Библиографическое описание:

Кажен С. Ж. Формирование основ здорового образа жизни у учащихся в рамках урочной и неурочной деятельности по физической культуре // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1213-1215.



В статье представлены результаты работы по формированию основ здорового образа жизни у пятиклассников в рамках урочной и неурочной деятельности по физической культуре. На начальном этапе эксперимента у 60 % учащихся уровень сформированности знаний и навыков здорового образа жизни находился на низком уровне. После внедрения комплекса мероприятий по формированию основ здорового образа жизни, у школьников повысилось количество положительных ответов на вопросы анкетирования по основам ЗОЖ в два раза.

Применение комплексного подхода для формирования основ здорового образа жизни учащихся в рамках урочной и неурочной деятельности по физической культуре способствовало статистически значимому росту показателей физической подготовленности школьников.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, школьники, физическая культура, здоровье.

Актуальность исследования. Формирование основ здорового образа жизни подрастающего поколения представляет собой одну из главных задач современного общества [1, с.5; 2, с.6]. Одним из компонентов здорового образа жизни является физическое здоровье детей и подростков [6, с.132]. По результатам ряда исследований, физическое здоровье остается на низком уровне и поэтому его сохранение и улучшение является одной из актуальных проблем современного общества [3, с.12; 5, с.93].

Формирование здорового образа жизни у школьников требует выявления особенностей здоровья в этом возрасте, специфики педагогического воздействия и продуманной системы организации физического воспитания на уроках физической культуры, кроме всех прочих оздоровительных мер, проводимых в школе [4, с.6; 5, с.95].

Целью исследования являлось экспериментальное обоснование использования средств и методов физической культуры в урочной и неурочной деятельности для формирования основ здорового образа жизни школьников.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 1 г. Ишима, в котором приняли участие пятиклассники 2 классов. Контрольную группу (КГ) составляли 24 школьника и 26 школьников — экспериментальную группу (ЭГ), в которой реализовывался комплексный подход по формированию основ здорового образа жизни в рамках урочной и неурочной деятельности по физической культуре.

Для решения задач исследования мы использовали соответствующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, математико-статистические методы.

Результаты исследования и их обсуждение. Организация комплексного подхода по формированию основ здорового образа жизни включала проведение «Дней здоровья», классных часов с привлечением родителей, викторин, лекций о здоровом образе жизни, различных спортивных мероприятий, физкультминуток и физкультурных пауз, домашних заданий по формированию основ здорового образа жизни.

Для оценки отношения учащихся контрольной и экспериментальной групп к здоровому образу жизни было проведено анкетирование. На начальном этапе эксперимента у 60 % учащихся контрольной и экспериментальной групп уровень сформированности знаний и навыков здорового образа жизни находился на низком уровне.

Для оценки уровня сформированности навыков здорового образа жизни пятиклассников в конце опытно-экспериментальной работы было проведено повторное анкетирование учащихся. Результаты анкетирования учащихся в конце эксперимента представлены в табл.1.

Таблица 1

Результаты анкетирования учащихся 5 класса контрольной иэкспериментальной групп вконце эксперимента

Группы

Кол-во отрицательных ответов

Доля

Кол-во положительных ответов

Доля

КГ

14,8

55 %

12,2

45 %

ЭГ

8,5

31,5 %

18,5

68,5 %

Анализ результатов позволяет заключить, что в конце исследования в экспериментальной группе пятиклассников в два раза снизилось количество отрицательных ответов на вопросы анкеты. У 31,5 % анкетируемых школьников экспериментальной группы преобладали отрицательные ответы, 68,5 % анкетируемых дали положительные ответы, что указывает о повышении уровня сформированности навыков здорового образа жизни, учащиеся стали лучше ориентироваться в области гигиены, физической культуры, режима дня.

Среди учащихся контрольной группы только на 5 % уменьшилось количество отрицательных ответов на вопросы анкеты об уровне сформированности навыков здорового образа жизни.

Полученные данные позволяют нам сделать вывод о том, что уровень сформированности навыков здорового образа жизни у школьников контрольной группы остался практически на прежнем уровне, а школьников экспериментальной группы повысился.

После применения комплексного подхода по формированию основ здорового образа жизни у учащихся в рамках урочной и неурочной деятельности по физической культуре было проведено повторное тестирование уровня физической подготовленности школьников пятых классов КГ и ЭГ, результаты которого представлены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2

Показатели физического развития школьников контрольной иэкспериментальной групп (девочки) после эксперимента

Группы испытуемых

Прыжок вдлину сместа, см

Наклон вперед, см

Сгибание разгибание рук вупоре лежа, кол-во раз

Поднимание туловища из положения лежа за 30сек, кол-во раз

1

Девочки ЭГ

156,15±1,82

+12,92±0,49*

11,15±0,74*

16,61±0,53*

2

Девочки КГ

152,23±3,48

+10,0±0,39

6,92±0,51

10,84±0,38

Примечание: достоверность различий между показателями контрольной и экспериментальной групп: * — Р ≤0,05.

Анализ результатов тестирования физической подготовленности девочек экспериментальной группы в конце опытно-экспериментальной работы демонстрирует рост основных показателей, по сравнению со школьницами контрольной группы. Полученные результаты сравнивались с нормативными требованиями программы по физической культуре для пятых классов. Результаты прыжка в длину с места у школьниц экспериментальной группы составили 156,15 см, что соответствовало выше среднего уровню. У школьниц контрольной группы — 152,33 см. Данные отличия не носили статистически достоверного характера.

Реализованная комплексная программа по формированию основ здорового образа жизни способствовала статистически достоверному повышению уровня гибкости, силовых и скоростно-силовых способностей девочек экспериментальной группы, их показатели стали соответствовать выше среднего и высокому уровню.

Например, показатели числа отжиманий из упора лежа на оценку «хорошо» должны составлять 8 раз, а средний показатель девочек экспериментальной группы в конце исследования составил 16,61 раз, что соответствует отличной оценке.

У девочек контрольной группы показатели развития гибкости, скоростно-силовых и силовых способностей были статистически достоверно ниже, чем у школьниц экспериментальной группы и соответствовали среднему уровню.

Таблица 3

Показатели физического развития школьников контрольной иэкспериментальной групп (мальчики) после эксперимента

Группы испытуемых

Прыжок вдлину сместа, см

Наклон вперед, см

Подтягивания на высокой перекладине, кол-во раз

Поднимание туловища из положения лежа за 30 сек, кол-во раз

1

Мальчики ЭГ

159,07±5,17

+9,84±0,49*

7,61±0,47

18,84±0,51*

2

Мальчики КГ

148,36±5,69

+6,72±0,99

6,36±0,65

16,0±0,38

Примечание: достоверность различий между показателями контрольной и экспериментальной групп: * — Р ≤0,05.

На контрольном этапе исследования у мальчиков экспериментальной группы показатели физической подготовленности превышали их уровень у школьников контрольной группы. Результаты прыжка в длину с места у мальчиков контрольной группы составляли 148,36 см и соответствовали ниже среднему уровню, а у учеников экспериментальной группы — 159,07 см, что соответствует выше среднего уровню развития взрывной силы.

Статистически значимые различия между мальчиками контрольной и экспериментальной групп отмечались по показателю гибкости. Уровень ее развития у мальчиков экспериментальной группы стал соответствовать высокому уровню, в то время как у школьников контрольной был отмечен ниже среднего уровень развития гибкости. Уровень развития силовых способностей школьников экспериментальной группы стал соответствовать высокому уровню, а в контрольной группе — выше среднего уровню. Реализация комплексного подхода по формированию здорового образа жизни способствовала развитию скоростно-силовых качеств у мальчиков экспериментальной группы. Уровень развития скоростно-силовых способностей у мальчиков экспериментальной группы на контрольном этапе исследования соответствовал выше среднему уровню, у учеников контрольной группы — ниже среднего уровню, указанные отличия носили статистически достоверный характер.

Проведенные исследования позволили сформулировать следующие выводы:

  1. Результаты первоначального исследования показали, что на констатирующем этапе эксперимента у школьников (контрольной и экспериментальной групп) низкий уровень знаний и навыков здорового образа жизни, показатели физического развития ниже среднего уровня.
  2. После внедрения комплекса мероприятий по формированию основ здорового образа жизни, у учащихся экспериментального класса повысилось количество положительных ответов на вопросы анкетирования по основам ЗОЖ в два раза — до 69 %.

Применение комплексного подхода для формирования основ здорового образа жизни учащихся в рамках урочной и неурочной деятельности по физической культуре способствовало статистически значимому росту показателей физической подготовленности школьников экспериментальной группы. У девочек экспериментальной группы прирост показателей физической подготовленности опережал его темпы у мальчиков.

Литература:

  1. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа вуз» [Текст]/ Н. П. Абаскалова — Новосибирск: Дис. д-ра пед. наук, 2001. — 365с.
  2. Бушуева В. О. Формирование здорового образа жизни у старшеклассников [Текст] / В. О. Бушуева Дис. канд. пед. наук. Пятигорск, 2002. — 156 с.
  3. Виноградов П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни. [Текст] / П. А. Виноградов М.: Мысль, 1990.-288 с.
  4. Куликов В. Н. Формирование мотивов здорового образа жизни у подростков в средней образовательной школе [Текст] / В.Н Куликов Дис. канд. пед. наук. Киров, 2002.-181 с.
  5. Поливаев, А. Г. Состояние здоровья как показатель качества жизни подрастающего поколения [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Шабанов // В сборнике: XXVI Всероссийскую научно-практическую конференцию «ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ», 3–4 марта 2016 г. — Ишим: Изд-во ИПИ им. П. П. Ершова (филиала) ТюмГУ, 2016. — С. 93–96.
  6. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Учеб.метод, пособие / [Текст] / Под ред. Л. В. Баль, С. В. Барканова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 192 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle