Библиографическое описание:

Хакимова Э. Г. Анализ соблюдения стандарта раскрытия информации в сфере ЖКХ // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 234-239.



Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) — важнейшая система жизнеобеспечения и безопасности населения. Коммунальное хозяйство — комплексотраслей экономики, обеспечивающий функционирование инфраструктуры поселений, а также различных зданийв них, создающих безопасное,удобноеи комфортабельное проживание и нахождение в них людей путём предоставления им коммунальных ресурсов и широкого спектра жилищных услуг. Включает в себя такжеобъектысоциальной инфраструктуры для обслуживания жителей [2, c.12].

Степень развития и объем деятельности коммунального хозяйства непосредственно влияют на уровень и качества жизни населения, бытовые условия его жизни, а также на уровень производительности труд.

Проблема ЖКХ является актуальной для населения всей страны, независимо от их социального положения и уровня благосостояния. В условиях перехода всей экономики на рыночную основу реформа ЖКХ назрела давно. Реформирование системы ЖКХ является приоритетным направлением развития потенциала страны, обсуждается на всех уровнях власти и в средствах массовой информации. Смысл реформы состоит в том, чтобы ввести в систему ЖКХ конкурентную систему, активно привлекать малые предприятия, одолеть монополию государства, модернизировать все комплексы жилищно-коммунального хозяйства. Большая часть этих мер реализуется, но пока недостаточно эффективно [2, c.20].

В 2010 году Министерством регионального развития от лица Правительства РФ, было подписало соглашение со Всемирным банком (МБРР) о реализации совместного проекта «Реформа ЖКХ в России». 200 млн. долларов выделил Всемирный банк, еще 6 млн. выделило Правительство РФ в качестве безвозмездного гранта, который был направлен городам-участникам проекта для восстановления и реконструкции жилищно-коммунальной инфраструктуры. Участниками программы Правительства РФ и Всемирного банка стали: Братск, Волжский, Иваново, Набережные Челны, Нефтеюганск, Новокуйбышевск, Оренбург, Саранск, Тула и Чебоксары, резервные города — Архангельск, Димитровград, Пятигорск и Череповец.

Одной из основных причин продолжающегося кризиса в ЖКХ, по мнению специалистов, являются отсутствие прозрачной и четко отлаженной системы финансирования отрасли, недостаточный уровень инвестирования наряду с неэффективным использованием поступающих в отрасль финансовых ресурсов.

Существенный рост тарифов в сфере ЖКХ вызывает все больше вопросов. Расхищение денежных средств, как управляющими компаниями, так и отдельными ресурсоснабжающими организациями достигло таких масштабов, что без пристального контроля самими потребителями коммунальных услуг нет возможности обойтись. Рыночные механизмы управления, а особенно в коммунальной сфере привели не к созданию конкуренции и снижению цен на рынке оказания услуг, а к расхищениям денежных средств. Примером может послужить хищение 3 млрд. рублей из городского бюджета Санкт-Петербурга, которые должны были быть направлены на строительство и ремонт объектов теплоснабжения и водоснабжения.

Принятые в последние годы стандарты раскрытия информации организациями жилищно-коммунального комплекса являются одним из шагов по регулированию деятельности в сфере ЖКХ, не только на государственном уровне, но и на уровне потребителей этих услуг.

Федеральным законом от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Закон) предусмотрено создание единой федеральной централизованной информационной системы (ГИС ЖКХ), функционирующей на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством [2].

Поставщиками информации в систему выступают как лица, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами, так и органы власти различных уровней.

Государственной корпорацией — Фондом содействия реформированию ЖКХ утверждена Методика оценки эффективности деятельности управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов путем анализа информации, размещаемой на сайте «Реформа ЖКХ». Основа методики — присвоение балла по определенному показателю при наличии факта раскрытия дополнительных (детализирующих) сведений по каждому из жилых домов, управление которыми осуществляет организация. На последнем этапе все баллы суммируются, и организации, управляющей жилищным фондом, присваивается рейтинг в соответствии с таблицей:

Баллы (нижняя граница интервала)

Рейтинг

Оценка деятельности организации, управляющей жилищным фондом

90

AAA

наивысшая

80

AA

очень высокая

70

A

высокая

60

BBB

выше средней

50

BB

средняя

40

B

ниже средней

30

CCC

удовлетворительная

20

CC

неудовлетворительная

10

C

низкая

0

D

предельно низкая

Оценка проводится по пяти основным направлениям:

1) масштаб деятельности,

2) финансовая устойчивость,

3) эффективность,

4) репутация,

5) прозрачность.

За исходные данные для расчетов применяются обязательные для раскрытия показатели деятельности управляющих компаний, а также такие конкретизирующие данные, как объем выполненных работ по ремонту и модернизации общего имущества за отчетный период, просроченная задолженность жителей за предоставленные коммунальные услуги по отношению к среднемесячному доходу от предоставления коммунальных услуг, заполняемые на усмотрение управляющей организации [7].

С момента вступления в силу этого стандарта прошло достаточное время для того, чтобы все положения нормативного акта выполнялось управляющими организациями (компаниями) в полной мере. В связи с этим был проведен анализ выполнения стандарта раскрытия информации — охвачены все ТСЖ города Оренбурга. Обрабатывалась информация, размещенная на сайте Реформа ЖКХ, где все управляющие организации должны в полном объеме предоставлять информацию о своей деятельности.

Общий рейтинг ТСЖ по качеству размещения информации представлен в таблице 1.1(см. Приложение А).

В данном случае можно выделить 22 ТСЖ из 92, имеющих показателей полноты предоставления информации о своей деятельности свыше 50 %. Действительными лидерами можно считать 3 ТСЖ, показатели которых превышает 70 %. Самые предельно низкие показатели у 50 ТСЖ, которые не предоставляют информацию о своей деятельности в полном объеме. Показатели очень низкие, не обеспечивающие не то что потребности потребителей, но и требования стандарта, нормативного документа, обязательного для исполнения.

Распределение результатов оценки по присвоенному рейтингу можно увидеть на диаграмме 1.

Рис. 1. Распределение результатов оценки по присвоенному рейтингу за 2015 г.

Таким образом, можно сделать вывод, что только у 3,26 % ТСЖ высокая информационная доступность, у 9,78 % — выше средней, у 10,87 % — средняя, у 7,61 % — ниже средней, у 14,31 % — удовлетворительная, у 18,48 % — неудовлетворительная, у 18,48 % –низкая, у 17,39 % — предельно низкая.

Ситуация в обозначенной сфере далека от удовлетворительного уровня. Выделяются несколько товариществ собственников жилья, которые демонстрируют определенные, и серьезные усилия по соблюдению требований правительственного стандарта. Для изменения ситуации в лучшем направлений необходимы усилия всех субъектов в сфере управления многоквартирными домами — самих управляющих организаций, и даже более — их объединений; органов местного самоуправления; собственников и нанимателей в многоквартирных домах. На развитие информационных стратегий и политик негативно влияет объективная ограниченность ресурсов, а также субъективная незаинтересованность руководящего состава управляющих организаций в открытости информации.

Приложение А

Сводный рейтинг компаний по полноте предоставления информации на 12. 2015г.

Наименование

Баллы

1.

ТСЖ «Октава»

74.75

2.

ТСЖ «Восход»

73,5

3.

ТСЖ «Согласие»

70,5

4.

ТСЖ «Лада»

69

5.

ТСЖ «Хозяин»

69

6.

ТСЖ «Луч»

65,5

7.

ТСЖ «Малая Земля»

65,5

8.

ТСЖ «Счастье»

65

9.

ТСЖ «Контакт»

64,5

10.

ТСЖ «Веста»

63

11.

ТСЖ «Городок»

61

12.

ТСЖ Гарант

60,75

13.

ТСЖ «Дельта»

57,25

14.

ТСЖ № 3

56,5

15.

ТСЖ «Клен»

56

16.

ТСЖ «Успех-1»

54,75

17.

ТСЖ «ФЕНИКС»

54,5

18.

ТСЖ «Мирный»

53,75

19.

ТСЖ «Комфорт»

52

20.

ТСЖ «Престиж»

51,5

21.

ТСЖ «Доверие»

50,75

22.

ТСЖ «Новое»

50,5

23.

ТСЖ ВАЛАН

45

24.

ТСЖ «ОРБИТА»

43,25

25.

ТСЖ «Авангард»

42,5

26.

ТСЖ «Гектор»

42,5

27.

ТСЖ «Виктория»

42,25

28.

ТСЖ № 70

42

29.

ТСЖ «ЗВЕЗДНЫЙ»

40

30.

ТСЖ «НАШ ДОМ»

39,75

31.

ТСЖ «Лидер»

38,5

32.

ТСЖ «Ветеран»

37,75

33.

ТСЖ «Лист»

37,75

34.

ТСЖ «Связист»

37,25

35.

ТСЖ «МИР-1»

37

36.

ТСЖ «Кедр»

35,75

37.

ТСЖ Айсберг

35,5

38.

ТСЖ «Березка»

35,25

39.

ТСЖ Заря

35,25

40.

ТСЖ «Заводское»

34,5

41.

ТСЖ Горизонт

34,25

42.

ТСЖ «Комета»

33,5

43.

ТСЖ№ 74

29,75

44.

ТСЖ «Контакт»

28,75

45.

ТСЖ «Встреча»

28,25

46.

ТСЖ «Айсберг»

28

47.

ТСЖ «МЕЧТА»

27

48.

ТСЖ Альянс

26,75

49.

ТСЖ «Единство»

25,75

50.

ТСЖ «Парковый»

25,25

51.

ТСЖ «Искра»

25

52.

ТСЖ № 62

24,75

53.

ТСЖ «Сокол»

23,75

54.

ТСЖ «Дворянское гнездо»

23,25

55.

ТСЖ «Братство»

23

56.

ТСЖ «Мир»

23

57.

ТСЖ «Экспресс»

21

58.

ТСЖ№ 68

20,75

59.

ТСЖ «Кристалл»

20

60.

ТСЖ «Мой дом»

19,75

61.

ТСЖ Сырейка

19,25

62.

ТСЖ «Газовик»

18,5

63.

ТСЖ «Северное»

18,5

64.

ТСЖ «Западная 1»

17

65.

ТСЖ «Престиж — 1»

17

66.

ТСЖ «Оракул»

16,5

67.

ТСЖ № 39

15,75

68.

ТСЖ № 8

15,5

69.

ТСЖ № 75

15,25

70.

ТСЖ № 30

15

71.

ТСЖ № 40

14,75

72.

ТСЖ№ 61

14,25

73.

ТСЖ «Центр»

13,25

74.

ТСЖ Стимул

13

75.

ТСЖ «НАДЕЖДА»

11,25

76.

ТСЖ «Уют»»

11,25

77.

ТСЖ «СВС-Жилсервис»

9,5

78.

ТСЖ «Союз»

9,5

79.

ТСЖ «Красная площадь»

8,5

80.

ТСЖ «НАДЕЖДА»+

8,25

81.

ТСЖ «Весна»

7,5

82.

ТСЖ «Звездный-2»

7,5

83.

ТСЖ «Каменный цветок»

7,5

84.

ТСЖ ЛИПА

6,5

85.

ТСЖ «Радуга»

6,5

86.

ТСЖ «Энергия»

6,5

87.

ТСЖ «Изумруд-1»

6,25

88.

ТСЖ «Лидия»

6,25

89.

ТСЖ № 71

6

90.

ТСЖ «Правда-22»

6

91.

ТСЖ № 25

5,5

92.

ТСЖ «Пивовар»

4,5

Литература:

  1. ЖКХ России: Практика реформирования. http://izhcommunal.ru/publ/neprozrachnost_zhkkh_istochnik_korrupcii_mnenija_parlamentariev/5–1-0–118 (дата обращения 05.2016г)
  2. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление, экономика: учебное пособие / В.З Черняк. — 2-е изд., перераб.- М.: КНОРУС, 2012.- 392 с.
  3. Коряковцев В. Г. Товарищество собственников жилья, как одна из форм управления многоквартирными домами / В.Г Коряковцев.: Гросс Медия, 2014.-224 с.
  4. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731»Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».
  5. Раскрытие информации в сфере ЖКХ. http://fictionbook.ru/static/trials/08/37/49/08374972.html (дата обращения 05.2016г).
  6. Реформа ЖКХ. https://www.reformagkh.ru/ (дата обращения 05. 2016г).
  7. Фонд содействия реформированию ЖКХ http://fondgkh.ru/mkd/cat/mkd/ (дата обращения 05.2016г).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle