Библиографическое описание:

Усольцева Е. В. Роль народной педагогики в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1569-1571.



Анализ имеющихся исследований, опыта практической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, здоровье позволил выделить ряд их социальных проблем. К ним относятся: одиночество, отсутствие друзей, недостаток контактов с окружающими; невозможность посещать увеселительные заведения (театры, кино, вечера, концерты); невозможность посещать библиотеку; иногда невозможность посещать школу; отставание от ровесников в развитии; малое число вариантов профессионального выбора; ограниченные возможности в проведении досуга и др.

В ходе исследований выявлены социально-психологические проблемы детей с ограниченными возможностями: нервозность, трудности в отношениях с родителями; стеснительность; наличие комплексов; пессимизм; подавленность; равнодушие; пугливость; боязливость, страхи; безучастность; замкнутость; застенчивость; подавленность; одиночество; недовольство всем; неровность характера; резкая смена настроения; частые переходы от слез к смеху; эмоциональная неустойчивость; повышенная требовательность к окружающим; обидчивость; неумение общаться; отстраненность от окружающей жизни; нечистоплотность; неаккуратность; односторонность интересов, увлечений чем-либо одним; иждивенчество; деспотизм; быстрая потеря интереса к деятельности; жажда удовольствия; быстрая возбудимость; нетерпимость; импульсивность; завистливость; отсутствие устойчивых профессиональных интересов и др. [2]

Проанализировав проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья были выделены наиболее существенные, наличие которых может помешать социализации детей, их включению в общество. Среди наиболее существенных проблем были выделены: неумение общаться; застенчивость, боязливость; малое число контактов с окружающими, проблемы налаживания взаимоотношения с окружающими; малый профессиональный выбор; органичные возможности в проведении досуга.

Многие дети, имеющие инвалидность отличаются малой эмоциональностью, сдержанностью в проявлении чувств, недостаточной активностью в организации эмоционально насыщенной деятельностью. Одновременно с этим для части характерна повышенная обидчивость, длительные спады настроения, депрессии. Во многом на эмоциональное состояние и развитие ребенка с ограниченными возможностями накладывает отпечаток характер заболевания.

При нормальном развитии эмоциональной сферы ребенка в его душе живут оба чувства, взаимно уравновешивая друг друга. Но нередко доминирует какое-либо одно. Дети, которые чаще и ярче переживают чувство своей силы, становятся упорными и настойчивыми, но и одновременно самоуверенными и самолюбивыми. Иную картину представляет развитие ребенка, который часто чувствует свою слабость, свои недостатки, не смеет и не решается проявить свои желания. Личность такого ребенка приобретает печать некоторой забитости и придавленности, психической угнетенности. В глазах такого ребенка часто видны страх, робость и застенчивость, его движения — осторожные, робкие и нерешительные. Такой ребенок не только не имеет веры в себя, но и считает себя никому не нужным и заброшенным, в его психической жизни утверждается пассивность и депрессия, общий упадок и апатия, нередко растет озлобленность. [1. С. 83–84]

Раздражение, гнев — одна из самых частых эмоций у детей-инвалидов дошкольного возраста; вспышки ярости, при которых ребенок визжит, бьются руками и ногами или задыхается, являются самыми обычными формами выражения эмоций. Подобные припадки наиболее часто связываются либо с переживанием ограничений движений, деятельности, либо с огорчением из-за неудач в каком-то деле. Вспышки недовольства возможны и при изменении привычного хода вещей.

Современная педагогическая наука в последние годы все чаще обращается к народной педагогике. Это обусловлено следующими обстоятельствами: а) народная педагогика почти не подвержена влиянию идеологии, научной моды, конъюнктуры, б) средства народного воспитания носят комплексный характер, всесторонне воздействуют на сознание и поведение личности, в) народная педагогика высоко гуманистична, ее воздействие на ребенка незаметно, ненавязчиво, не назидательно и т. п. Сказанное ориентирует социальных педагогов активно использовать средства, источники народной педагогики в реабилитационно-коррекционной работе с детьми и подростками группы риска.

Как показывают исследования, значительное место в эмоциональном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья способны занять средства народной культуры. Их использование в процессе социальной реабилитации таких детей позволяет развивать эмоциональную сферу личности ребенка. Сказки, пословицы, песни, былины и другие жанры фольклора обладают значительным эмоциональным потенциалом, незаметно влияют на сознание ребенка.

Игра — важнейшее средство саморазвития ребенка с ограниченными возможностями, путь непроизвольной тренировки не только физических, но и психических свойств и качеств: внимания, памяти, наблюдательности, терпения, воли. Игры — первоначальная школа формирования нравственных качеств ребенка-инвалида, в том числе его способностей к пониманию другого, к партнерству, сотрудничеству, самоограничению, самоорганизации. [1, С.98]

Как установлено исследователями, большинство детских игр с социально-реабилитационной и собственно педагогической точки зрения имеют много общего. Их реабилитационно-педагогический потенциал зависит от следующих факторов: а) от познавательной и нравственной информации, заключенной в содержании игр; б) от того, каким героям подражают дети; в) он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели, самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха и, конечно, установления доброжелательных отношений. Игры дают детям с ограниченными возможностями очень важный навык совместной работы.

Многофункциональность фольклора определяет обширную сферу социального влияния, в частности, в качестве средства социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В исследованиях Т. В. Андрюхиной, О. Н. Грачевой, Т. В. Пескишевой, Т. Н. Семеновой, Е. Ю. Шпанко и др. обоснована возможность применения средств народной культуры в коррекционной работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии, здоровье. Это обоснование исходит из следующих посылок: а) комплексность воспитательного, развивающего и реабилитационного потенциала средств народной культуры; б) эмоциональная насыщенность, мажорность народной педагогики позитивно влияет на преодоление замкнутости, эмоциональном дефиците детей с отклонениями в развитии; в) активный, деятельностный характер средств народной педагогики, который обеспечивает полноправное включение всех окружающих в игровое, сказочное и другое действие что удовлетворяет потребность в общении, познании, творчестве.

По данным исследований, реабилитационный эффект народных средств основан на смене действительности, зачастую наполненную негативными переживаниями детей с ограниченными возможностями здоровья, на смеховую, карнавальную реальность, при которой обязательно перевоплощение, смена ролей, образов, функций на кардинально противоположные, что позволяет ребенку обнаружить свои новые возможности, ощутить собственную значимость и, перенеся пережитые ощущения в обычную жизнь, изменить отношение к себе через самореализацию и самоутверждение (переход от ограниченных возможностей к безграничным). Здесь включается механизм терапии радостью и творческим самовыражением. [3, c. 11–12]

Для создания полноценного технологичного обеспечения этнопедагогического воздействия на больных детей важно обеспечить соблюдение ведущих характеристик технологии. К ним относятся: этапность, последовательность, операциональность, процедурность, повторяемость и др. Большинство этнопедагогических источников (пословица, сказка) сами по себе не являются технологичными. Исключение составляют игры, обряды, праздники и т. п. Это комплексные источники народного воспитания. В них изначально заложена технология. Однако, без специальной педагогической интерпретации, сопровождения ни игра, ни праздник не выполняют в полной мере всех педагогических функций.

Универсальной технологией включения этнопедагогических источников в коррекционно-реабилитационный процесс является технология коллективной творческой деятельности. Выделены этапы реализации этой технологии: 1) предварительная работа педагогов, 2) коллективное планирование, 3) коллективная подготовка, 4) проведение, 5) коллективный анализ, 6) последействие.

Включение в эту технологию различных этнопедагогических источников обеспечивает реализацию следующих условий: а) технологизацию этнопедагогических воздействий, б) высокий эмоциональный эффект педагогической работы с помощью данной технологии, в) активный характер этнопедагогической технологии путем включения ребенка в процесс планирования, подготовки, проведения и анализа выполняемых действий.

Литература:

  1. Пашков А. Г., Гонеев А. Д. Педагогические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. / А. Г. Пашков, А. Д. Гонеев. Курск: Изд-во КГМУ, 1999.
  2. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов. / С. Б. Бутузова и др. М.: «Социальное здоровье России», ТЕИС, 1997.
  3. Шпанко Е. Ю. Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами русского фольклора: Автореф. дис…канд. пед. наук. / Е. Ю. Шпанко. М., 2001.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle