Библиографическое описание:

Хачикян П. П. Общевоинские причины возникновения коррупции в вооруженных силах Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1371-1374.



Inthescientificarticle, the author discusses general military causes of corruption in the system of the Russian Federation Armed Forces. The analysis of the socio-economic, moral, and organizational and management causes of corruption in the Armed Forces. Studying the problem of corruption in the army by military psychology. Allocated specific practical reasons for the emergence and persistence of corruption in the Armed Forces.

Keywords: general military causes of corruption, corruption in the Armed Forces, the psychology of corruption, anti-corruption, anti-corruption, corruption in the army, criminally punishable acts of corruption

Коррупция в Вооруженных Силах Российской Федерации имеет под собой определенные, узкопрофильные причины возникновения, свойственные именно военной среде. Наличие особенных, уставных отношений и «закрытость» от общественности, вносят в коррупционные отношения, происходящие в Вооруженных Силах Российской Федерации — особенные нюансы, которые мы подробно рассмотрим ниже.

Рис. 1. Основные общевоинские причины коррупции в ВС РФ

Для начала, стоит разделить причины коррупции в ВС РФ на три основные группы (рис.1):

  1. Социально-экономические причины коррупции.
  2. Морально-нравственные причины коррупции.
  3. Организационно-управленческие причины коррупции.

Социально-экономические причины коррупции в основе своей строятся на низком уровне денежного довольствия военнослужащих. Когда военнослужащий сталкивается с тем, что «на гражданке» специалист примерно того же профиля получает значительно большую заработную плану, а также прилагает для этого меньше усилий — он встает перед сложным выбором — уволится с военной службы и уйти в гражданские структуры или, не теряя своего статуса военнослужащего, пытаться скомпенсировать разницу в зарплате с помощью своего служебного положения. Как правило, если по возрасту выходить на пенсию ещё рано — военнослужащий соблазняется коррупционными отношениями. Отдельно стоит рассмотреть наличие воинских должностей, которые являются наиболее «прибыльными» и связаны у коррупционеров с прямым доступом к материальным средствам. Как правило, жестко построенная вертикаль коррупции от вышестоящего командования, к службе на таких должностях допускает исключительно доверенных лиц, которые готовы как изначально хорошо заплатить за такое назначение, так и в дальнейшем выплачивать определенный процент своим вышестоящим командирам.

Морально-нравственные причины коррупции. Сильный упадок и деградация общества, навязываемый во многом западными странами образ жизни, а также основной толчок всему этому, которым явился распад СССР — повлекли к переоценке ценностей, смысла жизни и морально-нравственных качеств у целого поколения людей. В подобной системе ценностей на первым план выходят стремления самоутверждения, денежных ценностей, как это сейчас принято говорить — потребительские отношения. Ценность морали, долга, совести, Родины — отходят, в лучшем случае, на второй план. К сожалению, кадровая работа, проводимая при наборе (призыве) на службу в ряды Вооруженных Сил РФ проходит достаточно поверхностно. Несмотря на использование вполне успешно применяемых методик психологических тестов, тестов на профориентацию, а также прохождение медкомиссии — они носят скорее общетребовательный по отношению к некой средней норме характер, без углубленного изучения личности и психологии конкретного кандидата. В связи с тем, что автор данной работы знаком с процессом профотбора, проводимого для специальных служб, в которых предусмотрена военная служба и отбором, проводимого при наборе в обычные войсковые части и соединения ВС РФ, военные университеты — можно с уверенности заявить, что качество отбора кадров в системе ВС РФ находится на достаточно низком уровне. Если при отборе кандидатов для специальных служб удается снизить количество «случайных» лиц благодаря многоступенчатым методикам психодиагностики, в том числе с применением полиграфа и многоуровневого тестирования, то при наборе кадров в систему ВС РФ полиграф на данный момент практически не применяется, а проводимые процедуры психодиагностики позволяют пройти их без особого упора на моральные качества личности. Поводом для отказа при наборе на службу в ВС РФ будет служить лишь явно неадекватное поведение кандидата, которое будет заметно и не специалистам, а если кандидат вполне «нормальный», но не подходит по каким-то морально-этическим качествам (например, по склонности к коррупционным отношениям, по пониманию и осознанию важности своей работы для общества) то на это и внимание никто не обратит — по сути, задачи такой перед психологами никто не ставит.

Организационно-управленческие причины. Не только морально-этические и идеологические причины конкретного военнослужащего порождают коррупционные отношения. Даже, если порядочный и честный военнослужащий, с высокими моральным принципами поставил для себя задачу не вступать в коррупционные отношения — его могут заставить сделать это. Как заставить в прямом смысле физически (под угрозой жизни и здоровья), так и под угрозой куда менее суровых факторов — не будет очередного воинского звания, продвижения по службе, служебной квартиры = хорошего расположения командования. И в данном случае человек, ещё вчера уверенный в том, что ни сам давать взятку, ни получать он не будет, сталкивается со сложным выбором — что делать? На одну чашу весов он кладет свою мораль, честь, служение родному отечеству, а на вторую — несправедливость окружающих, личные интересы, несовершенство всей системы, нехороших подстрекателей. Даже, если идеалистический уклад этого «военнослужащего-правдоруба» позволит ему отказаться от коррупционных отношений, а в каких-то случаях даже, заручившись поддержкой контролирующих служб, изобличить свое руководство вплоть до уголовного преследования и громких скандалов с увольнениями руководства — скорее всего, его карьера будет в дальнейшем складываться не так хорошо — на новом месте службы, слава о нём будет известна ещё до прибытия в часть, его дальнейшее взаимоотношение со всеми может просто не сложиться, к нему намеренно будут относиться с излишним формализмом и притеснять. Организационно-управленческие причины, а именно наличие должным образом регламентированных механизмов по получению тех или иных благ (надбавок, премий, поощрений, возможности карьерного роста) также порождает коррупцию.

Рассмотрим возникновение коррупционных отношений с психологической стороны. Коррупционные отношения, как правило, возникают между двумя сторонами — первой, наделенной властными полномочиями, административным ресурсом, а также второй — лицом, заинтересованном в этом самом ресурсе и полномочиях, которые можно направить в своих интересах. Зарождение коррупционного «спроса» начинается в тот момент, когда склонная к коррупции личность, в силу низких морально-нравственных качеств, таких как склонность к обогащению любыми способами и средствами, отсутствие моральных принципов, высших ценностей, нечестность — возникает умысел достижение своих целей любой ценой, в данном случае — с помощью подкупа, дачи взятки, вступления в сговор. С другой же стороны, находится личность, которая готова удовлетворить все потребности заинтересованной стороны — предоставить все необходимые блага и административный ресурс за определенную плату. Простота возникновения обоюдной коррупционной заинтересованности, тем не менее, делает такой союз коррупционеров прочным, так как он держится на равном для обоих сторон взаимном покрывательстве и скрытности данных отношений.

С точки зрения психологии, распространены и составляют подавляющее большинство, случаи «оправдания» своих коррупционных действий какими-либо благими намерениями. Подобные оправдания могут иметь как и вполне уместный формат (ссылки военнослужащих на низкий уровень денежного довольствия а также на то, что его “заставил командир”), так и совсем не уместные (многие находят причину в том, что по другому, как они считают, прожить невозможно, откровенно признаются в том, что хотели «обхитрить» систему и оказаться лучше других за счет подкупа кого-либо). Разумеется, никакие из этих причин, не могут являться оправданием коррупционных отношений, нарушающих как действующий закон, так как высшие морально-этические мотивы, которые обязаны быть у каждого человека, тем более, который носит на своих плечах погоны.

Рис. 2. Причины возникновения коррупции в ВС РФ

Проанализировав механизмы возникновения коррупции в ВС РФ, сформулируем причины возникновения и живучести коррупции (рис.2):

  1. Низкий уровень денежного довольствия военнослужащих, несмотря на высокую ответственность и обладание значительными материальными ресурсами во время службы.
  2. Недостаточный кадровый отбор при призыве на службу граждан, что дает возможность проникновению в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации людей, основная задача которых зарабатывать деньги, а не отстаивать интересы Родины.
  3. Недостаточная работа контрольных и профилактических органов, пропаганды области предупреждения коррупции. Отсутствие доходчиво донесенной до военнослужащих ответственности за те или иные преступления с целью предупреждения возможных преступлений. Часто встречается так, что военнослужащий идет на совершение преступления не представляя, что за него предусмотрено суровое наказание, связанное с лишением свободы, а также кратными штрафами, когда получив взятку в 500 тысяч рублей — можно потом до конца жизни выплачивать 25 млн. рублей в качестве штрафа. Отсутствие соответствующей пропаганды и работы с личным составом, в конечном итоге приводит к тому, что военнослужащий, не имеющий юридического образования, по существу не всегда можно оценить свои действия с правовой точки зрения, не осознает опасность своих действий и уголовную ответственность за них.
  4. Отсутствие надлежащего контроля за командованием, руководящим составом Вооруженных Сил РФ. Ранее, до 2013 г. контроль и разбор ситуаций по вопросам коррупции в высших эшелонах ВС РФ выполняла Инспекция по личному составу МО РФ, возглавлял которую на гражданской должности адмирал Гладких Виктор Николаевич (он же занимался созданием органа Военной полиции в структуре ВС РФ). Именно инспекция по личному составу МО РФ выполняла функции по контролю и предупреждению коррупционных отношений на уровне высшего руководства ВС РФ. В связи с проведенными в 2012–2013 годах реформами в структуре МО РФ, данная структура была упразднена, её функции были частично переданы Главному управлению по работе с личным составом Вооруженных Сил РФ (ГУРЛС ВС РФ) и Главному управлению кадров Министерства Обороны РФ (ГУК МО РФ). Организации, которым в настоящий момент поручены эти функции, не имеют возможности полноценной работы по профилактике и противодействию коррупции в рядах ВС РФ, данные функции были возложены на них руководством МО РФ по остаточному принципу.

Литература:

  1. Приказ Министра Обороны РФ «О мероприятиях противодействия коррупции в Министерстве Обороны Российской Федерации» [Электронный ресурс]: 27 сентября 2008 г. № 503. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Бугаевская Н. В. Назначение наказания в виде штрафа, кратного сумме взятки, как отражение антикоррупционной политики в новых финансово-экономических условиях // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2014. № 2–2 С. 43–49.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle