Библиографическое описание:

Макаров Д. С. Взаимосвязь познавательных психических процессов с эффективностью соревновательной деятельности студентов-мини-футболистов // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1222-1226.



В статье рассматривается вопрос влияния познавательных психических процессов на результативность соревновательной деятельности студентов мини-футболистов. Особое место занимают такие познавательные психические процессы как внимание и мышление, так как без них невозможна успешность соревновательной деятельности.

Ключевые слова: соревновательная деятельность, познавательные психические процессы, мини-футбол.

Актуальность исследования. Система подготовки в мини-футболе все чаще поддается критике, что в большей степени подходы заимствованы из большого футбола, и с этим не поспоришь. Это ведь самостоятельный вид спорта, очень «молодой» вид, который должен иметь и свои отличительные, характерные особенности, и организация тренировочного процесса должна создавать все условия для успешного функционирования всех аспектов подготовки, в том числе психологической, для повышения успешности соревновательной деятельности.

Психологическая подготовка в мини-футболе должна занимать особое место, так как познавательные процессы, происходящие во время соревновательной деятельности (внимание, мышление, восприятие, ощущение) могут значительно повлиять на эффективность выполнения игровых действий и взаимодействий, что, в конечном счете, влияет на исход игры.

Материалы многих исследований [2;7;13] свидетельствуют о том, что необходима реконструкция программно-методического обеспечения образовательных программ по спортивным играм (в том числе мини-футбол), в которых практически отсутствует, и слабо рассматривается, аспект психологической подготовки молодых спортсменов. Уделяется внимание развитию индивидуальных творческих способностей, однако не поддается вниманию активизация познавательной сферы.

Познавательные психические процессы в первую очередь связаны с индивидуальной личностью спортсмена, а различные виды спорта представляют широкие требования к структуре личности спортсмена. Как отмечается в некоторых исследованиях, типологические особенности личности мини-футболиста влияют на результативность соревновательной деятельности, и в большей степени, подобные данные личностных особенностей отсутствуют [8;9;10].

На этапах спортивной подготовки успешность обучения спортсменов и результативность их соревновательной деятельности во многом зависят от их способностей, прежде всего интеллектуальных. Таким образом, в подготовке мини-футболистов важным становится развитие внимания, мышления. При этом наблюдается воздействие средств технико-тактической подготовки на развитие психики [1;4;6;11].

Следует признать, что вопросы активизации познавательных процессов студентов-мини-футболистов, являются возможностями для качественного повышения эффективности учебно-тренировочного процесса, и как следствие, повышение спортивного результата.

Цель исследования: определить влияние познавательных психических процессов на эффективность соревновательной деятельности студентов-мини-футболистов.

Объект исследования: соревновательный процесс студентов-мини-футболистов.

Предмет исследования: познавательные психические процессы студентов-мини-футболистов.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что отслеживание взаимосвязи проявления познавательных психических процессов и их развитие в соответствии с рекомендациями позволит повысить эффективность соревновательной деятельности студентов-мини-футболистов если:

– установится взаимосвязь влияния познавательной психической сферы на результативность соревновательной деятельности;

– в содержании программно-методического обеспечения учебно-тренировочного процесса используются рекомендации развития познавательной сферы;

– создаются субъектно-объектные отношения в системе «тренер-спортсмен», направленные на развитие познавательной сферы студентов-мини-футболистов.

Как отмечается многими исследователями [1;5;8], адекватное развитие познавательных психических процессов в полной мере влияют на результат соревновательной деятельности в мини-футболе. В мини-футболе при изменении тактической ситуации на площадке требует от спортсмена корректировки выполняемых тактических действий, что свидетельствует о важности переключения внимания.

В нашей работе мы отмечаем важность таких познавательных психических процессов как: внимание и мышление, которые в соревновательной деятельности тесно связаны между собой.

Успешность соревновательной деятельности в мини-футболе зависит от концентрации и устойчивости внимания.

Особое место, так же, уделяется распределению внимания. Это говорит о том, что спортсмен должен удерживать в поле зрения не только мяч, но и своих партнеров, действия противника, судьи, тренера (иногда тренеры во время игры могут указывать на определенные технико-тактические задачи, на которые должна реагировать его команда). Во время своих действий мини-футболист должен научится распределять грамотно внимание на все вышеперечисленные составляющие, что может гарантировать успешность его соревновательной сосредоточенности.

Такое высокое требования к вниманию предъявляет особые требования к их развитию в учебно-тренировочном процессе. Должны подбираться специфические упражнения для развития такого познавательного психического процесса как внимание. В мини-футболе тоже должно уделяться внимание этому типу внимания, так как, например, анализ выполняемого упражнения говорит, что мыслительные операции работают.

Без мышления невозможна эффективная успешность соревновательной деятельности. Развитие творческого и оперативного мышления индивидуально. Обдумывание тактики игры, выбор соответствующих технических приемов говорит о творческом подходе к выполнению соревновательных действий.

Элементы творческой мыслительной и соревновательной деятельности (в их совокупности) должны присутствовать во время выступлений спортсменов на различных соревнованиях. Он должен присутствовать при выборе индивидуальной тактики, выборе приемов. «Например, когда футболист, двигаясь с мячом в направлении ворот противника, вследствие борьбы с защитниками оказывается практически в самом углу поля, напрашивающимся вариантом продолжения атаки становится передача мяча партнеру, находящемуся в объективно более удобном для удара по воротам положении: ближе к центру штрафной площади, под менее острым углом к воротам».

Без мышления выполнение элементарных действий в спорте невозможно. Спортсмен должен понять для чего, и с какой целью он выполняет то или иное действие. Таким образом, развитию мышления должно отдаваться должное внимание, так как без мыслительной операции невозможно обыгрывание соперника. Мини-футбольное поле — это как шахматная доска, в которой есть место стратегии, без оперативного обдумывания (мыслительных операций) сложившейся соревновательной ситуации — невозможен эффективный исход соревновательной деятельности.

Методы и организация исследования. Для решения задач исследования нами были выбраны следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, психологическое тестирование (по опроснику Айзенка, Бурдона), педагогическое наблюдение (протоколирование СД), математико-статистические методы. Исследование проводилось с января по май 2016 года на базе мини-футбольной студенческой команды ИПИ им. П. П. Ершова в составе 8 игроков 18–22 лет, имеющих 1–3 взрослые разряды.

Результаты исследования и их обсуждение. В начале исследования мы определили исходные показатели развития внимания и интеллектуальных способностей у испытуемых (табл.1).

Таблица 1

Показатели уровня общего интеллектуального развития исвойств внимания

Ф.И. игрока

Амплуа

4 и 5 субтесты Айзенка

Корректурная проба (тест Бурдона)

Итоговый показатель уровня общего интеллектуального развития

Уровни значений IQ

Объем работоспособности

Концентрация (количество ошибок/ безошибочность)

Устойчивость Индекс безошибочности

результат

уровень

результат

уровень

результат

уровень

1

М.Д.

н

127,5

выше среднего

868

хор

8

хор.

0,011

хор.

2

К.М.

у

107,5

высокий

816

хор

14

хор.

0,018

хор.

3

Г.В.

з

110

высокий

764

хор

10

хор.

0,013

хор.

4

Д.З.

н

95

средний

667

уд.

16

уд.

0,023

уд.

5

М.А.

у

100,5

средний

794

хор

17

уд.

0,011

уд.

6

Г.А.

з

110

высокий

813

хор.

6

хор.

хор.

7

Ч.А.

в

97,5

средний

653

уд.

14

хор.

0,26

уд.

8

М.И.

в

115,5

выше среднего

913

хор.

4

отл.

0,006

хор.

Средний по группе

108

высокий

786

хор.

11,1

хор.

0,013

хор.

Анализируя данные можно утверждать, что 37,5 % испытуемых имеют высокий уровень средних показателей развития интеллектуальных способностей. 37,5 % испытуемых имеют средний уровень интеллектуального развития. 25 % испытуемых имеют уровень интеллектуального развития выше среднего.

В итоге можно утверждать, что в среднем показатель интеллектуального развития группы равен высокому значению средних показателей.

Люди с такими показателями с трудом заканчивают вузы, но, если человек усидчив и трудолюбив, он может получить отличное рабочее место. Эта группа составляет непосредственно 25 % населения.

Данные корректурной пробы показывают, что объем работоспособности внимания у 25 % испытуемых находится на удовлетворительном уровне, а остальные 75 % имеют хороший уровень работоспособности внимания.

Концентрация внимания у одного испытуемого (12,5 %) находится на высоком уровне. У 25 % уровень концентрации внимания удовлетворительный. И остальные 62,5 % испытуемых имеют хорошую концентрацию внимания.

Устойчивость внимания (индекс безошибочности) у 3 испытуемых (37,5) находится на удовлетворительном уровне, а остальные 62,5 % имеют хорошую устойчивость внимания.

В целом можно сказать, что особенности внимания, согласно корректурной пробе, у группы испытуемых находится на хорошем уровне.

Концентрация внимания в условиях соревновательной деятельности, а также устойчивость внимания являются составляющим психологического компонента в условиях соревновательной деятельности. Игроки должны быть собраны, внимательны, так как постоянное изменение игровой ситуации и отслеживание игровой ситуации, требует повышенного уровня развития познавательной психической сферы, как внимание.

Воздействие соревновательных ситуаций наэффективностьдеятельностиспортсменаимеетобъективную базу. Психологическая напряженность, возникающая в соревновательных условиях и представляет собой некий эмоциональный фон, объясняет пробуждение специфическогофизиологическогофона, которыйприводитк сдвигамв деятельности многофункциональных системорганизма, в частности, к изменению восприимчивости моторного анализатора, эффективности осуществлении специфик вниманияи некоторыхдругихфакторов, оказывающих немаловажное влияниенаэффективностьсоревновательнойдеятельностиспортсмена

Чтобы оценить результативность соревновательной деятельности каждого отдельного игрока и команды в целом мы использовали разработанный на нашей кафедре и математически обоснованный коэффициент полезности игрока (КПИ) [8].

Для установления влияния факторов эффективности соревновательной деятельности мы провели корреляционный анализ по Пирсону. Для этого в качестве одного показателя выступил выявленный коэффициент полезности игрока (КПИ). Если коэффициент равен 1 или превышает это значение, то игрок оказался эффективным в условиях соревновательной деятельности, если ниже значения 1, то неэффективным. Таким образом, по итогам 10-ти матчей в исследовании определилось 5 эффективных игроков (КПИ≥1) и 3 неэффективных (КПИ<1) (табл.2).

Таблица 2

Показатели эффективности соревновательной деятельности (коэффициент полезности игрока)

Ф.И. игрока

Амплуа

Показатель КПИ виграх

Средний КПИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

М.Д.

н

0,80

1,65

1,41

1,71

1,55

1,84

1,45

2,23

1,80

2,12

1,66

2

К.М.

у

1,29

2,17

2,32

1,19

1,71

2,83

2,16

2,45

2,35

2,50

2,17

3

Г.В.

з

0,91

1,72

1,24

1,55

1,05

1,81

1,76

2,08

1,62

1,89

1,56

4

Д.З.

н

0

1,48

0,53

0,71

0,45

0,72

0,97

1,77

0,69

1,32

0,86

5

М.А.

у

0,99

1,15

1,34

1,07

0,89

1,45

1,51

1,18

0,96

1,88

1,24

6

Г.А.

з

0,71

1,39

1,31

1,13

0,66

1,40

1,31

1,62

0,62

1,07

1,12

7

Ч.А.

в

0,27

0

0,45

0

0

0,54

0,53

0

0

0,36

0,43

8

М.И.

в

0

0,60

0

0,39

0,43

0

0

0,55

0,41

0

0,48

Ср. по группе

1,19

Для установления взаимосвязи влияния познавательной психической сферы на результативность и эффективность соревновательной деятельности нами проведен корреляционный анализ (табл.3).

Таблица 3

Результаты корреляционного анализа между показателем эффективности соревновательной деятельности иуровня значений IQ иобъема, концентрации, устойчивости внимания

Показатели интеллектуального развития иобъем, концентрация иустойчивость внимания

Корреляционный анализ

Коэффициент,r

Достоверность, p

1

Общее интеллектуальное развитие

0,36

p>0,05

2

Объем работоспособности (внимание)

0,28

p>0,05

3

Концентрация внимания

0,14

p>0,05

4

Устойчивость внимания

-0,5

p>0,05

Выявленные данные математико-статистической обработки данных свидетельствуют о том, что достоверные результаты отсутствуют (при р<0,05). Так как полученные данные меньше критического значения (rкрит= 0,707). Однако, обнаружена средняя положительная корреляционная взаимосвязь между эффективностью соревновательной деятельности студентов-мини-футболистов и устойчивостью (индексом безошибочности) внимания.

Выводы.Можно утверждать, что без участия познавательных психических процессов, соревновательная деятельность спортсменов невозможна. Развитие специфических познавательных психических процессов таких как: внимание, мышление просто необходимо.

От развитости у мини-футболистов этих свойств психики будет зависеть успех соревновательной деятельности [3]. В связи с тем, что мини-футбол является одним из молодых видов спорта научно-методические основы, связанные с развитием внимания и мышления разработаны недостаточно. Так как ученые отдают должное развитию этих аспектов психологической подготовки, то это актуализирует проблему нашего исследования и определяет ее важность.

Результаты проведенного исследования показывают, что развитие познавательной психической сферы, в частности внимания и мышления, оказывают некоторое влияние на эффективность соревновательной деятельности.

При проведении корреляционного анализа нами обнаружено, что на эффективность соревновательной деятельности влияют: уровень общего интеллектуального развития и такое свойство внимания как устойчивость (безошибочность).

Литература:

1. Горская, Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов [Текст]: учеб. пособие / Г. Б. Горская. — Краснодар. — 1995.- 178 с.

2. Макаров, Ю. М. Содержание и направленность педагогических воздействий на начальном этапе подготовки в спортивных играх [Текст]: учеб. пособие / Ю. М. Макаров. — СПб.: Олимп, 2009. — 92 с.

3. Маркиянов, О.А. Развитие свойств психических процессов как составляющая психологической подготовки спортсмена [Текст] / О. А. Маркиянов, А. И. Орлов, Т. И. Орешкина // Вестник спортивной науки. — 2009. — № 2. — С. 8–11.

4. Найдиффер, Р. М. Психология соревнующегося спортсмена [Текст] / Р. М. Найдиффер. — М.: Физкультура и спорт, 1979. С. 39–41.

5. Наконечная, Л. Е. Построение программы индивидуализации психологической подготовки с учетом индивидуально-психологических особенностей в мини-футболе [Текст] / Л. Е. Наконечная, Е. В. Романина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2015. — № 2 (120). — С. 217–220.

6. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. — Психодиагностика, 2001. — 640 с.

7. Осипенко, А. И. Развитие творческих способностей у юных футболистов 9–12 лет на основе применения интеллектуальных и подвижных игр [Текст]: дисс. канд. пед. наук. / А. И. Осипенко. -: Смоленск, 2006. — 156 с.

8. Поливаев, А. Г. Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей личности студентов — мини-футболистов с показателями эффективности соревновательной деятельности [Текст] // Молодой ученый. — 2015. — № 17. — С. 593–596.

9. Поливаев, А. Г. Индивидуально-ориентированный подход в формировании профессионально-педагогических умений и компетенций студентов факультета физической культуры [Текст] / А. Г. Поливаев, А. Н. Родионов // В сборнике: XXIII ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Межвузовский сборник научных статей. отв.ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим, 2013. — С. 46–47.

10. Поливаев, А. Г. Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре [Текст] // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 627–629.

11. Родионов, А. В. Психология спортивного поединка [Текст] / А. В. Родионов. — М.: ФиС, 1968. С. 12.

12. Ткачева, М.С. Особенности функционирования познавательных психических процессов в различных видах спорта [Текст] // Известия Саратовского университета. Аксеология образования. Психология развития. — 2012. — № 4. — С. 65–69.

13. Яхонтов, Е. Р. Психологическая подготовка баскетболистов [Текст]: учеб. пособие / Е. Р. Яхонтов. — СПб: СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2000. — С. 43–50.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle