыт, осваивать и перенимать инновационные технологии и методы организации бизнеса. Такое сотрудничество является интегрированной формой крупного и малого предпринимательства, учитывающей необходимый баланс экономических интересов двух сторон [7, 45]. В нашей стране компания-франчайзер часто называется головной, а компания-франчайзи — компания-оператор. В соответствии со специальным соглашением о франчайзинге франчайзером, как правило, является достаточно крупная известная компания, в обязанности которой входит снабжение мелкой компании, функционирующей в определенном регионе, своими товарами (их компонентами), услугами по рекламе и эффективными, реализованными и проверенными на практике технологиями ведения бизнеса [1, 103].

С другой стороны обязанностями компании-франчайзи является предоставление франчайзеру услуг в области менеджмента и маркетинга при учете территориальных условий, а также предоставление родительской компании определенной части своего капитала. Благодаря постоянной поддержке и контролю со стороны франчайзера франчайзи получают возможность освоить наиболее эффективные методы управления компанией, организации работы торговой сети, осуществления рекламных кампаний, подготовки профессиональных и опытных кадров, и в результате, повысить личный профессионализм и эффективность деятельности организации [2,6].

Помимо этого, франчайзер организует необходимое консультирование по проблемам организации управления и осуществления торговых операций. Итак, франчайзинг позволяет избежать огромного количества трудностей и проблем, которые встают на пути организации функционирования малого бизнеса. Успех франчайзинговых компаний обусловлен, главным образом, тем, что они представляют собой части одной отлаженной системы, имеющей уникальный механизм построения бизнеса, что в кризисных условиях позволяет не только сохранить, но и приумножать капитал [6,3].

Франчайзинг как одна из форм ведения бизнеса очень прочно закрепился в промышленно-развитых странах под влиянием объективных потребностей развития экономики. Кроме того, в зарубежных странах данная форма деятельности считается не только эффективной, но и престижной. Одним из самых известных и проверенных временем примеров работы франчайзинга является компания «McDonald’s». Данная компания является самой известной и популярной сетью быстрого питания «fast food», предназначенной для разных слоев населения. Она характеризуется минимальным временем приготовления пищи, небольшими затратами и довольно высокой функциональностью. По франшизе «McDonald’s», в Соединенных Штатах Америки работает более восьмидесяти процентов ресторанов всей сети, в Европе — примерно пятьдесят процентов [4, 104].

В России есть достаточные возможности для дальнейшего распространения франчайзинга. Данная форма ведения бизнеса, в том числе малого, уже давно доказала на практике свою эффективность, поэтому в нашей стране франчайзинг имеет потенциал. На сегодняшний день на территории РФ осуществляют деятельность следующие франчайзинговые центры: Российская ассоциация франчайзинга; Российская ассоциация развития малого и среднего предпринимательства; Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства; Московский фонд поддержки малого предпринимательства; Фонд развития науки, техники и франчайзинга.

По данным Российской ассоциации франчайзинга, которая занимается сбором данных и исследованием франчайзинга в России, на начало 2015 года из всех совокупности предприятий крупного, среднего и малого бизнеса на территории РФ менее 5 % компаний работают по модели франчайзинга. Около 20 % опрошенных предпринимателей отметили, что имеют интерес к подобному виду ведения бизнеса и в будущем планируют работать в этой сфере, около 40 % предпринимателей заявили, что не имеют представления или очень мало знают о том, что представляет собой франчайзинг и ведение бизнеса по франшизе [10].

За 2015 год в РФ произошли перемены, отразившиеся на сфере франчайзинга. К одной из негативных тенденции можно отнести заметное снижение показателей кредитования банками предпринимателей, которые уже работают по франшизе или только планируют заняться бизнесом. Следует отметить, что так схема франчайзинга стала появляться также в не привычных для нее сферах: сельском хозяйстве, индустрии товаров и услуг для домашних животных и строительном бизнесе [10].

К 2016 году франчайзинг в РФ начал достаточно активно продвигаться через сеть Интернет. Многими компаниями, которые занимаются продажами франшиз, была снижена цена своих предложений, что повысило их доступность и привлекательность для потенциальных покупателей. Эксперты и аналитики прогнозируют, что российский рынок франшиз к концу 2016 года только продолжит расти, захватывая всё новые и новые сегменты, например частную медицину, спрос на которую с каждым годом все больше увеличивается [9].

Несмотря на хорошие прогнозы, все же, следует сказать, что темпы развития франчайзинга в нашей стране по-прежнему достаточно невелики, если сравнивать их с развитыми государствами [6,4].

Рассмотрим, какие факторы препятствуют развитию франчайзинга в России. К основным факторам, препятствующим эффективному и быстрому распространению франчайзинговой модели в стране, относятся:

  1. недостаточное развитие нормативной и законодательной базы по вопросам правового обеспечения франчайзинга;
  2. недостаточность учета специфики хозяйственной деятельности в разных регионах;
  3. недостаточное число квалифицированных специалистов, которые занимаются данной системой и развивают ее на территории РФ;
  4. недоверие к модели франчайзинга среди предпринимателей, связанное с недостаточной разъяснительной работой по вопросам ведения бизнеса по данной схеме;
  5. недостаточный учет особенностей психологии и поведения потребителей;
  6. Высокая бюрократизация федеральных административных структур;
  7. Неэффективность налоговой системы РФ.

Однако, несмотря на указанные сложности и проблемы, франчайзинг в нашей стране продолжает постепенно развиваться, а компании, которые работают по этой модели, достаточно успешно функционируют в различных отраслях. Практика хозяйственной деятельности страны указывает на то, что для развития франчайзинга в РФ все же есть определенные возможности. Но для реализации данных возможностей необходимо создание благоприятных условий. На наш взгляд, в первую очередь необходимо: разработать нормативную и законодательную базу по франчайзингу; внести систему франчайзинга в программу Правительства по поддержке и развитию малого предпринимательства РФ; формировать сеть учебно-методических и консультационных центров по вопросам франчайзинга в различных субъектах страны [4, 152].

Говоря о прогнозах развития франчайзинга в нашей стране как фактора поддержки малого бизнеса, необходимо сказать, что в России в ближайшие годы усилится интерес к данной модели открытия и развития бизнеса. На наш взгляд, на возникновение интереса со стороны потенциальных бизнесменов повлияет рост реальных доходов и возможности формирования накоплений с дальнейшим использованием их для занятия малым предпринимательством. Благодаря такой тенденции, в ближайшее десятилетие может произойти увеличение численности среднего класса, а также видоизмениться структура ВВП страны, в частности, увеличится количество малых и средних компаний.

Таким образом, франчайзинг в будущем может повлиять на уменьшение уровня дефрагментарности развития российской экономики и изменение структуры ВВП страны. Другими словами, он приведет к увеличению доли малого и среднего бизнеса в создании ВВП и позволит уменьшить долю предприятий, которые ориентированы на экспорт сырья.

Литература:

  1. Астремский А. Д. Современные тенденции развития франчайзинга как формы ведения малого бизнеса // ТДР. 2010. № 9. — С.102–105.
  2. Батраченко Д. К. Анализ преимуществ и недостатков франчайзинга// Международный Научный Институт «Educatio» VII, 2014. — С.5–8.
  3. Иншакова Е. И., Кудряшова И. В., Полякова Ю. В.. Иностранные франчайзинговые сети в России// Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экон. Экол. -2014. -№ 1 (24).
  4. Рязанов А. А., Сыроватко И. В. Факторы, влияющие на развитие франчайзинга: теоретический подход // ТДР. 2015. № 1. — С.150–153.
  5. Стенворт Д., Смит Б. Франчайзинг в малом бизнесе. — М.: Юнити-Дана, 2006. — 209 с.
  6. Фролова В. Б. Франчайзинг как основа долгосрочного развития бизнеса // Концепт. 2013. № 11 (27). — С.1–5.
  7. Черемных М. Б. Франчайзинг как стратегия развития малого предпринимательства // УЭкС. 2012. № 42 (6). — С.45.
  8. Вострикова К. В., Слатвицкая И. И. Франчайзинг в России: проблемы и перспективы развития // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.scienceforum.ru/2016/1592/18266 (дата обращения: 25.05.2016).
  9. Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) — [Электронный ресурс]– http://rusfranch.ru/presscenter/newsraf/2506/ (дата обращения: 26.05.2016).
  10. Франчайзинг в России в 2015–2016 году: текущая ситуация и основные тенденции. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://franchobzor.ru/stati/135-franchajzing-v-rossii-v-2015–2016-godu-tekushchaya-situatsiya-i-osnovnye-tendentsii (дата обращения: 25.05.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle